Тема1. история как наука.

РАЗДЕЛ I

Главные положения:

«История — наставница судьбы».

История — гуманитарная наука, занимающаяся выявлением и изучением закономерностей в развитии людской деятельности и общества. Зная их воздействие в прошлом, возможно применять их и Сейчас. В соответствии с третьему закону диалектики, явления прошлого имеют свойство повторяться в будущем, но на более качественном уровне. Исходя из этого «уроки истории» нужно знать каждому, независимо от профессии. Продолжительное время истории отказывали в праве считываться наукой, потому, что она изучает прошлое. Появлялась неприятность достоверности знаний. Но историческая наука накопила арсенал методов и приёмов, каковые разрешают сделать знания о прошлом доказуемыми, контролируемыми и непротиворечивыми.

Базой исторической науки являются исторические факты, их анализ и систематизация. Они находятся в исторических источниках, которыми являются все остатки прошедшей исторической судьбе — всё, созданное людьми, либо показавшееся независимо от их сознания (к примеру, останки самих людей). Приемами обнаружения, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, использования и изучения источников занимается источниковедение.

Одной из классификаций источников есть деление их форме на семь типов:

1) письменные;

2) вещественные;

3) этнографические;

4) устные (фольклорные);

5) лингвистические;

6) кинодокументы;

7) фотодокументы.

Эта градация условна, потому, что многие источники тяжело отнести к какому-то одному виду (к примеру, монеты). Сейчас к историческим источникам стали относить электронные носители, в частности Интернет, но способы работы с электронными носителями ещё не сформировались совсем.

Кроме источниковедения существует последовательность запасных исторических дисциплин, каковые изучают определенные виды источников. Объектом изучения палеографии являются внешние показатели рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует разные совокупности счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них, а геральдики – гербы. Нумизматика изучает монеты, надписи на них. Генеалогия занимается вопросами родов и происхождения семей, составлением родословных. Ономастика изучает имена личные, а историческая ономастика – их историю. Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на жёстких телах (камне, металле, кости, глиняных предметах).

Большая часть вещественных источников, свидетельствующих о дописьменных обществах взята при помощи археологии. Роль археологических материалов весьма громадна (к примеру, для изучения ВОВ серьёзные эти приобретают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков солдат в местах боев).

С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, в большинстве случаев, извлеченных археологами, воссоздает внешний вид человека. Антропология есть одним из наиболее значимых инструментов, помогающих воссоздать расселения народов и историю возникновения. Эти же вопросы являются одними из наиболее значимых для исторической лингвистики (языкознания), изучающей развитие и происхождение древних и современных языков. Этнология изучает традиции и обычаи, занятия и образ судьбы народов, оставшихся на переходных стадиях развития (реликтовых племён). Этнологические наблюдения оказывают помощь в воссоздании прошлого всего человечества. Кое-какие древние традиции и обычаи сохранились и у в полной мере цивилизованных народов, что кроме этого есть объектом изучения.

Каждая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы либо изучения истории самой истории, научных взоров историков различных лет т.е. историографии. Это делается с целью обнаружения дискуссионных лакун и проблем в изучении по интересующему вопросу. Оценивается возможность ответа поставленной неприятности.

При отборе фактов историк опирается на собственные теоретические представления. Это методика, имеющиеся научные выводы относительно исследуемой неприятности, среди них и сведения вторых наук, каковые разрешают оценить достоверность источника. Так, процесс исторического изучения сочетает работу с источниками и применение теоретического знания. Как раз таким методом историк может распознать закономерности исторического развития.

Одной из фундаментальных неприятностей исторической науки есть неприятность периодизации. Привычное деление истории на периоды: история первобытного общества, история Старого мира, история Средних столетий, история Нового времени и история Новейшего времени. Эта периодизация выстроена на материале западноевропейской истории. К истории Азии, Африки, Америки и, согласно точки зрения некоторых мыслителей, России эта периодизация прикладывается механически. Для этих регионов возможно выстроить собственные периодизации. К тому же, при изучении глобальной истории, нужно придерживаться единой периодизации, не обращая внимания на ее недочёты для внеевропейской истории.

Вопросы по теме

1.В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как науки?

2. Что такое исторические источники? Перечислите их. Приведите примеры для каждого вида источников.

3. Какие конкретно науки изучают исторические источники?

4. Раскройте сущность неприятностей периодизации исторического процесса.

Опорные понятия:историческая наука, исторические источники, закономерности, вспомогательные исторические дисциплины, периодизация.

Методические указания:

Существует расхожее вывод о том, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. На базе знаний о сущности исторической науки, опровергните данный тезис. Поразмыслите, чем отличается наука от идеологии? Отвечая на этот вопрос, учтите изречение философа Карла и выдающегося учёного Генриха Маркса: «Человека, стремящегося приспособить науку к таковой мнению, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к таковой мнению, которая продиктована чуждыми науке, внешними для нее заинтересованностями, — писал он, — для того чтобы человека я именую “низким”».

Вопрос о отыскивании точных исторических фактов, содержащихся в исторических источниках связан с проблемой научного способа. Историки Ш.В. Ланглуа и Ш. Сеньобос отмечали: «Историк обязан априори относиться с недоверием к каждому свидетельству автора документа, поскольку он ни при каких обстоятельствах не уверен заблаговременно, что оно не окажется лживым либо ошибочным. Оно воображает для него лишь возможность… Историк не должен ожидать, пока разногласия между свидетельствами разных документов наведут его на сомнения, он обязан сам затевать с сомнения». На чём основан способ исторического познания, о котором говорят эти историки? Работу с каким типом источников отражает это высказывание.

История — тема 1.1 Базы исторического знания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: