Тематика курсовых работ по дисциплине «теория музыки» для студентов 2 курса о/о (все направления) на ivсеместр 2013/2014 уч.г

Доцент Ященко В.Н.

Доцент Маголина М.П.

I.Подготовить письменно теоретический вопрос:

  1. Понятие музыкальной фактуры и музыкального склада иих влияние на художественный образ в произведении.
  2. Монодический и полифонический склад музыкальногописьма.
  3. Аккордовый и гомофонный склад музыкального письма.
  4. Музыкальный жанр и егоразновидности (первичные и вторичные жанры).
  5. Мелодия как средствомузыкальной выразительности. Типы мелодического движения в музыке.
  6. Кульминация, её типовоеместоположение в произведении. Гармонические средства её создания в музыке.
  7. Функциональная системаглавных трезвучий. Главные и побочные трезвучия лада.
  8. Форма периода вгармонии, её тематическое строение.
  9. Каденционные гармонические обороты в форме периода.Кадансовый К6/4.
  10. Проходящие ивспомогательные обороты и их роль в развитии музыкального произведения.
  11. Доминантсептаккорд иего обращения. Правила его применения в гармонии.
  12. Аккорды гармоническогомажора их роль в развитии музыкального образа.
  13. Прерванная каденция ипрерванный оборот как выразительное средство в гармонии.
  14. Побочные трезвучиялада и значимость ихприменения в гармонической ткани произведения.
  15. Бифункциональнаяприрода SII7, его обращения. Особенностиих применения.
  16. DVII7 и егообращения. Значениеего в динаминизации внутреннего развития гармонии.
  17. Альтерация аккордов S группы и их выразительная роль в гармонии.
  18. Альтерация аккордов D группы и ихвыразительная роль в гармонии.
  19. Неаккордовые звукии выразительное значение ихприменения в гармонии.
  20. Применение неаккордовыхзвуков на сильных долях такта.
  21. Диатонические ихроматические проходящие неаккордовые звуки. Предъём.
  22. Типы тональныхсоотношений в музыке (отклонение, модуляция, сопоставление).
  23. Родство тональностей,степени родства.
  24. Отклонение вродственные тональности и практика его применения в гармоническом развитиимузыкального произведения.
  25. Понятие о модуляции иеё роль в развитии музыкального материала.
  26. Постепенный видмодуляции и этапы её осуществления на примере 1-ой степени родства.
  27. Энгармоническая (внезапная)модуляция как способ быстрого перехода в тональности далёкого родства.
  28. Диатоническаясеквенция и её роль в развитиимузыкального произведения.
  29. Хроматическаясеквенция как способ модулирования.
  30. Органный пункт,остинато.Их выразительное значение в музыкальном произведении.
  31. Понятие имитации и её виды. Использование приёмовимитации в гомофонной музыке.
  32. Использование приёмов подголосочной полифонии вгомофонной музыке.
  33. Использование приёмов контрастнойполифонии в гомофонной музыке.

Литература для теоретической подготовки:

  • Дубовский, В., Евсеев, С., Способин, И, Соколов, В.- Учебник гармонии.-М.,1987.
  • Мюллер, Т. Ф. Гармония: Учебник.- М.: Музыка,1982.
  • Тюлин, Ю. Краткийтеоретический курс гармонии.- СПб.,2003.
  • Абызова, Е.Н. Гармония.-М.,2008.
  • Тюлин, Ю. Учение омузыкальной фактуре и мелодической фигурации: Учебное пособие.- М.:Музыка.,1976.
  • Основы теоретического музыкознания: Учеб.пособие для студ.высш. муз.пед.заведений / Под ред. М.И.Ройтерштейна. – М.,2003.
  • Анализ вокальных произведений /Отв.ред.О.Л.Козловский.–Л.,1988.
  • Назайкинский, Е.В. Стильи жанр в узыке:учеб.пособиедля студ. высш.учеб.заведений. –М.,2003.
  • Мазель, Л.А. О мелодии. – М..1952.
  • Попова, Т.В. О музыкальных жанрах. – М.,1981.
  • Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанры.
  • Ройтерштейн,М.И.Практическая полифония: Учеб.пособие для студ-ов

педаг.инст-тов. – М.,1989.

Франёнов, В.П.Учебник полифонии. – М.,1987

II. Выполнить целостный и гармонический анализ музыкального произведения:

  1. ПрокофьевС. Песня без слов.
  2. БахИ.С. Прелюдия
  3. Вессман Г. Пьеса

4. Глинка М. Полька

  1. Кабалевский Д. Пьеса «Клоуны» ор. 39 № 20

6. Моцарт В.А.Соната № 11 ч.3

7. Бетховен Л. Сурок.

  1. Ребиков Элегия.
  2. ШуманР.Баллада (№ 9) из «Альбома дляюношества»
  3. ШуманР Детские сцены (№ 6)
  4. ШубертФ. Музыкальный момент C-dur № 1
  5. ШопенФ. Прелюдия № 7 A-dur.
  6. ШопенФ. Прелюдия h-moll ор.28
  7. ЧайковскийП.И. «В церкви» из «Детскогоальбома»
  8. ШубертФ. Серенада (ф-ная транскрипция).
  9. ЧайковскийП.И. Зимнее утро из «Детского альбома»
  10. Мирза-Заде. Старинныйгобелен. Чайковский П.И. «Баба-яга» из «Детского альбома»
  11. ПрокофьевС. Марш.
  12. Легран . Мелодия из к/ф «Шербургские зонтики»
  13. ПрокофьевС. Гавот.
  14. ЧайковскийП.И. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»
  15. Боккерини Л. Менуэт из струнного квартета.
  16. ШопенФ. Ноктюрн № 20 cis-moll.
  17. Раинчик В.Калыханка.
  18. ШубертФ. Вальс,ор.9 № 32
  19. ЧайковскийП.И. «Утреннее размышление» из«Детского альбома»
  20. ШопенФ. Мазурка C-dur op.24№ 2
  21. ЧайковскийП.И. «Сладкая грёза» из «Детского альбома»
  22. Гурилёв Романс «Внутренняя музыка»
  23. ГригЭ. Шествие эльфов.
  24. ЧайковскийП.И. «Баркарола» из цикла «Времена года»
  25. Мирза-Заде. Старинныйгобелен
  26. ЧайковскийП.И. «Май» из цикла «Времена года».

План целостного и гармонического анализа музыкального произведения (отрывка)

для студентов II курса (все направления) по дисциплине «теория музыки»

на весеннюю сессию 2014уч.г.

Доценты Ященко В.Н., Маголина М.П.

1. Сведения о композиторе данного произведения;

2. К какой области музыкального творчества относится данное произведение

(инструментальной, вокальной, оркестровой, хоровой и т.д.);

3. Определить жанровые особенности произведения (пьеса, танец, песня,

романс и др.) и какие выразительные средства гармонии подтверждают

наличие этого жанра (размер, ритм, характер мелодии, темп, склад письма и

т.д.);

4. Фактура и склад письма произведения;

5. Определить границы начального периода (указать по тактам), указав границы

предложений, фраз, мотивов. Определить каденционные обороты в

предложениях и их роль в гармоническом развитии (динамике) и

формообразовании;

6. Определить главную тональность произведения и другие тональности

(указать такты), появляющиеся в процессе развития данного произведения;

определить причины их появления, т.е. тип тональных соотношений

главной и новой тональностей (отклонение, модуляция, сопоставление),

степень их родства или вид модуляции;

7. Сделать анализ основной мелодии-темы (её характер, направление мелодии

или тип мелодического движения, тип развития её в дальнейшем

(повторение, варьирование, секвенцирование, контрастное сопоставление,

полифоническое имитирование), применяются ли неаккордовые звуки в

мелодии и в аккомпонементе и какие;

8. Определить кульминацию развития тематизма в произведении, какими

гармоническими средствами в ней достигается напряжённость ( особая

последовательность аккордов, гармонический оборот, нюансы, фактура,

регистр и т.д.)

Контрольная работа должна состоять из двух заданий:

1. Раскрыть теоретический вопрос, объёмом до 3-х страниц А4+

нотные примеры;

11. Сделать целостный и гармонический анализ произведения,объёмом в

7-9 страниц. Определить гармоническую вертикаль(функции

аккордов) вкаждом такте + нотный текст произведения.

Компьютерный набор через одинарный интервал, шрифтом 14 пунктов,

размеры полей: верхнее, нижнее – 25 мм, левое – 30мм, правое – 15 мм.

Срок выполнения контрольной работы – до 22.05г.

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Похожие статьи:

admin