Тематика вопросов для зачёта

для подготовки к зачёту по дисциплине «Социология»

Тема 1. История социологии

О. Конт и зарождение позитивизма. течения позитивизма и Характерные черты.

Г. зарождение и Спенсер социал-дарвинизма, органицизма, функционализма в социологии. Э. Дюркгейм (принцип социологизма, учение о социальных фактах). Социология К. Маркса (материалистическое познание истории). Неклассический тип научности. М. Вебер как основоположник «осознающей» социологии, учения о социальном действии.

Предпосылки зарождения социологических интереса и школ к прикладным изучениям в Российской Федерации. Позитивистская концепция КИТов Н. Я. Данилевского. Субъективная социология Лаврова – Михайловского. Неопозитивизм М. М. Ковалевского и П. А. Сорокина.

Объект социологии. Предмет социологии.

Тема 2. методика и Методология социологического изучения

Виды изучений в зависимости от преследуемых целей и решаемых задач. Способы сбора первичной социологической информации. «исследовательская проблема» и «Проблемная ситуация»: суть терминов. Догадки изучения.

Анкета как вид социологического инструментария. Виды вопросов, используемых для составления социологических анкет. Виды шкал

Тема 3. Общество. Социальная структура

Общество как совокупность, соотношение элементов и системы. Отличительные изюминки социальных совокупностей. Конфликтологический и фукнкционалистский варианты системного подхода к изучению общества. Главные сферы публичной судьбе (социетальные совокупности).

Понятие социальной структуры. Номинальные и настоящие общности. Массовые общности, квазигруппы, социальные круги. Классификация групп. Глобальные и парциальные общности (группы). Виды групп: громадные и малые, ингруппы и аутгруппы, референтные группы.

Тема 4. Социальное неравенство. Социальная мобильность

К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм о роли социального неравенства.Понятие страты. Соотношение понятий «страта», «класс», «слой», «сословие», «каста». Классовая структура индустриального общества. Социальные параметры высших, средних и низших классов.

Виды мобильности в соответствии с учению П. Сорокина: вертикальная и горизонтальная, восходящая и групповая, личная и групповая. Главные каналы вертикальных социальных перемещений в современном обществе. образование и Мобильность маргинальных слоёв.

Тема 5.социальные отношения и Социальное взаимодействие

Основание концепции социального действия М. Вебером. связи взаимодействия и Контакты-обмена.

Отличительные показатели сотрудничеств как вида связи. Главные формы социальных сотрудничеств.

Становление концепций массового поведения в западноевропейской социологии в нач. 19 в. Г. Лебон, Г. Тард. Черта поведения толпы. Случайный и конвенциональный методы образования толпы. Масса людей экспрессивная и действующая.

Противоречивость публичного мнения. Факторы, под влиянием которых формируется публичное вывод.

Виды социальных перемещений в зависимости от социального состава, преследуемых масштабов и целей.

Тема 6. Социальные университеты

содержание и Форма университета. дисфункции и Функции университетов.

Понятие нормы. Классические и современные, моральные и правовые, неспециализированные и своеобразные (особые) нормы. Санкции: хорошие и негативные, формальные и неформальные.

Классификация домашних организаций (по типу брака, наследованию социального статуса и фамилии, распределению власти, пространственно-территориальной локализации и др. ).

Религия как социальный университет, её социальные функции.

Образование как социальный университет. Функции и структура образования.

Тема 7. общество и Личность

Философский, психотерапевтический и социологический подходы к трактовке личности. Социализация личности: роль группового и личного опыта на различных этапах социализации.

Социальные статусы Классификация статусов по параметрам их значимости для индивида и общества, разделению статуса с другими людьми, методам приобретения, характеру прав и обязанностей.

Типология людской поведения по Р. Мертону и её значение для объяснения девиации.

Социальный контроль. Ценности, санкции и нормы как главные средства социального контроля. Социализация, групповое давление, социальное принуждение как каналы социального контроля.

Тема 8. социальные изменения и Культура

Структура культуры. Язык, понятия, отношения в структуре культуры. Утилитарная, регулятивная, художественно-эстетическая, информационно-познавательная системы культуры. Главная культура, суб- и контркультуры. Сотрудничество культуры, экономики, социальных отношений и политики. Элитарная культура, массовая культура и культура масс.

Механизм культурного развития. Открытия, изобретения, инновации и их роль в развитии культуры. Аккультурация, ассимиляция, аккомодация как культурные процессы.

Тема 9. процессы глобализации и Мировая система

Теория Валлерштайна: понятия мировой и мировой империи экономической совокупности. Мировые проблемы современности.

Место России в мировом сообществе. Российская Федерация – мировая держава. Современная модернизация России. Новая геополитическая ситуация. Приоритеты развития взаимоотношений России с другими государствами мира.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: