Теоретическая философия канта (1724-1804)

«Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783)
Как вероятны априорные синтетические суждения? Суждения Аналитические Синтетические
Априорные 1) нереально непротиворечиво отрицать; 2) предикат находится в субъекте; 3) нет прибавления знания; «Все холостяки неженаты»; 12=7+5; «все треугольники имеют три угла»; 1) нереально непротиворечиво отрицать; 2) предикат не находится в субъекте; 3) очевидно присутствует новое знание; «Прямая — малейшая линия между двумя точками»; «мир должен иметь начало»; 7+5=12
Апостериорные Не существуют Возможно непротиворечиво отрицать «Данный шар красный»; «эта женщина незамужем»
Главные идеи – коперниканский переворот в философии: не отечественное восприятие сообразуется с действительностью, а действительность (явление) конструируется отечественными познавательными свойствами; – общее и нужное знание (апр.синт. суждения в математике, метафизике и естествознании) — оказывается вероятным вследствие того что оно во многом есть конструктом творческой свойстве рассудка; – все познание из опыта, что дает предмет восприятия, но ничего не может сказать о том, из-за чего он должен быть таким = всеоб-ть и необх-ть не рез-т привычки, как у Юма, а рез-т применения апр. разума и форм рассудка; – Кант — рационалист, для которого всеоб-ть и необх-ть знания серьёзнее реализма — но как быть с вероятностной природой квантовой механики? – наряду с этим познанию доступна лишь область явления и сам трансцендентальный аппарат, но не вещь-в-себе (агностицизм), которая аффицирует отечественную чувственность; – трансцендентальное познание — выяснение условий возможности опыта, т.е. познание трансцендальной структуры познающего субъекта; – наряду с этим субъект разделяется на эмпирический (направляться-ть физ. и психолог. особенностей индивида) и трансцедентальный (т.е. интерсубъективный); – время и пространство — априорные формы чувственности, каковые делают вероятной чистую математику (чист. созер-е пр-ва в базе геометрии, чист. созецание времени — математику), они сами являются чистым созерцанием (т.е. они сами предоставляют «доопытный» опыт); – схематизм рассудка: интегрирующая образы в схему (не образ, а метод представления предмета) имеется продукт продуктивного воображения и способности суждения, они опосредует деятельность рассудка и чувственности; в базе отечественного разума лежит мысленный опыт; – категории — общ. и необх. формы мышления рассудка по четырем классам: 1) кол-во (ед-во – мн-во – цель-ть), 2) кач-во (реал-ть – отриц-е – огран-е), 3) отношение (субст-ть – акциденция – сотрудничество), 4) модальность (возм-ть и невозм-ть – сущ-е и несущ-е – необх-ть и случ-ть); – трансцендентальная дедукция – использование категорий к эмоций. данным; опыт (частное) как бы «просеивается» через категории, выводится из них (неспециализированного); – деят-ть рассудка постоянно сопровождается трансцендентальной апперцепцией (единство мыслящего «Я», cogito); – априорными формами разума являются ноумены — трансцедентные (за пределами опыта) объекты, нужные чтобы рассудок имел возможность закончить синтез знания в категориях: 1) космологическая мысль (мир), 2) теологическая мысль (всевышний), 3) психотерапевтическая мысль (душа); – трансцендентальная иллюзия (антиномии и паралогизмы) – верный индикатор того, что разум используется не как регулятивная по отношению к рассудку, а как независимая, конститутивная свойство, что мы вышли за пределы кроме того вероятного опыта. – в отношении психотерапевтической идеи (познание души) разум впадает в трансцедентальный паралогизм: cogito не есть субстанцией либо понятием, а скорее условием всякого пред-я и мышл-я по большому счету, т.е. все мыслимое мыслится посредством cogito = само это простое сознание непознаваемо (ср. с Гёделем и Макгинном); – в отношении космологической идеи разум впадает в антиномии: 1) «огран-ть простр-ва»: мир имеет начало во времени и и ограничен в пр-ве – мир не имеет начала во времени и бесконечен; 2) «сложное мир и»: простой сост. лишь из несложных эл-в – в мире нет ничего несложного; 3) «свобода и необх-ть»: существует своободная причинность — свободы не существует, все детерминировано; 4) «сущ-е всевышнего»: сущ-т безусл. необх. сущ-во – не сущ-т полностью необх. сущ-ва.
Cтруктура трансцендентального субъекта Свойство Чувственность (die Sinnlichkeit) Рассудок (der Verstandt) Разум (die Vernuft)
Раздел КЧР Трансцендентальная эстетика Трансцендентальная аналитика Трансцендентальная диалектика
Область знания Чистая математика Естественные науки Метафизика
Апр. формы познания 1) Пространство 2) Время Категории Ноумены
Направленность На предметы На опыт На рассудок
Функция Чувственный синтез: восприятие Рассудочный синтез: мышление Регуляция и системообразование
Способности 1) свойство аффицироваться вещью-в-себе; 2) интуитивная сп-ть давать цельные пред-я ; 3) свойство приобретать цельные представления; 4) эмпир. созерцание (пр-во+время+ощущения); 1) имеет дискурсивный темперамент; 2) сп-ть самостоятельно создавать пред-я; 3) спонтанность познания; 4) сп-ть созд-ть ед-ва явлений посред. Правил; 1) сп-ть давать правила; 2) сп-ть делать опосредованные выводы; 3) сп-ть создавать ед-во правил рассудка при помощи правил;

Философия Иммануила Канта (говорят Алексей Вячеслав и Круглов Моисеев)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: