Теоретические направления

Все узнаваемые теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психотерапевтические изучения – бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология, – внесли свою лепту в разработку неприятностей межличностного общения.

Как мы знаем, любой из названных подходов выделяет главную детерминанту, определяющую социальное поведение. Для бихевиоризма это внешние стимулы, для когнитивных теорий это внутренние психотерапевтические мотивации, для психоаналитического направления – неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения, для ролевой парадигмы – структура ролевых предписаний. Разглядим концепции и основные идеи, выработанные в рамках указанных направлений и во многом выяснившие теоретическое осмысление межличностного общения.

Бихевиоризм

Среди социально-психотерапевтических теорий, следующих бихевиористской парадигме и повлиявших на разработку предметной области межличностного общения, возможно назвать теории социального обмена и социального научения. Наряду с этим главное значение имеет мысль о том, что навыки человека в межличностном общении куплены им на протяжении жизненного опыта и смогут сберигаться либо изменяться посредством какого-либо подкрепления либо наблюдения.

Само понятие «научение» свидетельствует систематическую модификацию поведения индивида при повторении однообразной обстановке. Выделяются следующие виды научения:

  • реактивное либо респондентное. Выработка условного рефлекса на базе ассоциативных связей: подобно тому как возможно выработать рефлекторное выделение слюны у собаки на свет либо на звонок (кроме того при отсутствии пищи), у человека возможно выработать, к примеру, реакцию отвращения на слова «фашист» либо «коммунист», и на людей, относимых к данной группе);
  • инструментальное, либо оперантное. Закрепление нужного поведения посредством помощи либо подкрепления. Люди научаются функционировать в некотором роде вследствие того что за этим направляться что-то приятное, либо чтобы избежать чего-либо неприятного;
  • научение на базе наблюдения. Люди довольно часто обучаются действиям и взглядам, легко замечая за моделью. Наряду с этим выделяют имитацию, ролевое обучение и идентификацию. Имитация может иметь место и без внешнего подкрепления. При идентификации одна модель предпочитается второй. В качестве объекта имитации и идентификации смогут выступать родители, сестры и братья, другие родственники, приятели, соседи, учителя, храбрецы художественных произведений и т. д. Ролевое обучение свидетельствует, что моделируются особые обстановки с целью отработки определенных навыков поведения. Большая часть речевых и коммуникативных направлений применяют как живые, так и символические модели обучения коммуникативным навыкам. К примеру, студенты замечают, как их товарищ произносит обращение, и после этого обсуждают его выступление, наблюдают записи выступлений ораторов и оценивают их в классе.

Вкладом теории обмена в изучение межличностного сотрудничества можно считать анализ связи между людьми как обмен ресурсами определенного рода. В соответствии с главным положениям данной теории:

1) человеческое поведение мотивировано в первую очередь рвением к избежанию и удовольствию страдания;

2) действия вторых людей являются главным источником страдания и удовольствия;

3) действия вторых возможно применять чтобы расширить приобретаемое от них наслаждение;

4) люди стремятся взять максимум наслаждения при минимуме затрат.

Обмен предполагает наличие ресурсов, каковые смогут быть переданы в ходе межличностного сотрудничества. В качестве ресурсов принято разглядывать любовь, статус, услуги, товары, деньги и информацию. Разумеется, что различные типы ресурсов предполагают различные правила обмена. Люди предпочитают одни ресурсы вторым. Эти предпочитаемые, желаемые ресурсы воспринимаются как вознаграждения. Вознаграждения выступают как хорошее подкрепление и увеличивают возможность поведения, которое ассоциируется с этим подкреплением. Очевидно, не все вознаграждения имеют равную сокровище. Чем больше у человека накопленный ресурс, тем менее полезным он делается для него.

Потеря желаемого ресурса либо неполучение его определяются как затраты. Выделяют три типа затрат: 1) положенные (вкладываемые) затраты – усилия и время, затраченные человеком для приобретения ресурса (к примеру, человек может положить большое количество денег и времени чтобы получить диплом об образовании либо для того чтобы ресурса, как информация); 2) прямые затраты – те ресурсы, каковые отдаются по условиям обмена (деньги в обмен на что-то второе); видами таких затрат смогут быть скука, неодобрение окружающих, непонимание, потерянное время; 3) случайные (предваряющие) затраты – вложение ресурсов в ожидании вероятных в будущем вознаграждений.

Одни люди стремятся к удачному обмену при большой для себя пользе и минимальных затратах, не считаясь с заинтересованностями вторых. Для других характерно рвение к честному обмену, в то время, когда делается попытка обоюдного учета заинтересованностей сторон.

Когнитивизм

Разные теории когнитивистского направления кроме этого содержат много идей, растолковывающих разные процессы межличностного общения.

Главная мысль когнитивного подхода – поведение человека зависит от того, как он принимает социальное окружение. Как бы ни была хаотична либо противоречива обстановка, люди привносят в нее определенный порядок. Когнитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального мира, воздействуют на поведение человека. Так, в центре внимания когнитивистов оказываются процессы восприятия, интерпретации, запоминания, формирования образов и их последующее влияние на поведение человека. Наряду с этим поведение понимается как направленная активность; источником направленности и активности поведения есть мотивация.

Солидный вклад в осмысление изюминок межличностного общения внесли теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности,теория каузальной атрибуции.

Главная мысль, которая разрабатывается в первых трех теориях (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум и др.), в самом неспециализированном виде возможно сформулирована следующим образом: когнитивная структура принимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному житейскому правилу: «мы любим то, что обожают наши друзья», «мы не любим то, что нравится отечественным неприятелям». Согласно точки зрения Ф. Хайдера, одного из авторов теории структурного баланса, в этих суждениях выражены представления наивной психологии о рвении человека к сбалансированной когнитивной структуре. Как раз вследствие того что аналитическая модель названных теорий включает три необходимых элемента, в частности – познающего субъекта, другого субъекта, к которому первый относится в некотором роде, и наконец, объекта, по поводу которого и принимающий, и его партнер имеют какое-то вывод, – то исследовательские обстановки по существу оказываются обстановками межличностного сотрудничества. Задача исследователя – выяснить, какой тип взаимоотношений между тремя обозначенными элементами дает устойчивую сбалансированную структуру, а какой – приводит к ситуации дискомфорта. Так, в соответствии с теорией коммуникативных актов Т. Ньюкома, сходство взаимоотношений А и Б к объекту будет порождать привязанность между ними и, наоборот, расхождение этих взаимоотношений будет порождать между ними неприязнь. Дабы привести совокупность в обстановку баланса, нужно вести переговоры, цель которых – сблизить позиции А и Б по отношению к предмету разногласий. Модель Ньюкома отыскала использование на практике при изучении процессов массовой коммуникации, в частности – при выяснении условий эффективности убеждающего речевого действия на потребителя информации.

Ответственным вкладом когнитивизма в изучение социального поведения людей есть изучение для того чтобы явления, как каузальная атрибуция, т. е. как именно люди интерпретируют обстоятельства поведения вторых в условиях недостаточности информации об этих обстоятельствах (Э. Джонс и К. Дэвис, Дж. Келли, Р. Нисбет, Л. Росс и др). Не смотря на то, что процесс атрибуции имеет место при анализе человеком самых разных социальных явлений, в теории межличностного общения особенное значение придается атрибуции относительно поведения партнера по сотрудничеству.

Важное действие на развитие теории межличностного общения оказала так называемая «вторая когнитивная революция». Она связана со становлением дискурсивной психологии (Р. Харре) и теории социального конструктивизма (К. Герген). На оформление данного направления повлияли идеи Л. С. Выготского, например, его психотерапевтическая теория социализации, разглядывающая язык как главный деятельности и культурный посредник мышления, включенный в совокупность социальной судьбе общества.

Главным полем изучения делается язык, дискурс, другими словами изучение устной и письменной языковой коммуникации, протекающей в обычных, естественных условиях. Главным объектом изучения, соответственно, становятся участники беседы, «сообщества собеседников», наряду с этим утверждается, что обращение не просто обслуживает людскую деятельность, но конституирует как виды деятельности, так и межличностные отношения.

В главных положениях дискурсивная психология и социальный конструктивизм тесно переплетаются с идеями так называемой ролевой парадигмы.

Ролевая парадигма

Ролевая парадигма корнями собственными уходит в социологию. В случае если для бихевиоризма и когнитивизма исходными условиями анализа являются способности индивида и психические свойства, то ролевая парадигма акцентирует внимание на отношениях между людьми, определении правил и их связи и ролей с социальным поведением. Изучение поведения человека в социальной среде имеет своим предметом смысловой, знаковый нюанс общения, другими словами символическую природу людской деятельности. Главная детерминанта поведения – роль, которая предписана человеку социальными событиями и его социальным положением.

В соответствии с теории символического интеракционизма (Дж. Мид), общество направляться осознавать не как объективную структуру, но как неизменно происходящее сотрудничество между действующими индивидами, каковые видятся в рамках разных обстановок. То, как люди обращаются между собой, реагируют на вторых, зависит от того, как они интерпретируют социальную обстановку. Наиболее значимый фактор, задающий структуру и рамку социальной интеракции, – определение обстановки. Планируя совместно, скажем, на торжественный обед, люди должны выработать согласие относительно того, как это случится. Конечным результатом есть познание всеми присутствующими смысла происходящего. В случае если событие произошло и обоюдное типологическое познание достигнуто, значит, повседневные предположения социальных структур, содержащиеся в сознании участников, совпали, образовав тем самым базу для предстоящей совместной деятельности. Это поделённое познание значительно для социальной судьбы. Этот процесс делается главной исследовательской проблемой интеракционистов.

В случае если Дж. Мид разглядывал свойство человека к ролевой игре в его воображении, то представитель драматургического подхода Э. Гофман предлагает разглядывать не мнимые ролевые игры, но настоящее поведение людей как актерскую игру. Исходный принцип его анализа: поступки человека, да и сама его личность определяются обстановкой, социальной игрой, которую он ведет вместе с другими людьми. Данный принцип направлен против психологии личности, в соответствии с которой личностные качества человека определяют финал его общения с другими. То, как мы будем принимать себя самих, по Гофману, определяют не отечественный темперамент, внутренний мотивационный профиль либо другие внутренние личностные качества, но реакции и наши действия «другого» на эти действия.

Психоанализ

Для представителей психоаналитического направления главной детерминантой поведения людей являются неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения. Вкладом психоанализа теорию межличностного общения можно считать изучение взаимоотношений в семье как главного фактора формирования личности, и взаимоотношений между клиентом и терапевтом (неприятность переноса). Любой человек может представить собственные ранние отношения как темы собственной межличностной судьбе, а все последующие отношения – в виде повторения и развития этих тем.

В формулировке Г. С. Салливана (Салливан, 1999) эта мысль звучит следующим образом: люди неотделимы от собственного окружения, личность формируется лишь в рамках межличностного общения, характер и личность находятся не в человека, а проявляются в отношениях с другими людьми, наряду с этим с различными людьми – по-различному. Личность – это относительно прочный стереотип повторяющихся жизненных межличностных обстановок, каковые и являются изюминкой ее жизни. Личность формируется с учетом исходной специфики ее ниши в межличностном общении (в первую очередь в общении с родителями), исходя из этого в ходе какое количество-нибудь важного изучения любого больного нельзя не учитывать специфику и историю его межличностных контактов.

В соответствии с психоаналитикам, с самого раннего детства мы устанавливаем шаблоны, либо паттерны, поведения, под каковые склонны подгонять все отечественные будущие отношения либо, по крайней мере, все ответственные последующие отношения. В случае если у ребенка поддерживались утепленные отношения с отцом, то, быть может, что он будет стремиться разглядывать мужскую авторитетную фигуру в хорошем свете. В случае если же, напротив, папа был весьма строгим по отношению к ребенку, то, быть может, тот будет рассматривать авторитетных мужчин как угрожающих и относиться к ним соответствующим образом. В случае если ребенку приходилось бороться за родительское внимание со сёстрами и своими братьями, то, вероятнее, равных себе он будет вычислять соперниками в борьбе за ограниченные ресурсы и т. д.

Вынужденное повторение либо навязчивое побуждение к повторению означают потребность раз за разом проигрывать отношения и такие ситуации, каковые были особенно затруднительными либо проблематичными в ранние годы нашей жизни.

Рвение клиента перенести на терапевта собственные ветхие паттерны Фрейд назвал переносом. Разработки Фрейда в данной области касаются не только терапевтов и клиентов, они имеют отношение ко всем нам в произвольных взаимоотношениях. Везде, где бы мы ни были, мы непрерывно повторяем те либо иные нюансы отечественной ранней жизни в отношениях с властью, в амурных связях, дружбе, в деловых отношениях.

Среди психоаналитических концепций наиболее значимое значение для развития теории межличностного общения имеет трансакционный анализ Э. Берна. Выделив в поведении каждого человека три типа состояний Я, названных им «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», Берн полагал, что цель несложного трансакционного анализа – узнать, какое как раз состояние «Я» ответственно за какое состояние и трансакционный стимул человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет темперамент взаимоотношений между людьми (Берн, 1988). В соответствии с Берну, первое правило коммуникации гласит: до тех пор пока трансакции дополнительны, другими словами стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может длиться сколь угодно продолжительно.

Обратное правило пребывает в том, что процесс коммуникации прерывается, в случае если происходит то, что возможно назвать пересекающейся трансакцией, другими словами стимул приводит к несоответствующей реакции. К примеру, стимул запланирован на взаимоотношения «Взрослый–Взрослый» («Ты не знаешь, где мои запонки?»). Но собеседник может внезапно вспылить («Всегда я у тебя во всем виновата!»), что соответствует схеме «Ребенок–Родитель», либо ответить: «Из-за чего ты ни при каких обстоятельствах сам не знаешь, где твои вещи? Ты так как, думается, уже не ребенок?» – что соответствует схеме «Родитель-Ребенок». При аналогичных событиях решение проблемы нужно будет отложить , пока векторы не будут приведены в порядок. Игрок будет или «Родителем», дополняя нежданно проснувшегося в собеседнике «Ребенка», или активизировать в нем «Взрослого».

их реакции и Связи


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: