Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.

Предстоящее развитие теории социальной работы идет по четырем главным направлениям:

— теория личной работы;

— теория групповой работы;

— теория общинной работы;

— теория планирования и социального администрирования. Особенность теоретической парадигмы социальной работы данного периода пребывает в том, что научные школы различных западных государств предпринимают попытки отыскать личные способы помощи нуждающихся, выяснить национальные теории социальной работы. В этом отношении особенно занимательны подходы к теории социальной работы в Германии, Канаде и Скандинавских государствах.

Германия. В 70-е гг. социальная работа в общине по большей части определялась концепцией сопричастности. Эта деятельность начинает пониматься уже не только как оказание соответствующей помощи клиенту, но и как активизация в нем самопомощи, делающей вероятной совместную с ним разработку неприятности с учётом ответственности самого клиента. Такое действие осмыслялось в группах независимого опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах другой супервизии с учетом конкретной обстановке. Все это содействовало появлению новой формы сотрудничества (кооперации) «социальный работник—клиент».

Переосмысление понятия «социальное» под действием критики медико-попечительского подхода выяснило постановку новых вопросов, касающихся как теоретических концепций, так и практических разработок. В концепции, взявшей наименование «Ведение диалога»45, была поставлена задача преодолеть индивидуалистические ориентации, разглядывая модель жизненного пространства46 как относительную совокупность и применяя диалог как средство оздоровления разработки обстановки47.

Так, цель преобразовательных процессов в социальной работе предстала не как приспосабливание клиента к своим жизненным событиям, но как высвобождение (эмансипация) его личных и социальных наклонностей.

На данной базе развиваются «комплексный подход к решению проблемы»48, «концепция социально-педагогического действия»49, стратегия вмешательства50 и формируется теория действия, объединяющая в себе проблемный и технологический подходы51. Каждое из этих направлений стало вехой на пути развития интегративных концепций.

Требование принимать клиента с учетом его повседневной жизни и конкретной жизненной ситуации, и растехнологизировать главные способы работы пришло из социальной педагогики, ориентирующейся на повседневную судьбу клиентов52. Эти идеи становятся все более актуальными в практике современной социальной работы.

Во всех областях социальной работы наблюдаются тенденции более четкой ориентации социальных работ на активизацию клиента в его жизненной ситуации с учетом его образа судьбы. социальные педагоги и Социальные работники оказывают помощь людям, нуждающимся в ней, выявляя, применяя и развивая наряду с этим их личные ресурсы, дабы совместно с клиентом создать условия для развития их самоответственности и саморегулирования (самоуправления).

Так, ориентированная на жизненную обстановку нуждающегося в помощи и его жизненное пространство социальная работа отличается следующими изюминками:

— переориентация социальной работы как совокупности одолжений на социальные запросы клиента;

— предоставление возможности для открытого восприятия новых проблемных групп и структур людей, нуждающихся в помощи;

— акцентирование консультирующей, ориентирующей, совместной коммуникационной направленности, помощь в использовании и открытии собственных ресурсов клиента, оказание помощи в дополнение к самопомощи клиента, основанной на эмоции персональной ответственности;

— стратегия вмешательства;

— ориентация на концепции повседневности и повседневный опыт;

— концепции создания сети опытной и неумелой помощи63.

Ориентированная на жизненную обстановку клиента социальная работа носит в основном профилактический (дающий предупреждение) темперамент. Она предполагает регионализацию и децентрализацию совокупности собственных одолжений, что, со своей стороны, должно снабжать получение дополнительных средств на местном и региональном уровнях с применением политических каналов.

В данной ситуации крайне важным оказывается вопрос подготовки экспертов.

Ориентированная на жизненное поле и жизненную ситуацию (пространство) клиента социальная помощь должна быть дешева в любое время для каждого в ней нуждающегося. Социальная работа не должна быть дистанцирована от повседневности барьерами профессионализации и институционализации, она не должна зависеть от организационных и временных факторов, дабы адресат имел возможность легко взять предлагаемые ею услуги и чувствовать ее яркое присутствие в собственном жизненном пространстве.

Социальная работа как таковая нацелена на то, дабы дать каждому человеку возможность понять себя субъектом собственной жизни, с изначально свойственным ему людской преимуществом. Социальную работу характеризуют правила партнерского сотрудничества и сопричастности с нуждающимися в помощи в самые важные моменты их жизни.

Такие цели, поставленные перед социальной педагогикой и социальной работой, выступают наиболее значимыми параметрами в предстоящей разработке их теоретических качеств. Последние, со своей стороны, употребляются для обоснования стратегий ответа разных вариантов центральной теории, соответственно выбирая и применяя те либо иные научно опробированные теории, среди них и теории вторых наук. Научные альтернативы разрешают достаточно совершенно верно поделить разные концепции теоретического обоснования социальной работы по их содержанию.

Разбирая литературу по данной тематике, возможно выделить концепции двух типов: социально интегративного типа (функция приспосабливания) и эмансипаторного типа (функция трансформации).

Остановимся на краткой чёрте каждого из подходов54.

«Наука о социальном, обеспечении как попечительстве55. Теоретики этого подхода разглядывают теорию социальной работы как управление к действию с позиций ценностных постулатов, частично имеющих трансцендентальный темперамент. Данной точки зрения придерживается, к примеру, германский ученый Латтке:

«Сущность социальной работы, ее предмет и ее цель обосновывают необходимость методического принципа партнерства, и социально-этических правил, которыми должно определяться любое воздействие человека в обществе, это правила справедливости, солидарности, любви, субсидиарности и авторитета».

Из анализа разных определений социальной работы, осознаваемой 1) как следствие ответственности за недостатки (недочёты) общества; 2) как уравновешивающий фактор общества;

3) как воспитание определенной социальной позиции по отношению к ближнему; 4) как прикладная теория христианства либо 5) как особенность народовластия складывается такая трактовка основной цели социальной работы: «социальное регулирование» ; интеграция в общество отдельного человека; восстановление социальной значимости непривилегированных слоев населения; проявление христианских правил; гармоничное общество; залог самообладания буржуазного общества; прагматические навыки народовластия» (Weber, 1973, S. 207).

В соответствии с Веберу, эти различия в определениях и их несистематизированность, среди них и целевых установок социальной работы, выявляют разное отношение к проблеме: с одной стороны — рвение к операциональным дефинициям, с другой — неудовлетворенность ими и потому создание все новых сущностных определений. В распоряжении теоретиков этого подхода нет какой-либо определенной публичной теории, благодаря которой возможно было бы дать оценку последствиям трансформаций в обществе.

Целевой установкой для создания «теории социального обеспечения как попечительства» есть теоретическое рассмотрение практики данной публичной сферы деятельности (Scherpner, 1962, S. 18). Помощь как функция общества помогает сохранению общества. Попечительская помощь направлена на участников общества, которым благодаря разных обстоятельств тяжело выполнять нормы публичной судьбе. Помощь существования отдельных личностей в рамках общества снабжает стабильность судьбы общества в целом. Это подчеркивается, с одной стороны, персонификацией помощи, иначе, пониманием помощи как публичной деятельности. Задача страны наряду с этим состоит, первым делом, в сглаживании антагонизмов между группами людей и отдельными личностями в общества.

Необходимость социальной помощи имеет различные обстоятельства:

первая позвана несоответствием образа судьбы отдельной личности материальным условиям судьбы общества (бедность);

вторая основывается на несоответствии моральных моральных устоев и установок индивидуума общества, предъявляющего ему собственные требования (издержки воспитания).

«Теория попечительства» разбирает обстоятельства процесса обеднения (обнищания), что может развиваться во всех слоях общества. Но человеку должно быть свойственно чувство и свободное самоопределение собственной ответственности, базой которых являются независимость и экономическая самостоятельность, развивающиеся и утверждающиеся в ходе свободной борьбе сил. Задача попечительства исходя из этого трактуется и как воспитание хозяйственности, которая, со своей стороны, окажет помощь преодолеть нищету.

В случае если первоначально попечительская помощь определялась внутренней готовностью человека оказать помощь нуждающемуся, то с развитием независимых видов публичного призрения и их организационным оформлением возможно констатировать тенденцию к нивелированию публичного характера попечительства, его приобщение к рационально-публичным формам современного управления и уход от естественных публичных образований.

«Теория социального обеспечения как попечительства» подверглась критике со стороны многих германских ученых (Matthes, 1973; Peters, 1968). В частности, подчеркивалась слабость категориального аппарата, в то время, когда такие категории, как помощь, общность (общество), жизненная помощь, относятся к так называемым «социальным стереотипам». Идеалистический и индивидуализированный метод рассмотрения процесса обнищания (обеднения) обосновывает и раскрывает идеологический темперамент, что может иметь «теория попечительства» в капиталистическом обществе.

Профессионально-ориентированный подход 56

Приверженцы этого подхода утверждают, что до сих пор для социальной работы как практической деятельности не существовало соответствующей теоретической совокупности. В качестве базы они предлагают создать сеть однозначных устойчивых определений (понятий), дабы язык социальной науки не был отдален от языка практиков, что ведет к проблемам в сферах понимания, образования и перевода. определения и Эти понятия должны употребляться в разных догадках, каковые обусловят дедуктивно-эмпирический тип теории. Последователи этого подхода трактуют теорию социальной работы следующим образом: «Теория социальной работы — это субтеория науки о воспитании, которая, со своей стороны, выступает как субтеория социологии» (Rossner, 1973, S. 28). Это положение разъясняется прагматически: процесс социальной работы есть своеобразной формой управления процессами социализации. Связанный с соответствующими мероприятиями «конгломерат попыток и проблем их решения есть областью исследования и объекта теории социальной работы». Теория социальной работы призвана конкретизировать альтернативы действий и реализовывать их в соответствии с целевыми установками. Так, она делается базой социальной разработке, которая конституируется в зависимости от преследуемых целей и имеющихся средств. Теория социальной работы должна быть базой рекомендаций, нужных для реализации задач.

Технологическая формулировка эмпирической науки не содержит требования применять какие-то определенные средства, речь заходит лишь об утверждении, что нельзя достичь определенных целей, не применяя те либо иные средства. Разработка не лишает производителя действия права на решение и выбор нужных средств, но она облегчает ему анализ возможностей.

Наука не должна быть нормативной, но носить информационный темперамент, т. е. обрисовывать, растолковывать и предполагать. Практике как области применения научных знаний нужны более либо менее правильные указания относительно сферы действия практического работника. Главным пунктом практики социальной работы приверженцы этого подхода вычисляют контроль за социальным поведением, которое может оцениваться диагностическими инстанциями как обычное либо асоциальное. Наряду с этим социальная работа как практическая деятельность делает функцию предоставления одолжений для общества, в котором она регистрирует и вовремя осуществляет контроль отклонения в поведении.

Диалектико-критический подход57

Избегая простого описания сферы социальной работы с позиций способов либо своеобразных рабочих полей, приверженцы этого направления предлагают структуру, подобную системно-теоретическому подходу рассмотрения неприятности: восходящие уровни деятельности социальной работы как субсистемы общества подразделяются на три рабочие субсистемы — социальную и публичную политику, социальное администрирование и социальное планирование, социальную терапию. Приверженцы этого подхода имеют целью структурное устранение публичного неравенства и основываются на двух исходных правилах (измерениях): на формально-методическом интерсубъективном измерении и измерении с позиций потребностей и ценностных ориентации. Наряду с этим главными пунктами являются публичные составляющие совокупности разного масштаба: в социальной терапии речь заходит прежде всего об отдельных личностях, малых межгрупповых отношениях и группах, в то время как социальное планирование направлено на социальные институты и социальную инфраструктуру, а социальная и публичная политика — на нюансы публичной совокупной структуры.

1. Социальная работа как социальная и публичная политика имеет задачей проанализировать социальную цена публичных недочётов, свойственных этому экономическому и публичному строю; совершить анализ нужных затрат на личные университеты и осуществляемых ими социальных инвестиций; развивать совокупность социального обеспечения через применение других концепций, к примеру содержательного переструктурирования либо предложений законодательного характера и т.д.

2. Социальная работа как социальное администрирование и социальное планирование идет от институционно-центрированной в направлении проблемно-центрированной деятельности. Это требует новой организации социальной работы, при которой предпочтительным есть развитие от иерархически определенной к проектно-ориентированной деятельности. практическая работа и Инновационные методы не должны развиваться за рамками администрирования, как, к примеру, планирование инфраструктуры либо построение моделей.

3. Социальная работа как социальная терапия осуществляется на четырех уровнях: личность, несколько, интергрупповые отношения и общество. В социальной терапии введены социальные практикумы для клиентов, каковые проводятся по следующим направлениям: эмансипация через понимание и знание, при помощи смыслового ориентирования и через приобретённый опыт.

Диалектико-материалистический (марксистский) подход58

Марксистский подход основывается на посылках определенной публичной теории. Анализ позднекапиталистического общества проводится посредством категорий, примененных К.Марксом в «Капитале».

В соответствии с диалектико-материалистической (марксистской) теории, публичная практика как своеобразный метод существования людей есть источником происхождения неприятностей, соответственно, исходным пунктом изысканий теоретического познания.

Приверженцы этого подхода разбирают проблему под углом зрения категории бедности, применяя двойственность понятия бедняк, что, с одной стороны, есть публичным субъектом, частью общества, а иначе, будучи объектом административно-правовых мероприятий, находится вне общества, не имеет возможности функционировать как равноправный член общества. Бедность может трактоваться как неизбежное проявление буржуазного общества, публичного разногласия между его результатом и процессом труда. Теряя работу, рабочий делается бедняком, нищим, исходя из этого бедность и безработица смогут быть объединены в одну проблему. Цель марксистского анализа бедности, в частности обоснование актуальности нищеты в понятии бедности как публичного субъекта, достигается через интеграцию бедняка как части рабочего класса, жертвы процесса обнищания, что может коснуться каждого рабочего. Конституирование бедности как центральной категории марксистской теории социальной работы дает обоснование политической социальной работы.

Анализ двух этих подходов к теории социальной работы показывает их альтернативность, которая ни в коей мере не может быть приведена к консенсусу.

Так, практики и развитие теории социальной работы в последние десятилетия носило деятельный и многосторонний темперамент, и его тенденции в будущем неизвестны и противоречивы.

Публично-политические дискуссии ведутся по следующим направлениям:

— неспециализированные вопросы, касающиеся публичной функции социальной работы. Они дискутируются в контексте разных публичных запросов, к примеру критики политической экономии, материалистической философской публичной теории, модернисткой теории, обслуживающих теорий и т.д. Наряду с этим на первом замысле стоят вопросы социальной работы как идеологии общества и отдается предпочтение аргументации структурно-категориальных образований;

— наровне с дискуссией неспециализированных неприятностей происходит их наполнение за счет вопросов, имеющих яркое отношение к отдельным рабочим и адресным группам полям, к примеру, тяжёлых подростков, наркологически зависимых, бездомных, преступности среди молодежи, воспитания и семейного консультирования в приютах. Потом эти рабочие вопросы разрабатываются в соответствии со своим предметом, на основании тех либо иных проблемных, литературных и исследовательских традиций, дабы завершиться достаточно конкретной методикой;

— эти конкретно не соприкасающиеся между собой изучения, которые связаны с рабочими рабочими и различными группами полями, соотносятся с разнообразными совокупностями различных дисциплин: политэкономии, теории страны, криминологии, психологии, психоанализа, педагогических наук, социологии и т.д. Но, соприкасаясь с другими социальными и прикладными науками, они часто теряют собственные своеобразные черты и растворяются в них. Так, к примеру, случилось с проблемами повседневного общения в учреждении, консультации либо стационаре, поглощенными терапевтически ориентированными действенными концепциями59.

Так, теория социальной работы обязана отражать в равной степени как публично-теоретические основополагающие изюминки собственных действенных императивов, так и обстановку клиента (адресата) в данных (конкретных) жизненных условиях. Исходя из этого она обязана содержать теоретические нюансы собственных специфических методик и институтов. И, наконец, теория социальной работы обязана владеть своим значимостью и собственным статусом в общей совокупности сопоставимых с нею практических и научных дисциплин. —

Теория социальной работы есть социально-научной публичной и прикладной наукой, задачи, перспективы и содержание которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с национальным социальным обеспечением и как выражение публично-тенденций развития и исторических структур.

Ориентированная на эти задачи концепция теории социальной работы структурируется на основании двух подходов: исторического и системного.

Реализация данной концепции осложняется не только широтой поставленных вопросов и может разворачиваться не только в контексте разных публично-теоретических подходов и их политико-практических заинтересованностей, но неизбежным представляется да и то, что оценка исторической и современной обстановке приведет к формированию концепции теории социальной работы как предоставляющей услуги.

теория и История социальной работы в возможности анализируется как один из инструментов современного общества для реализации задач образования, помощи и поддержки в условиях структурных публичных противоречий, включая разногласия между задачами социального страны и политически и экономически обусловленной структурой власти, между возможностями современной сферы социальных одолжений и связанной с ними опасностью отчуждения клиента (адресата) от реализации жизненных возможностей.

Комплексный подход к разным теоретическим школам социальной работы разрешил Ю.Гризу предложить классификацию главных теоретических направлений, каковые отражают ее современные тенденции в Германии. (См. табл. 2.)

Таблица 2

Канада. Классификация способов социальной работы, сведение их в единую теорию на базе холономных и синергетических подходов предприняты канадскими исследователями социальной работы.

В базе данных подходов лежит некоторый универсальный научный подход, что в соответствии с законам и единым принципам точно отражает явления материального мира, общества и мира человека. Теории совокупностей, теории процессов, правила синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где снимается картезианско-ньютоновское деление знания на естественно-научное и гуманитарное.

Р.Рамзей и группа исследователей из Канады стремились отыскать новые правила социальной работы на базе синергетической концепции Фуллера.

Под синергией Фуллер подразумевал неспециализированный охват количественных и качественных связей, каковые смогут быть постигнуты в данной совокупности. В базе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна самая экономическая совокупность координат, минимальная структура, закономерности и принципы которой свойственны для всех совокупностей любого феноменологического последовательности. Таковой совокупностью, согласно его точке зрения, есть тетраэдр.

Главная мысль для социальной работы представлена той закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех совокупностей как мира природы, так и общества. В случае если знать поведение некоторых составляющих его частей, то вероятно открыть наличие вторых частей и угадать их поведение. Таковой подход к взаимодействию и воздействию разрешает в первую очередь отойти от основополагающих правил социальной работы «личность — среда» и «среда — личность» и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип «я и другие».

В соответствии с теории Фуллера, эта установка разрешает держать в поле зрения несколько сообщение либо доминанту, а, как минимум, шесть, каковые приходится учитывать при построении концепций и понимания и системы объяснения феноменологического последовательности.

Тетраэдр в качестве совокупности связи клиента и социального работника предстает в этом случае моделью описания процесса помощи. В данной связи социальная работа выступает как промежуточное звено, разрешающее налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что было характерно при теоретических подходах в социальной работе.

Наряду с этим указанные правила разрешают выстраивать глобальные модели социальной работы на разных уровнях: политическом, географическом, публичном, духовном, потому, что глобальный контекст возможно смоделировать как изменяющуюся базу для социальной работы и ее отдельных частей60.

Швеция. Попытку создать модель единой теории социальной работы предприняли шведские ученые Г.Берлнер и Л.Юнссон. В соответствии с их подходу, социальная работа — это прикладная наука, в базе которой лежит воздействие. аналитическое понимание и Теория действия человека и социума должны интегрироваться в единую теорию, разрешающую не только обнаружить методы помощи клиенту, но и растолковывать эффект, что достигается в следствии терапевтической деятельности социального работника.

Согласно точки зрения этих шведских исследователей, таким требованиям отвечает теория социально-психотерапевтической работы, которая и будет инструментом действия и анализа. Теория Берлнера—Юнссона обязана включать в себя следующие компоненты:

• объяснение;

• познание;

• инструментальный анализ;

• императивный нюанс;

• свойство к формированию.

Разглядывая теорию социально-психотерапевтической работы как интегративную теорию, Г.Берлнер и Л.Юнссон определяют выбор базисных теорий и решают неприятности эклектизма.

Согласно точки зрения этих авторов, базисными теориями в социально-психотерапевтической работе будут теория психодинамики и общая теория систем. Обе эти теории отвечают главным требованиям: пониманию и объяснению, и являются моделями терапевтической деятельности. теория психодинамики и Общая теория систем разрешают применять их для описания феноменов на лично-групповом уровне, и растолковывать всю совокупность социальных связей, в которых находится клиент.

Эклектизм, применительно к данной концепции, рассматривается этими учеными как объединение понятий и идей, забранных из разных теорий, для образования новой теории, причем проверенное на практике понятийное целое субтеории должно отвечать требованиям, предъявляемым к помощи и анализу в практической деятельности. Как раз в этом случае она соответствует философии социальной работы61.

Так, социальная работа в ходе становления границ ее познания претерпевает культурные трансформации: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются принципы и теоретические конструкты социальной работы, в ходе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.

социальное служение и Социальная работа в жизни общества


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: