Теоретическое введение в источниковедение.

1. задачи и Предмет источниковедения.

2. Классификация исторических источников.

3. Методика источниковедческого изучения.

4. Главные этапы развития отечественного источниковедения.

Специфика истории как науки. Объектом изучения истории есть прошлое. Субъектом есть историк. На помощь историку даются исторические источники, авторы древних источников. На базе этих источников историк создаёт модель, характеризующая определённую эру. Мы наблюдаем на мир прошлого глазами того автора. В источниках жизнь отображается не практически, а проходя через призму мировосприятия автора, создавший данный источник!

(Функциональный подход). Исторический источник – это всё отражающее развитие людской общества,

(Генетический подход — в первых рядах-Данилевский). Исторический источник – это реализованный продукт людской психики, пригодной к изучению фактов с историческим значением.

Исторический источник – это остаток далёкого прошлого.

Понятие «исторический источник» утвердилось в 18 в. В первый раз было закреплено в работах российского учёного Ф. Миллера (1749 г.). К концу 19 в. этот термин делается главным.

Исторический источник это не мираж, это остаток людской деятельности, что возможно реализован или в материальной, или в совершенной форме (напр. мемуары). Историку это разрешает создавать объективную картину исторической действительности. Исторический источник появляется не просто так, создаётся целенаправленно. Появляется он в определённой деятельности. При создании исторического источника человек удовлетворял какую-либо потребность.

Различие между исследованиями и источниками. Историк пользуется не только источниками, но и изучениями. Изучение – это субъективная концепция главного исторического события. Создатель источника конкретно обрисовывает события, а создатель изучения опирается на уже существующие источники.

Источниковедение – это отрасль исторической науки, объектом изучения которой являются исторические источники. Задачами являются обнаружение источников, их анализ и систематизация, и разработка методик, теорий изучения источников.

Сам термин показался в 1861 г. в работе М. Петрова. Этот термин был буквальным переводом германского термина. До этого времени термина для того чтобы не существовало.

Структура: Выделяют пара разделов (по Варшавчику):

1. Теоретическое источниковедение – включает в себя неспециализированную теорию отдельных разделов и источниковедения исторической науки

2. Источниковедческая практика – включает в себя аналитико-прикладное источниковедение и синтетические работы, которое просматривается в работах историках конкретиков.

Современные науковеды разглядывают источниковедение как общегуманитарную дисциплину, знание которой нужно не только историкам, но и политологам, экспертам по социологии, всем тем, кто трудится с источниками. Появляются разделы – источниковедение философии и т.п. Источниковедение берёт на вооружение эти религиоведов, политологов, экспертов по демографии и т.д. Так, происходит синтез дисциплин. Рассматривается как целостная совокупность произведения культуры.

Классификация исторических источников. Это научная систематизация исторических источников, мы выделяем сущностные черты. Классификация направляет отечественные поиски на необходимые классы отряды исторических источников. Такие схемы существуют и в других науках.

Одной из первых схем была предложена Э. Бергеном и Дройзом. Они внесли предложение поделить источники на исторические традиции и исторические остатки. Первые конкретно отображают прошлое, каковые созданы без злого умысла (предметы утвари, быта, делопроизводственные документы и т.д.). Источники традиции – историческое прошлое передаётся сознательно, преднамеренно (летопись, мемуары, ежедневники).

Эта схема употреблялась и в19 в., и в первой половине 20в. Но стали осознавать, что эта схема достаточна условна. В источнике остатке имеется элемент преднамеренности, а в источнике традиции – источники являются сами остатками того времени, в то время, когда были созданы. Стали создаваться разные схемы, трудовые анализы. В 1960-70 гг. эта неприятность особенно обсуждалась. Громаднейшее распространение взяла схема Л.Н. Пушкарёва, в 1969 г. защитил диссертацию. В 75 г. он написал книгу, в ней он предложил свою классификацию. Его схема есть не единственной. Академик Ковальченко внес предложение поделить на: вещественные, письменные, изобразительные и фонические. Шмидт внес предложение дробить источники на: вещественные, изобразительные, словесные, конвенциональные, поведенческие и звуковые.

Всё множество исторических источников Пушкарёв внес предложение поделить на 7 типов. Типы – это громадные комплексы исторических источников, отличающихся методом кодирования информации. Типы:

1. Вещественные либо материальные источники. Это орудия труда, предметы быта, оружие, утварь, одежда, мебель и т.д. Изучением их занимается археология, музееведение, униформистика. Они занимательны тем, что они дают представление о материальной культуре общества, о сырье, тканях и т.п. Материальные монументы говорят об уровне разработок (шлифовка, закаливание). Недочёт: материальные монументы – немые монументы.

2. Этнографические источники – обычаи, нравы, традиции, обряды. Увлекательны тем, что передают данные об обычаях данного общества, о религиозных представлениях общества. Они говорят о дописьменном этапе общества. Изучением их занимается этнология (этнография).

3. Лингвистические источники. Это эти языка. Существуют определённые законы развития языка. Учёные заключили , что славяне отпочковались от индоевропейских народов в середине 2 тыс. до н.э. Наряду с этим на базе анализа славянских языков, узнали, что они обитали там-то и там-то. Изучением языка занимается историческая лингвистика.

4. Фольклорные источники. Это произведения устного народного творчества, в частности пословицы, поговорки, сказки, легенды, былины, саги, анекдоты. Изучением занимается фольклористика. Они занимательны тем, что они передают события, факты, каковые не находят отражения в письменных источниках. В них находят отражения факты дописьменного периода.

5. Кино-фото источники. Появление связано с развитием науки и техники. В 1839 г. были созданные первые фотографии, в 42 появляются позитивы и негативы. Кино источники появляются с 1895 г., 28 декабря, во Франции (братья Люмьеры). В Российской Федерации с весны 1896 года. Они занимательны тем, что дают внешнюю картину событий. Минусы: может не соответствовать исторической действительности.

6. Фоно источники. Это восковые валики, магнитофонные плёнки, компакт диски. В июле 1877 г. Томас Эдисон создал звукозаписывающую аппаратуру, восковые валики. Они занимательны тем, что передают звуковую воздух.

7. Письменные источники. Занимают главенствующую роль в исторических источниках, т.к. они имели возможность передать самую разнообразную данные. Смогут быть самими различными. Историки прежде всего ищут такие источники. Значение их отлично передал Бунин, в 1915 г. «Слово». Изучением письменных источников занимается целый комплекс запасных и особых исторических дисциплин. Вспомогательные делятся на 2 группы: 1 несколько занимает отдельные разновидности письменных источников (эпиграфика – изучает письменность на жёстких поверхностях), 2 несколько занимается изучением отдельных качеств письменных источников (палеография – занимается внешними разновидностями письма, сфрагистика – печатями). Больше всего этим занимается источниковедение.

Кол-во письменных источников многообразно. Общепринятой классификацией письменных источников есть классификация по видам, в 60-х гг. (Витушевская, Пушкарёв). Всё множество письменных источников принято дробить на виды. Виды – это исторически сложившееся комплексы источников, отличающиеся внутренней формой либо структурой источника. Любой источник имеет содержание, внешний вид, а имеется ещё внутреннее содержание – упорядочение текста. Исторический факт может отыскать отражения в источниках разных видов. Виды мы делим на разновидности (мемуар может иметь разновидность воспоминания, биографии, художественные, документированные воспоминаний).

Возможно локальная тема классификация, созданная для собственного личного изучения. Возможно классифицировать по типовидовому стилю, по авторству и т.п. Появления таких разновидностей и видов связано с потребностью людей.

Источниковедение (Санжиева Т.Е.) — 1 лекция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: