Теории ценностей в философии

По окончании выделения аксиологии в независимую область философских изучений сформировалось пара типов теории сокровищ. Вот кое-какие из них.

Натуралистический психологизм разглядывает сокровище как объективные факторы, источник которых содержится в биологических и психотерапевтических потребностях человека. Таковой подход разрешает отнести к сокровищам действия и любые предметы, благодаря которым человек удовлетворяет какие-либо потребности.

Персоналистический онтологизм. самый видный представитель данного направления Маркс Шелер кроме этого обосновывал объективный темперамент сокровищ. Но, в соответствии с концепции Шелера, сокровище каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой.

Мир сокровищ, по Шелеру, имеет определённую иерархию. Нижнюю ступень данной иерархии занимают сокровище, которые связаны с удовлетворением чувственных жажд и с материальными благами; более высокие сокровища – это ценности «красивого» и «познавательные» сокровища; наивысшей сокровищем есть идея «Бога» и ценность святого. Действительность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется характерной ей иерархией сокровищ, которая и образует онтологическую базу данной личности.

Аксиологический трансцендентализм осознаёт сокровище не как объективную действительность, а как совершенное бытие, не зависящее от пожеланий и человеческих потребностей. К таким сокровищам относятся истина, добро, справедливость, красота, каковые имеют самодостаточное значение и существуют в виде совершенных норм. Так, сокровище в данной концепции – это не действительность, а идеал, носителем которого есть какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное, сознание.

Культурно-исторический релятивизм. Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его базу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дильтей осознавал множественность равноправных ценностных совокупностей, каковые различаются и анализируются при помощи исторического способа. По существу этот подход означал критику попыток создания полной, единственно верной концепции сокровищ, которая была бы абстрагирована от настоящего культурного контекста.

Социологическая концепция сокровищ. Родоначальником данной концепции есть Макс Вебер, что ввёл понятие сокровищ в социологию и применил его для интерпретации социального знания и социального действия. Согласно точки зрения Вебера, сокровище – это норма, которая имеет определённую значимость для социального субъекта.

В последующем этот подход Вебера развили американский социолог Уильям польский социолог и Томас Флориан Знанецкий, каковые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, сокровищем выступает любой предмет, что владеет поддающимся определению значением и содержанием для участников какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией участников группы по отношению к сокровищу.

В случае если иметь в виду самое неспециализированное познание сокровищ, то возможно заявить, что сокровище – это понятие, показывающее на культурное, публичное либо личностное значение (значимость) фактов и явлений действительности.

Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных сокровищ», т.е. оценивается с позиций добра и зла, лжи и истины, красивого и ужасного, честного и несправедливого и т.д. К таким сокровищам относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, публичные отношения и включённые в их круг природные явления, имеющие для человека хорошее значение и талантливые удовлетворять их многообразные потребности. Вторым видом сокровищ есть «субъектные сокровища», которым относятся установки. Оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают критериями и ориентирами деятельности людей. Так, в центре понимания сокровищ находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которогои являются «предметные и» субъектные «ценности ».

На процесс формирования и ценностное восприятие сокровищ влияют все какое количество-нибудь значимые факторы людской существования – биологические, социальные, психологические и т.д. Их личное сочетание обусловливает личностный темперамент сокровищ человека, что, но, не отрицает наличия общечеловеческих сокровищ.Не нужно лишь думать, что общечеловеческие сокровища существуют наровне с личными сокровищами. Общечеловеческие сокровища – это в то же самое время и личные, личностные сокровища. И любая личность по-своему их принимает и поймёт.

8.1 Аксиология в совокупности философского знания — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: