Теории массового общества и пропаганды

Классификация теорий массовой коммуникации

— нормативные теории ( напр., Зиберт, петерсон, Шрамм — ; теории прессы; напр., Деннис Маккуэйл и его теория социальной ответственности медиа – «общественный интерес и Массовая коммуникация» — см. http://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_pr/07.aspx) – соотношение/сообщение массмедиа с публичными университетами, сокровищами, аудиториями;

— общественнонаучные теории: об неспециализированной природе, эффектах и функционировании массовой коммуникации;

функциональные теории – комплекс идей, складывающийся на базе практической деятельности массмедиа; комплект функциональных разработок и практик, используемых в отношениях массмедиа с аудиториями;

— комплекс идей здравого смысла – более либо менее системный комплект ассоциаций и обыдённых представлений в отношении массмедиа у разных аудиторий.

Теории пропаганды и массового общества

Индустриализация – урбанизация — массовое общество – «масса людей одиночек» как масса обезличенных людских взаимоотношений. Густав Лебон и Габриель Тард о публике и толпе.

Гюстав Лебон Габриэль Тард Хосе Ортега-и-Гассет

Лебон о весах:

  • В десятнадцатом веке власть толпы сменяет власть элит.
  • Фундаментальные особенности толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу возможно вынудить видеть кроме того то, чего нет в действительности), рвение срочно претворить собственные идеи в судьбу.
  • Психология толпы похожа на психологию дикарей, детей и женщин: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, критики и отсутствие рассуждения, преувеличенная чувствительность.
  • Поведение толпы изменчиво, поскольку она реагирует на импульсы( а не на аргументы рассудка).
  • В толпе нет сомнений. Она впадает в крайности, при которых любое подозрение может превратиться в неоспоримую очевидность.
  • Веса уважают лишь силу.
  • Идеи толпы удерживаются лишь категоричностью и не владеют никакой связью.
  • Рассуждения толпы примитивны и основаны лишь на ассоциациях.
  • Масса людей способна принимать лишь образы, причем, чем бросче образ, тем лучше восприятие. Прекрасное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное.
  • Формулы, облеченные в слова, избавляют толпу от необходимости думать. Формулы неизменны, но слова, в каковые они заключены, должны соответствовать времени. Самые страшные вещи, названные красивыми словами (братство, равенство, народовластие), принимаются с благоговением.
  • Масса людей направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую ее иллюзию.
  • Толпе нужен вожак. Вожак не обязательно умен, поскольку ум рождает сомнения. Он деятелен, энергичен, фанатичен. Лишь слепо верящий в собственную идею вожак может заразить верой вторых. Основное уровень качества великого вожака — упорная, стойкая воля.
  • В толпе «Сознательная личность исчезает, причем, идеи и чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно да и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, само собой разумеется, временный темперамент, но и весьма определенные черты”.

Габриэль Тард — публики и сравнительное изучение толпы. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард, осознавая общество как социально-коммуникативную деятельность многих, выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век — это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми при, в то время, когда речь заходит о толпе, и достаточность умственных связей для происхождения публики.

Ортега-и –Гассет, «Rebelion de las masas» ( Восстание весов). «. Мир в большинстве случаев был неоднородным единством независимых меньшинств и массы. Сейчас всю землю делается массой».

Серж Московичи. «Вект толп»: « В начале этого века возможно было с уверенностью сказать о победе весов; в конце мы всецело оказываемся в плену вождей. Социальные потрясения, всколыхнувшие поочередно практически все страны мира, открыли дорогу режимам, во главе которых стали вожди из авторитетов. Какой-нибудь Мао, Сталин, Муссолини, Тито, Неру либо Кастро, и изрядное число их соперников осуществляли и реализовывают полное господство над собственными народами, и тот со своей стороны преданно им поклоняется».

сплочённость банды и Ум стаи.

Уже Лебон внес предложение следующую классификацию толп, исходной точкой которой помогает простое скопище людей.

Масса людей разнородная: а) неизвестная (уличная и др.); б) неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д.).

Масса людей однородная: а) секты (политические, религиозные и т.д.); б) касты (армейские, рабочие, духовенство и т.д.); в) классы (буржуазия, крестьянство и т.д.).

Масса людей окказиональная, конвенциональная, стяжательная, паническая, агрессивная…..

Толпы естественные (стихийные) и «неестественные» — публики.

В соответствии с Тарду, кроме толп анархических, аморфных, естественных и т.д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, неестественные (к примеру, политические партии, национальные структуры, организации типа церкви, армии и др.).

Организация превращает натуральные толпы в толпы неестественные. Коммуникация делает из них публику. Но Московичи сходу отмечает различия между этими процессами. Организация поднимает интеллектуальный уровень людей, находящихся в массе. Коммуникация понижает его, погружая их в толпы на дому.

Вожди ( по С. Московичи): « Они слывут долгожданными мессиями, пришедшими вести собственный народ к почва обетованной. И, не обращая внимания на предостережения некоторых ярких умов, масса видит себя в них, определит и как бы обобщает себя в них. Она их боготворит и прославляет подобно сверхчеловекам, наделенным всемогуществом и всевидением, каковые могут помогать людям, владычествуя над ними. Их могущество, появившееся сначала под давлением событий, после этого для удобства видоизмененное, принимает в итоге вид совокупности. Эта совокупность трудится машинально и универсально . Так, в недрах громадного общества само собой формируется сообщество авторитетных (харизматических, в случае если угодно) вождей, малое, но более энергичное и волевое. И ему не образовывает никакого труда руководить миром без его ведома .

Тард о глубинной природе «вождизма» — «папа имеется и постоянно будет первым властелином, первым священником, первым примером для сына. Любое общество кроме того сейчас начинается с этого.» Папа всех народов, папа нации и т.п. Праздник ашура у мусульман

Максима Ж.П.Сартра: «Мы одиноки. И нам нет оправданий!». Коммуникация – как один из видов универсальных взаимоотношений обмена (отношения производства – отношения обмена – отношения потребления) участвует в разрешении социального напряжения (Макклюэн) в виде а) нового «технологического прорыва» и как следствие б) порождения принципиально новой версии общения людей, появляющейся совокупности новых медиа. Как раз М. Маклюен пробует обосновать идею того, что всю людскую историю возможно представить как смену предположений общения людей ( через комм. революции).

Эдуард Бернайз как первый практик ( CPI вместе с Уолтером Липпманом – Комитет информации граждан) и его «Пропаганда»:

«Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными вкусами и привычками весов есть серьёзной составляющей демократического общества. Приводит в перемещение данный невидимый публичный механизм невидимое правительство, которое есть подлинной правящей силой у нас. Нами правят, отечественное сознание программируют, отечественные вкусы предопределяют, отечественные идеи нам предлагают – и все это делают по большей части люди, о которых мы ни при каких обстоятельствах и не слыхивали…….. Частенько отечественные невидимые правители ничего не знают о вторых участниках собственного узкого круга.

Они правят нами вследствие того что наделены качествами природных фаворитов, способны создавать нужные идеи и занимают ведущее положение в социальной структуре. Как бы мы ни относились к этому, факт остается фактом – совершая фактически любое воздействие в повседневной судьбе, будь то в сфере политики либо бизнеса, социального сотрудничества либо этики, мы действуем по указке относительно маленькой группы людей, каковые составляют маленькую долю от отечественных ста двадцати миллионов соотечественников, но разбираются в мыслительных процессах и в социальной структуре весов. Это они тянут за ниточки, идущие к публичному сознанию, это они руководят ветхими публичными силами и изобретают новые методы связывать мир

воедино и руководить им.»

Денацификация Германии и дезомбирование России


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: