Теории размещения производства.

Формированию научного подхода к размещению производства содействовали теории Й. Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера. Й. Тюнену в собственности теория сельскохозяйственного штандорта, которая является попыткой распознать закономерности размещения сельскохозяйственного производства. Главным критерием оптимизации Тюнен вычислял минимизацию транспортных затрат. В качестве объекта изучения рассматривалось экономически изолированное государство, в котором находится центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и в один момент источником обеспечения промышленными товарами. Отличие в транспортных расходах формирует различный уровень цен на продукцию. Оптимальной схемой размещения наряду с этим являлась совокупность концентрических кругов – поясов – разного диаметра около центрального города. Наряду с этим каждому поясу соответствует определенный вид сельскохозяйственной продукции, причем чем выше урожайность культуры, тем ближе к центру она обязана размешаться. В рамках той же модели, Тюнен создал и теорию земельной ренты по расположению. Ее сущность содержится в следующем: цена на продукцию будет оставаться неизменной, не зависимо от отличия транспортных издержек, в случае если земельная рента будет изменяться обратно пропорционально транспортным издержкам.

Приведенные Тюненом сельскохозяйственные культуры не только смогут быть поменяны в зависимости от условий местности, но и неспециализированный принцип минимизации транспортных затрат на базе концентрических кругов так же возможно использован в рамках торгово-промышленной деятельности. Для нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия В. Лаунхардт создал теорию, которая стала называться теория рационального штандорта промышленного предприятия. В качестве главного критерия оптимизации расположения Лаунхардт так же разглядывает транспортные издержки, но, для его нахождения предлагается применять способ весового (локационного) треугольника. Наряду с этим в любой точке разглядываемой территории затраты на производство приравниваются. В расчет берутся весовое соотношение грузов и расстояний. Данную задачу возможно решить двумя методами – геометрически и механически.

В базе первых двух теорий положен принцип минимизации транспортных затрат, А. Вебер предложил новые факторы размещения производства (в дополнение к транспортным). Главным причиной размещения Вебер вычисляет экономическую пользу, которая содержится в сокращении издержек по сбыту и производству определенного промышленного продукта и свидетельствует возможность изготавливать этот продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте. Нахождение оптимального расположения предприятия определяется методом многофакторного анализа, включающего в себя транспортную, рабочую и агломерационную ориентацию.

А. Веберу непременно удалось развить и усовершенствовать теории Й. Тюнена и В. Лаунхардта, но его теория промышленного штандорта так и не стала женой рамки рассмотрения отдельного предприятия.

Первой теорией о размещении населенных пунктов стала теория центральных мест В. Кристаллера. Где распознана определенная закономерность в формировании структуры между территориями обслуживания и сбыта. Под территориями обслуживания подразумеваются экономические центры, талантливые удовлетворить не только личные потребности, но и прилежащую территорию – территорию сбыта. Такие территории с течением времени образуют верные шестиугольники (пчелиные соты), причем ими покрывается вся заселенная территория, наряду с этим формируется так называемая кристаллеровская решетка. Теория растолковывает, какие конкретно товары должны производиться (предоставляться) в зависимости от типа населенного пункта.

Эти теории стали базой формирования неспециализированной теории размещения, имеющей три главных направления:

— построение «чистых» теоретических конструкций, продолжающие традиции классиков;

— создание более неспециализированных теорий, охватывающих новые факторы, условия, нюансы;

— конструирование неспециализированной теории размещения на базе моделей пространственного экономического равновесия.

Первый подход представляет собой решение проблемы размещения производства, и определения правильных правил экономического поведения хозяйствующих субъектов. Второму подходу характерно объединение теорий сельскохозяйственного и промышленного штандортов, отличительной изюминкой есть переход от рассмотрения раздельно забранного предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных фирм, и переход от минимизации издержек к максимизации доходов и прибыли. Третий подход связан с развитием модели неспециализированного экономического равновесия Л. Вальраса (ее логико-математической структуры). Построение модели неспециализированного пространственного равновесия задача достаточно сложная, она подразумевает синтез всех частных теорий размещения с математическим описанием населения размещения и условий производства, транспортных сетей, формирования региональных рынков, миграции населения и межрегиональной торговли и т.д. Создателем первой теории неспециализированного экономического размещения есть А. Леш. Его главный способ абстрактно-теоретического анализ в математической форме отличается от других более высокой степенью обобщений и абстрагирования при объяснении происхождения территориального разделения труда. Леш показывает, что для каждого вида деятельности существует собственный рациональный предел концентрации, превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. В зависимости от вида деятельности, оптимальное сочетание данных двух факторов будет разным, что и формирует базу территориального разделения труда, т.е. концентрации разных производств по территории.

Открытие нулевого элемента таблицы Менделеева -Леонов- теория Суперобъединения- Глобальная Волна


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: