Теория четырех причин аристотеля (384-322 г. до н.э.).

метафизика и Физика

Термин метафизика (то, что по окончании физики) не аристотелевский. Термин введен или перипатетиками, или Андроником Родосским в I в. до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение первая философия либо теология в отличие от второй философии как физики. Первая философия – это наука о действительности-по ту-сторону физической.

Четыре обстоятельства. Метафизика – это изучение первых обстоятельств, т.е. оснований и условий. Аристотель считает, что их четыре:

1) обстоятельство формальная — форма

2) обстоятельство материальная — материя

3) обстоятельство создающая – обстоятельство перемещения

4) обстоятельство финальная – цель.

Первые две обстоятельства – форма (сущность) и материя, образующие все вещи, сущность достаточные условия для объяснения действительности, в случае если ее разглядывать статически. Движущая и финальная обстоятельства нужны с позиций становления, трансформации. К примеру, этот человек имеется его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Движущая обстоятельство – родители, давшие жизнь человеку, и финальная обстоятельство – цель, в направлении которой начинается человек.

его смысл и Бытие. Аристотель преодолевает и реформирует Платона и онтологию элеатов. Бытие имеет несколько, но большое количество смыслов. Все, что не есть чистое ничто, как чувственное, так и умопостигаемое, входит в сферу бытия. Но из множества смыслов бытия любой имеет неспециализированную связку, т.е. структурно соотнесен с субстанцией. Так как бытие имеется или субстанция, или ее аффект, или активность субстанции, в любом случае, нечто-имеющее-отношение-к-субстанции.

Основную группу значений бытия, либо высшие роды бытия воображают категории (бытие в себе). Их десять: 1. Субстанция. 2. Уровень качества. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Воздействие. 6. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Иметь. 10. Покоиться.

Вторая несколько значений бытия – действие и возможность.

Третья несколько – бытие акциденций – бытие случайное и непредвиденное.

Четвертая – бытие как истина – в собственности фактически людской интеллекту, разглядывающему вещи как соответствующие действительности, или как не соответствующие ей. Данный тип бытия изучает логика. Небытие как неправда имеет место тогда, в то время, когда разум соединяет с действительностью несоединимое, а разъединяет то, что не подлежит разобщению.

Проблематика субстанции.

1) Материя (hyle — гиле, от греч. — лес как стройматериал) имеется начало, образующее действительность чувственно принимаемую, в этом смысле, она — субстрат формы (дерево — субстрат формы дома, глина — субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем целый чувственный мир. Но материя сама по себе — это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, только приняв форму.

2) Форма же, наоборот, потому, что она определяет, актуализирует, реализует материю, образует сущность всякой вещи, а потому — это субстанция в полном смысле слова, но не Платонова форма Гиперурании, а внутренне свойственная самой вещи форма (форма-в-материи).

3) формы и Композиция материи, которую Аристотель именует synolos и имеется субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.

Аристотель, не смотря на то, что и не считал труд ремесленника хорошим занятием, был представителем ремесленного метода производства и знал, что без некоего материала нереально ничего произвести, среди них и всю землю.

Актуальность Аристотель именует энтелехией, что свидетельствует реализацию, совершенность. Душа, потому, что она имеется сущность, либо форма тела, это акт, либо энтелехия тела. Всевышний — это чистая энтелехия (равно как и другие движущие интеллигибельные силы небесных сфер).

Воздействие, по Аристотелю, владеет превосходством и абсолютным приоритетом над возможностью. Последняя, наоборот, мыслима только как направленная к действию. Форма (акт) — условие, правило, финиш и цель потенциальности, акт — это форма бытия субстанции вечной и не сотворенной.

Сверхчувственная субстанция. Строение аристотелевской метафизики завершает понятие сверхчувственной субстанции. Субстанции первенствует действительность, все другие модусы действительности зависят от них. Как субстанции движение и время неразрушимы. Время не сотворено и не прейдет. Ясно, что протекание во времени предполагает наличие моментов сперва и позже, но время как условие этих моментов всегда. Иначе, время—это детерминация перемещения, следовательно, вечность первого постулирует вечность кроме этого и второго.

Но, вопрошает Стагирит, благодаря какому условию существует вечное движение и вечное время? — и отвечает: благодаря наличествованию Первоначала, которое должно быть 1) вечным и 2) неподвижным: потому что только недвижное возможно полной обстоятельством подвижного. Все, что подвижно, движется чем-то иным (к примеру, камешек летит от удара трости, трость приведена в перемещение рукой, рука — человеком). Значит, для объяснения любого перемещения мы должны прийти к началу, которое по отношению ко всему, что движется, само по себе полностью без движений, и лишь исходя из этого дает перемещение всему универсуму. В другом случае, мы имеем перемещение в бесконечности, что немыслимо.

А это и имеется Неподвижный двигатель, т.е. сверхчувственная субстанция. Каким же образом Перводвигатель приводит все в перемещение, сам оставаясь недвижимым? Аристотель иллюстрирует это на примере т.н. объектов понимания и желания. Объектом отечественных жажд не редкость что-то прекрасное и хорошее, что завлекает и притягивает отечественные жажды само по себе без какого-либо движения и усилия. Вечный Двигатель выступает не как действующая обстоятельство, (по типу той, что ведет скульптора, трудящегося с мрамором, отца, рождающего сына), но как Causa finalis, т.е. целевая обстоятельство: так как Всевышний притягивает, двигая к совершенству.

Всевышний вечен, недвижим, он — чистый акт, лишенный материи и потенциальности, духовная мышление и жизнь о мышлении. Будучи таковым, он не имеет величины, частей: он неделим, бесстрастен и неизменен.

Эта субстанция одна либо же имеется другие? Аристотель полагал, что одного Вечного Двигателя не хватает, дабы растолковать перемещение сфер, из которых состоит небо. Между сферой с без движений закрепленными на ней землёй и звёздами расположены еще 55 сфер, имеющих различный момент перемещения, и движущиеся звезды. Все эти сферы приводятся в перемещение интеллигибельными силами, подобными Вечному Двигателю, но расположенными ниже него, иерархически организованными в межзвездном пространстве.

Для Аристотеля, как для Платона и, по большому счету, всякого грека, божественное свидетельствует широкую сферу, в которую под различными именами входят разные виды действительности. Божественное — это Вечный двигатель, сверхчувственные субстанции, двигающие небесами, человеческие души, т.е. божественно все, что всегда и неразрушимо.

Аристотель и Платон о сверхчувственном. Вооружившись бесчисленными доводами, Аристотель быстро осуждал платоновскую теорию идей, показывая, что, в случае если идеи трансцендентны, отделены от мира вещей, то они не смогут быть ни обстоятельством их существования, ни основанием их постижения и понимания. Дабы избежать таковой участи, формы были возвращены в чувственный мир как внутренне ему свойственные. Теория формы и синтеза материи была предложена Аристотелем как альтернатива Платону. Но он и не думал отрицать действительность сверхчувственного, только не соглашался с ее платоновской трактовкой. Идеи, формы сущность только умопостигаемое обрамление чувственного.

Аристотелевское его бытия теология и доказательство Бога составили потом базу католической теологии. Определение Всевышнего как неподвижного перводвигателя использовано в средневековой схоластике.

Выводы: Метафизические совокупности Аристотеля и Платона, с одной стороны, завершают хороший этап в развитии греческой философии, а с другой – открывают новые возможности философских изучений. Понятия «совершенного» и «материального» разрешают систематизировать философские категории и придают отчетливость формулировкам. Нетрудно заметить в происхождение слова «материя» сообщение со словами «материал» и «мать», но это было успешное использование классических понятий в совсем новом смысле.

Философский словарь: форма, сущность, материя, мысль


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: