Теория кластеризации региона.

А. Н. Петров в базу собственной классификации стратегических альянсов закладывает саму цель их формирования[39]: «…образование альянсов происходит в ответ на два главных побуждения: «оборонительный» — наступательный порыв и «инстинкт» — выживания для достижения конкурентоспособного преимущества».

Так же в ходе классификации стратегических альянсов возможно применять конкурентную модель М. Портера, в соответствии с которой различается три главных типа стратегических альянсов, основывающихся на следующем:

  • близости и понимании;
  • конкурентоспособном преимуществе;
  • смешанных мотивах.

Процесс формирования стратегических альянсов начинается с поиска и подбора потенциального партнера (партнеров) с которыми данное предприятие имело возможность бы удачно сотрудничать. Роберт Уоллес показывает на вероятную неточность при поиске потенциального союзника[40]: «В качестве партнеров люди склонны разглядывать лишь тех, кто не есть их яркими соперниками». Подобное высказывание очень справедливо. Существует множество вариантов успешного кооперирования альянсов горизонтального типа, одной из таких форм возможно назвать создание совместных фирм.

Совместное предприятие – это альянс двух (либо более) свободных организаций, осуждённый с единственной целью – решить конкретную задачу, которая недостижима для каждой компании по отдельности». Уоллес приводит классификацию совместных фирм, в зависимости от типа их связи выделяя три типа: предприятия со не сильный связью, умеренной и тесной.

В соответствии с его классификацией, предприятия со не сильный связью смогут создаваться для стремительного проникновения на рынок, или с целью получения больших контрактов. Наряду с этим обе стороны «…смогут в течение маленького времени трудиться сообща лишь над одним проектом и сохранять наряду с этим полную деловую независимость во всех остальных собственных операциях». Эта форма самый подходит для «пробного» союзничества, поскольку разрешает «безболезненно» выйти из него, наряду с этим, не утратив фактически ничего. Более тесную сообщение имеет следующая форма совместных фирм – с умеренной связью. Она предполагает некое наличие доверия у участников аналогичного кооперирования. Фирмам с тесной связью характерна интеграция инфраструктуры, ресурсов, обслуживания и процессов. Выйти из подобного рода союзничества сложно. Создавая такие совместные фирмы, все же направляться заблаговременно создать стратегию выхода из него, учитывая тот факт, что «чем теснее сообщение, тем сложнее выйти из альянса» [41].

При поиске потенциального партнера, предприятию так же направляться обратить особенное внимание не только на собственные вероятные пользы, но и заинтересовать союзника, предложить ему как раз такие возможности совместной работы, каковые имели возможность бы его склонить к выбору и вступить в стратегический альянс как раз с данным предприятием. Существует последовательность главных мотивов для вступления в стратегический альянс, к каким возможно отнести[42]:

  • возможности получения разработки и (либо) производственных свойств;
  • получение доступа к определенным рынкам;
  • сокращение денежного риска;
  • сокращение политического риска;
  • обеспечение конкурентоспособного паритета.

Стратегические альянсы позволяют входящим в него фирмам очень значительно увеличить собственные конкурентные преимущества, а, следовательно, и возрастает конкурентоспособность национальной экономики и региона в целом. Зарубежный исследователь М. Портер изучил конкурентные возможности более чем ста отраслей в десяти государствах и пришел к следующему выводу довольно их территориальной дислокации: «… самые конкурентоспособные транснациональные компании в большинстве случаев не разбросаны бессистемно по различным государствам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, иногда кроме того в одном регионе страны» [43].

Объяснение этому возможно следующее – успех на интернациональном рынке, достигнутый указанными транснациональными компаниями отразился на их ближайшем окружении. Парадоксально, но благоприятное действие сказалось не только на совокупности потребителей и поставщиков данных компаний (что в полной мере разумеется), но и соперников. Со своей стороны хорошее развитие окружения транснациональных компаний дает им очередной толчок к увеличению их конкурентоспособности.

Подобное взаимовыгодное содействие целой организаций и цепочки предприятий образуют целостную структуру, которую М. Портер именует кластером и дает ей следующее определение: «кластер – это сконцентрированные по географическому показателю группы взаимосвязанных компаний, специальных поставщиков, поставщиков одолжений, компаний в соответствующих отраслях, и связанных с их деятельностью организаций (к примеру, университетов, агентств по стандартизации, и торговых объединений) в определенных областях, соперничающих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [44].

На сегодня накопилось множество разнообразных определений понятия «кластер». Т.В. Цихан в собственной статье «Кластерная теория экономразвития» выделяет три главных определения кластеров[45]:

регионально ограниченные формы экономической активности в родственных секторов, в большинстве случаев привязанные к тем либо иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (к примеру, цепочка «поставщик-производитель-сбытовик-клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся около головных компаний;

отрасли, определенные на самом высоком уровне агрегации (к примеру, «химический кластер») либо совокупности секторов на еще более большом уровне агрегации (к примеру, «агропромышленный комплекс»).

К данным определениям возможно так же добавить еще одно, разглядывающее кластер с позиций системного подхода. «Кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных разных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимозависимости и взаимосвязи, совместно функционируют с определенной целью» [46].

Что касается вероятной структуры кластера, то ее возможно представить следующим образом – рисунок 3:

Рисунок 3 — Вероятная структура кластера[47]

В зависимости от специфики отрасли, к которой будет относиться конкретный кластер, его структура будет пара различаться и иметь собственные характерные черты, конечно на структуру кластера влияет и степень его развитости. В этом случае, чем более развитым выясняется кластер, тем более сложную и специальную структуру имеют его составляющие, в основном это отражается на связях потребителей и поставщиков.

Определяющую роль в ходе развития кластерных структур играется их личная конкурентоспособность. Что касается конкурентоспособности, то на ее формирование, как было уже отмечено ранее, оказывает значительное влияние окружение, по сути, и составляющее кластерную структуру. В.М. Николаев в собственной статье «проблемы и Экономическая глобализация нацбезопасности» подтверждает значение окружения и более подробно конкретизирует его: «Наиболее значимым причиной конкурентоспособности кластеров есть большой уровень развития совокупности связанных отраслей и институтов, а для создания национальной инновационной притока и системы квалифицированных кадров – госполитика» [48].

Разглядим более детально структуры, взаимодействующие с кластером, они представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 — Структуры, взаимодействующие с кластером[49]

Указанные структуры во многом предопределяют успех предстоящего развития кластера, помимо этого любая компонента кластерной структуры формирует его наиболее значимые особенности. Если сравнивать с отраслевой производственной структурой, кластерная имеет множество преимуществ, и с позиций увеличения национальной конкурентоспособности представляет собой более идеальную форму производства.

Разглядим классификацию кластерных структур, которую приводит в собственной статье Т.В. Цихан и вычисляет ее главной чёртом кластеров, на которой смогут быть выстроены кластерные стратегии[50]:

  • географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (к примеру, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (космический кластер);
  • горизонтальная: пара отраслей/секторов смогут входить в более большой кластер (к примеру, совокупность мега кластеров в экономике Нидерландов);
  • вертикальная: в кластерах смогут находиться смежные этапы производственного процесса. Наряду с этим принципиально важно, кто как раз из участников сети есть конечным исполнителем и инициатором инноваций в рамках кластера;
  • латеральная: в кластер объединяются различные секторы, каковые смогут обеспечить экономию за счет результата масштаба, что ведет к новым комбинациям (к примеру, мультимедийный кластер);
  • технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же разработкой (как, к примеру, биотехнологический кластер);
  • фокусная: кластер компаний, сосредоточенных около одного центра – предприятия, НИИ либо учебного заведения;
  • качественная: тут значителен не только вопрос о том, вправду ли компании сотрудничают, но да и то, как они это делают.

В рамках данного пункта рассмотрены принципиальные изюминки формирования стратегических совместных предприятий и альянсов, представлены важнейшие их понятия, дана их разносторонняя классификация. Так же в данном пункте рассмотрено понятие кластера, приведена структурная схема вероятного его группы и образования структур, взаимодействующих с ним.

Для чего необходимы кластеры, и кому это выгодно?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: