Теория личностных черт г. олпорта

Г.Олпорт – изучал концепцию личности в качестве альтернативы механизма биологического, поведенческого и инстинктивного подходов. Он выступал против переноса фактов психологического состояния больного на здорового человека. Вся его деятельность была сосредоточена и подтверждена экспериментальными изучениями здоровых людей. Г.Олпорт основной собственной задачей вычислял создание новых правил развития личности. Одним из основных его постулатов было положение о саморазвивающейся и открытой личности. Это предположение было предпринято в первую очередь вследствие того что человек выступает как социальное существо и не имеет возможности развиваться, не контактируя с окружающим миром. Г.Олпорт стал одним из первых, кто заявил об уникальности человека, т.к. любой неповторим и неповторим в силу сочетания разных качеств, потребностей и линия. Все эти различия содействуют неповторимому для каждого формированию становления и личности в жизни.

В базе диспозиционального направления психологии личности лежат две неспециализированные идеи. Первая содержится в том, что люди владеют широким комплектом предрасположенностей реагировать определённым образом в разных обстановках. Другими словами люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, эмоциях и мыслях. Вторая главная мысль связана с тем событием, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, имеется динамическая организация тех психофизических совокупностей в индивиде, каковые определяют характерные для него мышление и поведение, детерминируют его неповторимое приспособление к среде.С позиций теории Олпорта, возможно выяснить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне обстановок.

Олпорт различал личные и неспециализированные черты. Наряду с этим фактически чертой Олпорт именовал только неспециализированные черты, а личные – личной диспозицией либо морфогенной чертой. Настоящее различие между ними в том, что индивидуальные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Применяя понятие об неспециализированных чертах, возможно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у разных индивидов либо групп индивидов. Он считал, что не смотря на то, что черты и индивидуальные диспозиции реально существуют в человеке, они конкретно не замечаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт высказал предположение, что имеется некоторый принцип, организующий установки, мотивы, склонности и оценки в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – хорошее, творческое, стремящееся к росту свойство людской природы, оно охватывает все нюансы личности, содействующие формированию эмоции внутреннего единства. Олпорт выделил семь разных качеств, участвующих в развитии проприума:

  • чувство собственного тела;
  • чувство самоидентичности;
  • чувство самоуважения;
  • расширение самости;
  • образ себя;
  • рациональное управление самим собой;
  • проприативное рвение.

Олпорт ни при каких обстоятельствах не практиковал в психотерапии и исходя из этого отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди очень схожи. Олпорт долгое время трудился над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, притязания и опыт;
  5. зрелый человек демонстрирует свойство к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек владеет цельной жизненной философией.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности второй. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

  • детская стадия;
  • стадия относительной разделении;
  • стадия интегрированного единства.

На первом этапе ребенок функционирует как динамическое единство, практически в любых случаях отвечает как целое, по принципу все либо ничего. На второй стадии это динамическое единство нарушается и появляется разделение, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут быть цели, мотивы, установки). На третьей стадии в ходе общения и деятельности на базе соподчинения и дифференциации отдельных особенностей личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

Олпорт думал, что критерием проявления единства личности есть постоянство поведения человека в различных обстановках, причем как раз в тех обстановках, где включенность Я велика. Проверка этого предположения проводилась им в опыте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной обстановке, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, изменялись условия: испытуемым говорили, что результаты ответа задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство неспециализированных черт личности выявилось как раз по второй серии, где включенность Я была большой.

Неприятность развития личности есть центральной для всего гуманистического направления, причем перемещение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, желанием покоя и установлением равновесия, сколько с его нарушением, с планированием все более тяжёлых задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи — Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Как стать бизнес тренером : этапы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: