Теория памяти в ассоциативной психологии

Память

Главные понятия

Память;

процессы и виды памяти;

моторная, эмоциональная,

образная и словесно-логическая;

сенсорная, краткосрочная

и долгосрочная память;

эпизодическая и семантическая память; запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение;

теории памяти; параллелограмм развития памяти; мнемоника.

Прочтя данный текст, вы сможете

Осознать сущность памяти.

Приобрести знания о процессах и видах памяти.

Усвоить психотерапевтические теории памяти.

Выяснить, как увеличить возможности запоминания
и избежать забывания информации.

виды и Сущность памяти

Сущность памяти

Память – это сохранения прошлого и процессы организации опыта, делающие вероятным его повторное применение в деятельности либо возвращение в сферу сознания.

Память высоко ценили в дописьменный период людской истории. Любой народ хранит легенды о музыкантах и поэтах, каковые знали наизусть большие по количеству художественные произведения. Сейчас память была сродни мудрости.

Древние греки вычисляли богиню памяти Мнемозину – матерью девяти муз, покровительниц всех известных тогда искусств и наук. Память, согласно точки зрения поэта Эсхила, – дар Прометея:

Послушай, что смертным я сделал:

Число изобрел, слова слагать научил,

Память им дал…

Блаженный Августин именовал память «сокровищницей души» и полагал, что именно она заключает в себе идею Всевышнего. Думается, ни один человек, владеющий выдающейся памятью, не потерялся в анналах истории. Александр Македонский знал в лицо и по имени тысячи собственных солдат. Митридат Понтийский обладал языками всех 22 народов, живших в его владения. Мелкий Вольфганг Моцарт нота в ноту воспроизвел сложное многоголосное произведение композитора Аллегри. Британский живописец Дж. русский и Рейнольдс живописец А.И. Куинджи по памяти писали портреты. Известный шахматист А. Алехин вслепую совершил сеанс одновременной игры на 32 досках. Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей шестизначных логарифмов. И сейчас в Индии имеется люди, каковые не забывают все песни Махабхараты в 300 тысяч строчков.

Тяжело переоценить значение памяти для конкретного человека, в структуре его индивидуальности и личности:

? Память – одно из условий психологической судьбе человека. Чуть ли не самое ответственное чудо животной и особенно людской организации (И.М. Сеченов).

? Лишившись памяти, человек утрачивает Я, перестает существовать (С. Роуз).

? Я – это моя память (К.К. Платонов).

? Без памяти мы были бы существами мгновения. Отечественное прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом (С.Л. Рубинштейн).

Процессы памяти принято именовать мнемическими процессами (от греческого «мнеме» – память). Долгое время научная психология и житейская практика существенно упрощали отечественные представления о сущности памяти как когнитивного процесса. Господствовала метафора глины либо восковых дощечек Платона, каковые сохраняют след (отпечаток) действия раздражителя. Таковой подход характерен для бихевиоризма и ассоциативной психологии.

Современная когнитивная психология исходит из принципа активности памяти. Память снабжает не только воспроизведение и сохранение информации, но и воздействует на темперамент ее восприятия. Принцип активности памяти предполагает, что отечественные воспоминания являются не бледной копией случившихся событий, а их реконструкцией. Это положение Т. Вуджек иллюстрирует детскими воспоминаниями Жана Пиаже, историей его похищения. Ж. Пиаже не забывал, как на него напали двое мужчин, и как няня отбила его от похитителей. В признательность семья подарила отважной даме золотые часы. Спустя 25 лет няня согласилась, что она сама сочинила всю эту историю. Однако, Ж. Пиаже светло не забывал событие, которого в реальности не было.

Процессы памяти, в соответствии с новой когнитивной парадигмой, нужно разглядывать как полисистемное образование, на молекулярном, нейронном, нейрохимическом и системно-структурном уровнях, как соединение биологического и социального в человеке, включая фактически когнитивную (отражательную) и продуктивную (управление всей жизнедеятельностью человека) функции психики (Изюмова, 1995). Помимо этого, нужно принимать к сведенью тот факт, что память в один момент есть и родовым свойством человека (она имеется у всех представителей вида Homo Sapiens), и атрибутом индивидуальности. Любой человек в отдельности имеет различную степень выраженности «мнемических свойств». Одни люди легко усваивают новую данные, другие – легко (и к месту) ее воспроизводят.

Виды памяти

В качестве оснований для классификации памяти по ее видам выступают: изюминке воспроизведения и материала запоминания; темперамент деятельности, на протяжении которой совершается воспроизведения и процесс запоминания (непроизвольная и произвольная память); метод запоминания (механическая и смысловая память); время сохранения образов (сенсорная, краткосрочная и долгосрочная память); степень осознанности запоминаемой информации (имплицитная и эксплицитная память). Но, как утверждает Ги Лефрансуа, существует всего два вида памяти: хорошая и нехорошая, и большая часть обычных людей обладают последней.

В отечественной психологии самый признана классификация видов памяти, предложенная П.П. Блонским. В зависимости от его материала воспроизведения и особенностей запоминания он выделяет моторную, либо двигательную память; аффективную (эмоциональную) память; образную память и вербальную, либо словесно-логическую память.

Двигательная память – запоминание, воспроизведение и сохранение определенных их систем и движений. Этому виду памяти предшествуют избирательность и хватательный рефлекс по отношению к окружающим предметам. Она является основой для создания практических навыков. При преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается с позиций его двигательного проявления либо состава. К примеру, музыканту несложнее отыскать в памяти какую-либо пьесу не в виде нотной записи либо мелодии звукового последовательности, а по перемещениям пальцев на протяжении ее выполнения. Слова людьми с хорошей двигательной памятью также будут запоминаться в плане их артикуляционного состава, другими словами перемещения, каковые совершают гортань и язык при произнесении слов. Исходя из этого дети довольно часто проговаривают слова вслух при заучивании текстов.

Эмоциональная память – запоминание, воспроизведение и сохранение эмоционально окрашенных явлений, либо память на эмоции и эмоции. Память сохраняет положительно либо отрицательно окрашенные переживания. Они смогут побуждать человека к действию либо отказу от него. Иначе говоря информация о событиях как бы маркируется чувствами. Неприятные эпизоды имеют тенденцию к вытеснению и, напротив, «радостные» 60 секунд сохраняются годами. Принято вычислять, что эмоциональная память проявляется у ребенка где-то в шестимесячном возрасте. Такая эмоциональная избирательность памяти свойственна каждому человеку. Эмоциональная память лежит в базе свойства сочувствовать и сопереживать.

Образная память – запоминание, воспроизведение и сохранение образов определенной модальности. Э. Цветков память вычисляет обратной функцией восприятия. Воспроизведение информации осуществляется по каналу той же модальности, по которому она была усвоена. Образная память появляется к двум годам, а собственного наивысшего развития достигает в подростковом возрасте. Зрительная и слуховая память, в большинстве случаев, преобладают у большого числа людей. Осязательная, обонятельная и вкусовая память господствуют скорее как исключение либо относятся к опытным видам памяти.

В особенных условиях деятельности начинается чувствительность соответствующих рецепторов, к примеру, у дегустаторов, что содействует хорошей вкусовой либо обонятельной памяти.

Словесно-логическая память – своеобразны человеческий вид памяти; запоминание, воспроизведение и сохранение словесно оформленного и осмысленного материала. Принято вычислять, что мысли смогут быть переданы посредством языка, этим разъясняется наименование данного вида памяти. Не смотря на то, что, в случае если при заучивании материала не обращают внимания на суть, то обращение может идти только о словесной памяти.

Согласно точки зрения П.П. Блонского, развитие памяти у отдельного индивида
(в онтогенезе) повторяет ее развитие на различных ступенях исторического развития человечества (в филогенезе), другими словами в соответствии с принципом единства онтогенетического и филогенетического развития. Исходя из этого, мы можем сказать как об отдельных видах памяти, каковые формируются у ребенка по мере его социализации, так и о филогенетических ступенях развития памяти.

Процессы памяти

Исторически в психологии принято выделять такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Современная когнитивная психология применяет особую терминологию: кодирование, хранение, забывание и извлечение (Рис.1).

Рис.1. Процессы памяти (по В.Д. Шадрикову)

Запоминание представляет собой обобщенное наименование мнемических процессов, снабжающих удержание информации либо опыта в сознании человека. Принято выделять две (непроизвольная и произвольная) либо три (запечатление, непроизвольная и произвольная) формы запоминания. Запечатление – это запоминание однократно предъявляемого в течение маленького времени материала. Непроизвольное запоминание – сохранение материала без наличия особых волевых сознательного использования и усилий каких-либо мненимических приемов. Произвольное (преднамеренное) запоминание либо заучивание – обусловленное наличием волевых упрочнений сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего извлечения. Иначе говоря произвольное и непроизвольное запоминание определяется их ролью и местом в структуре психологической деятельности.

Большой вклад в изучение процесса запоминания внесли работы П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. В отличие от зарубежных психологов П.И. Зинченко разглядывал непроизвольное запоминание как прямой, а не побочный продукт людской деятельности. Он так организовал опыт, что испытуемые на одном и том же стимульном материале имели возможность показать эффективность произвольного и непроизвольного запоминания. В качестве стимульного материала были использованы 15 карточек с изображением чисел и предметов, каковые выступали либо объектом, либо фоном деятельности. Первой группе испытуемых было предложено осуществить классификацию предметов, второй группе – расположить числа в порядке их возрастания. После этого испытуемые каждой группы должны были воспроизвести по памяти сперва то, что было объектом их деятельности, а после этого то, что было ее фоном (Табл. 1).

Таблица 1 – Продуктивность непроизвольного запоминания объектов фоновых
стимулов и деятельности для различных возрастных групп (по Т.П. Зинченко, 2002)

Результаты изучения продемонстрировали, что деятельность с объектами есть главным условием непроизвольного запоминания. Наряду с этим продуктивность запоминания объектов деятельности в группах испытуемых выше, чем запоминание фоновых стимулов.

Согласно данным А.А. Смирнова, при отсроченном воспроизведении материала непроизвольное запоминание возможно вдвое действеннее произвольного, намерено организованного запоминания.

На эффективность произвольного запоминания материала влияют повторения и процессы понимания. Чем лучше мы понимаем, тем больше мы не забываем. Низкая продуктивность механического запоминания была установлена в опытах Г. Эббингауза. В отечественной психологии одним из первых роль понимания в запоминании изучил Н.А. Рыбников (1923). Он установил, что осмысленное запоминание в 22 раза действеннее механического.

В ряде источников было найдено, что более целесообразным есть так именуемое распределенное заучивание, чем концентрированное. А. Пьерон (1913) предлагал испытуемым запомнить последовательность из 18 тщетных слогов с промежутками в 30 с, 1, 2, 5, 10 и 20 мин и 24 и 28 часов. Оптимальными были промежутки, начиная с 10 мин и до 24 часов (4 повторения).

Сохранение – мнемический процесс долгосрочного удержания в латентном (скрытом) состоянии воспринятой ранее информации. Сохранение тяжело поддается экспериментальному изучению, о нем возможно делать выводы на основании вторых мнемических процессов. В психотерапевтической литературе его значительно чаще разглядывают во связи с забыванием – процессом частичной либо полной потери информации. В.Д. Шадриков выделяет две стороны сохранения: фактически забывание и сохранение. Т.И. Зинченко выделяет, что сохранение материала в памяти не есть лишь функцией времени, оно имеет избирательный темперамент. Вследствие этого принято различать активное и пассивное сохранение. Участие мышления в ходе организации сохранения информации может привести к тому, что повторное ее воспроизведение будет более полным, чем первое.

Противоположным (либо сопутствующим) процессом сохранению есть забывание. В психологии имеют место две теории забывания: угасания следов и интерферирующего торможения. В соответствии с первой теории, забывание – естественный и пассивно протекающий процесс постоянного угасания следов памяти. В соответствии с второй теории, забывание – итог отрицательного влияния предшествующей (проактивное, вперед направленное торможение) либо последующей (ретроактивное, назад направленное торможение) деятельности.

О возможности сохранения следов памяти свидетельствуют гипнотические испытания с внушением детского возраста. В таком состоянии не только воспроизводится забытый прошедший возраст, но кроме того изменяются голоса и подчерк в соответствии с внушаемым возрастом.

Воспроизведение – мнемический реконструкции воссоздания (и процесс восстановления) сохраненной раннее и актуализированной информации. Оно имеет три формы: узнавание; непроизвольное, либо фактически воспроизведение; произвольное воспроизведение, либо припоминание. Узнавание – короткое воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение – яркое воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями либо эмоциями либо деятельностью, делаемой сейчас (к примеру, чтение книги). Произвольное воспроизведение – осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых упрочнений. Оно связано с постановкой особой репродуктивной задачи и применением определенных приемов. Припоминание – самая активная форма воспроизведения, которая связана с реконструкцией и избирательностью воспроизводимой информации.

Компьютерная метафора разрешила представителям когнитивной психологии по-новому взглянуть на механизмы и процессы памяти их функционирования. Описание людской памяти во многом стало аналогично характеристике работы компьютера. В соответствии с когнитивистам, информация кодируется, хранится (архивируется) и извлекается.

Кодирование предполагает отбор релевантной (значимой) информации и ее преобразование в адекватную форму хранения. Определенную аналогию возможно совершить между вводом и кодированием данных в ПК. Принято вычислять, что кодирование осуществляется на уровне сенсорной, краткосрочной и долгосрочной памяти.

То, что процесс кодирования начинается на уровне сенсорной памяти, обосновывает опыт Дж. Брэдшоу (Bradshaw, 1974). На протяжении изучения испытуемым в заблаговременно обозначенной точке экрана демонстрируют на 125 мс слово («коса»), которое они должны прочесть и осознать. В один момент на периферии зрительного поля предъявляется одно из двух слов («женщина», «трава»), которое может повлиять на семантическую интерпретацию слова, предъявляемого в центре круга. Периферическое слово «трава» ведет к тому, что испытуемые принимают слово «коса» как сельскохозяйственное орудие. Соответственно, периферическое слово «женщина» актуализирует интерпретацию центрального слова как женскую прическу. Эти опыта разрешают обратить внимание не только на скорость процессов кодирования, но и на феномен его вариабельности. Одинаковый стимул в зависимости от субъекта может относиться к различным внутренним репрезентациям (Хофман, 1986).

На уровне краткосрочной памяти, как утверждает Ж. Годфруа, происходит первая перегруппировка элементов усваиваемой информации. Но главный процесс кодирования осуществляется на стадии долгосрочной памяти, как идентификация и анализ разных черт информации.

Хранение – это удержание и накопление информации в сознании с целью ее предстоящего применения. Канадский психолог Эндел Тульвинг конкретизировал представления о методах хранения информации в эпизодической и семантической памяти как формах долгосрочной памяти. Эпизодическая либо автобиографическая память – это память на субъективно переживаемые события, каковые связаны с временем и конкретным местом. Семантическая память сохраняет отечественные знания о мире, обусловленные определенной культурой.

Ж. Годфруа сравнивает семантическую память с каркасом для событий текущей судьбе, каковые сохраняются в эпизодической памяти. В то время, когда мы оперируем абстрактными понятиями, мы обращаемся к семантической памяти. Наоборот, в то время, когда речь заходит о пережитом нами событии, оно извлекается из эпизодической памяти (к примеру, «все студенты сдают экзамены» и «у меня день назад был экзамен по психологии»).

Принято выделять три формы организации памяти: пространственную, ассоциативную и иерархическую. Пространственная организация памяти лежит в базе построения когнитивных карт и разрешает соотносить важнейшие события либо предметы («опорные точки»). К примеру, наименование книги в алфавитном каталоге либо одно событие довольно другого («это было до поступления в университет»).

Ассоциативная организация отражает метод группировки элементов в соответствии с неспециализированными показателями либо со сходными функциями (к примеру, музыкальные инструменты). Иерархическая организация семантической памяти разрешает расположить разные категории в зависимости от уровня их связей и обобщенности между ними. Так, фрейм «дерево» четко определяет конкретную нишу определенного вида лиственного либо хвойного дерева (Рис. 2).

Извлечение – воспроизведения информации и процесс актуализации из долгосрочной памяти в краткосрочную память (в сферу активного сознания). Различают два вида извлечения: воспоминание и узнавание. Узнавание является процессом верной идентификации усвоенной раннее информации.

Рис. 2. Фрейм «дерево»

Воспоминание, в отличие от узнавания, не требует опоры на яркое восприятие, вместе с тем как оно обусловлено имеющимися структурами хранения информации. Свойство к узнаванию фактически не изменяется с возрастом, что делает его более демократичным и действенным методом, к примеру, проверки знаний.

Теории памяти

Теория памяти в ассоциативной психологии

Учение об ассоциациях принято вычислять первой теорией памяти. Ее истоки возможно найти в работах Аристотеля и Платона. Расцвет ассоционизма приходится на XVIII век (Д. Юм, Д. Гартли). В конце XIX начале XX в. ассоциативная теория стала ведущим направлением в психологии.

Центральным понятием и одновременно объяснительным принципом в ассоциативной психологии выступает понятие ассоциации. Ассоциация свидетельствует сообщение, соединение. Ее принцип сводится к следующему: в случае если определенные психологические образования появились в сознании в один момент либо конкретно приятель за втором, то между ними появляется ассоциативная сообщение, и повторное появление какого-либо из элементов данной связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.

В ассоциативной психологии были выделены три типа ассоциаций, в базе которых лежат три принципа «сцепления» Аристотеля, – по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности являются устойчивые связи, каковые появились между явлениями (либо предметами), в один момент имеющими место во времени либо в пространстве. В ассоциациях по сходству реализуются связи по принципу похожести (аналогии), в ассоциациях по противоположности – по показателю контраста. Помимо этого, ассоциации бывают несложными и сложными. Простые ассоциации связывают между собой лишь два представления; сложные ассоциации образуют комплекс из трех и более представлений.

В первый раз в художественной литературе описание ассоциативного опыта ведет к. Чапек в рассказе «Опыт доктора наук Роусса». Доктор наук-психоаналитик приезжает в мелкий город и принимает участие в раскрытии правонарушения. В убийстве водителя подозревают человека по имени Суханек, в сарае которого нашли автомобиль убитого со следами крови.

Доктор наук внес предложение подозреваемому Суханеку сыграть в игру: «Я не буду вас допрашивать. Я лишь буду произносить слова, а вы должны в ответ сказать первое слово, которое придет вам в голову».

– «Стакан, – сказал доктор наук Роусс.

– Пиво, – проворчал Суханек.

– Вот это другое дело, – сообщила знаменитость. – Сейчас верно.

Суханек подозрительно косился на него. Не ловушка ли вся эта выдумка?

– Токарный станок. – Латунь.

– Отлично.

Суханек, по всей видимости, уже ничего не имел против таковой игры.

– Солдат. – Артиллерист.

Перекличка становилась все стремительнее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем лишь не отыщешь в памяти!

– Дорога. – Шоссе.

– Прага. – Бероун.

– Запрятать. – Зарыть.

– Тряпка. – Мешок.

– Лопата. – Сад.

– Яма. – Забор.

– Труп…

Молчание.

– Труп! – упорно повторил доктор наук. – Вы зарыли его под забором. Так?

– Ничего аналогичного я не сказал! – вскрикнул Суханек.

– Вы зарыли его под забором у себя в саду, – решительно повторил Роусс. – Вы убили Чепелку по пути Бероун и стёрли кровь в машине мешком. Ясно».

На базе ассоциативного опыта был изобретен детектор лжи. В лаборатории А.Р. Лурия изучали латентный период реакции испытуемого на слово-стимул и сопровождаемые ее двигательные акты. Оказалось, что в случае если слово у испытуемого не вызывает никаких чувств, то он реагирует скоро и ровным нажимом пальца на кнопку прибора. В случае если слово для него не известно почему есть эмоционально окрашенным, то направляться отсроченная во времени реакция, а нажим делается неровным и неупорядоченным. В последующем экспериментальная аппаратура была усовершенствована и отыскала использование в криминалистике.

Заслугой ассоциативной теории памяти можно считать первые экспериментальные изучения Г. Эббингауза и Г. Мюллера. Основоположником экспериментальных способов изучения памяти в ассоциативной психологии есть германский психолог Герман Эббингауз. Остановимся на описании двух его опытов, из-за которых были открыты кривая забывания либо «кривая Эббингауза» и «эффект края».

Кривая забывания. На протяжении первого опыта Г. Эббингауз изучал количество памяти в зависимости от времени сохранения информации. Для этого он изобрел особый стимульный материал: тщетные слоги как сочетание двух гласной и согласных буквы между ними. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, дабы исключить происхождение смысловых ассоциаций у испытуемых. Ученый заучивал сам либо предлагал запомнить вторым испытуемым за один сеанс 8 последовательностей по 13 слов в каждом. По результатам опыта была выстроена кривая забывания (Рис. 3).

В течение первого часа в следствии ослабления ассоциативных связей мы утрачиваем около 60 % информации, к 9 часам – еще 20 % и по окончании 48 часов кривая забывания стабилизируется.

Э. Титченер назвал изобретение Г. Эббингаузом тщетных слогов самоё важным событием в психологии по окончании Аристотеля. Потому, что категория значения слова была устранена, отпала необходимость применения способа интроспекции. Был сделан большой ход к психологии как объективной науке. Не просто так Г. Эббингауза многие вычисляют ученым, что во многом предвосхитил когнитивную психологию.

Рис. 3. Кривая забывания Г. Эббингауза

Эффект края. На протяжении второго опыта Г. Эббингауз изучал влияние размещения элементов в последовательности на эффективность их запоминания. В следствии было найдено, что первые и последние элементы последовательности выясняются в преимущественном положении как при ярком, так и при отсроченном воспроизведении (Рис. 4).

Рис. 4. Эффект края

Влияние длительности упражнений на эффективность запоминания изучал Р. Йост (1897). Он экспериментально доказал, что эффективность сохранения материала выше при самых маленьких периодах упражнения и значительно уменьшается при повышении материала и количества предъявлений (Табл. 2).

Таблица 2 – Влияние количества повторений на запоминание

Испытуемые Количество повторений в сутки
А
В

Воображает кроме этого научный и практический интерес правило Йоста: из двух ассоциаций однообразной силы, другими словами дающих равное число угадываний, но различного возраста (ветхие либо новые ассоциации по времени их происхождения), новое повторение лучше актуализирует более ветхую ассоциацию.

не сильный стороной ассоциативной теории памяти было непостоянство ассоциаций, их случайность и избирательность. Так, в опытах Г. Мюнстерберга четырем испытуемым предъявляли одинаковые слова четыре раза с промежутком в три месяца. Создатель изучения не нашёл в ассоциациях постоянства.

Память в бихевиоризме

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон полагал, что память является сохранением в течение определенного времени видимых телесных навыков. Сам термин «память» он считал излишним. Исходя из этого феномены памяти бихевиористы изучали в контексте научения, под которым они осознавали систематическое видоизменение поведения при повторении однообразной обстановке. Навык как единица научения стал главным предметом изучения представителей данного направления психологии. Сперва Э. Торндайк внес предложение способы объективного изучения памяти как приобретения и сохранения навыков у животных. В последующем эти изучения были перенесены на человека. Происхождение навыка укладывалось в хорошую схему «стимул – реакция». Он появляется как следствие несложного связывания перемещений, в то время, когда в ответ на повторяющийся стимул вырабатывается определенный комплект реакций. Процесс образования навыка бихевиористы фиксировали в форме диаграмм либо кривых научения. Графически это выглядит следующим образом: по оси абсцисс откладывается число проб либо попыток, а по оси ординат – время, затраченное на исполнение каждого задания. Было распознано, что образование навыка предусматривает три периода:

1) период хаотического поиска (большое количество неточностей);

2) период сокращения количества неточностей;

3) период установившегося навыка (отсутствие либо стабилизация количества неточностей).

Бихевиористы накопили большой фактический материал о влиянии повторения на успешность заучивания, о зависимости его от количества (К. Ховланд, 1940) и характера материала (Э. Гилфорд, 1934), от положения элемента в последовательности (К. Ховланд, 1938; Дж. Диз, 1958) и т.д.

Заслуживают внимания испытания Дж. Миллера и О. Селфриджа (1958), каковые нашли воспроизведения эффективности и зависимость заучивания от структуры языка. Так появилась догадка «объединения», в соответствии с которой успешность запоминания достигается введением новых и группировкой материала стимулов.

Так, с одной стороны, бихевиористы существенно упростили представление о памяти, сведя ее к навыку. Иначе, они внесли предложение объективные способы изучения памяти.

Ассоциативная психология Д. Гартли.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: