Теория потребления. аксиомы теории потребления.

Теория потребления — микроэкономическая теория, выясняет фундаментальные особенности спроса потребителей в зависимости от дохода бюджета и цен (товаров) потребителя. Теория опирается на предположении, что клиент постоянно выбирает лучший потребительский комплект на что может себе позволить. Понятие «может себе позволить» формализуется при помощи бюджетного ограничения. Математическая модель, разрешающая ввести сравнение потребительских комплектов нужно для определения понятия«лучший потребительский комплект» — это отношение предпочтения. Отношение предпочтения возможно представлено функцией полезности.

бюджетное ограничение и Функция полезности разрешают сформулировать главную задачу теории потребления — задачу максимизации полезности. Ответ данной задачи — функция спроса Маршалла либо функция спроса Вальраса ставит в соответствие каждой паре (цены, бюджет) оптимальный потребительскую корзину. Функция спроса Вальраса разрешает, например, взять функции Энгеля, функции спроса, функции перекрестного спроса.

Первая теорема гласит, что разглядываемое отношение есть идеальным, транзитивным и рефлексивным. Совершенность отношения свидетельствует для любых двух комплектов из множества X в обязательном порядке имеет место или соотношение «x = y», или «y = x», или оба совместно, т.е. «x ~ y».

Это указывает, что не существует таких комплектов, каковые потребитель не имел возможности бы сравнить с другими. Транзитивность отношения пребывает в том, что из соотношений «x = y» и «y = z», направляться, что «x = z», где x, y, z – потребительские комплекты. Это требование отражает совместимость (непротиворечивость) оценок потребителей и вызывает в большинстве случаев большое количество дополнительных дискуссий. Рефлексивность отношения, т.е. исполнение для любого комплекта соотношения «x = x», вытекает из его совершенства.

Необходимо заметить, что благодаря исполнения первой теоремы соответствующее отношение безразличия ~ выясняется т.н. отношением эквивалентности. Это указывает, что все множество X потребительских комплектов распадается на попарно непересекающиеся множества – классы эквивалентности, любой из которых именуется множеством безразличия

Вторая теорема теории потребления пребывает в том, что для любого комплекта x оба множества и являются замкнутыми подмножествами векторного пространства Rn. Это указывает, что оба множества содержат все собственные множество безразличия и предельные точки:

,

т.е. определяется как пересечение этих множеств. Отношение предпочтения, владеющее таким свойством, именуется постоянным.

Из исполнения этих двух главных теорем вытекает, что существует постоянная скалярная функция u(x), определенная на связном множестве X потребительских комплектов и являющаяся индикатором предпочтения, потому, что она владеет следующим характеристическим свойством:

«x = y» тогда и лишь тогда, в то время, когда u(x) u(y).

Так, в случае если потребитель слабо предпочитает комплект x комплекту y, то значение функции u в точке x будет иметь не меньшее значение, чем в точке y, и напротив, в случае если значение индикатора для некоего комплекта x не меньше, чем для комплекта y, то потребитель слабо предпочитает комплект x комплекту y.

Индикатор предпочтения функции – функция u(x) – в большинстве случаев именуется функцией полезности потребительских комплектов. Нетрудно видеть, что любое монотонное преобразование функции полезности, к примеру функции , либо (где a0), снова являются функциями полезности, потому, что они владеют указанным характеристическим свойством. Так, функция полезности не есть измерителем какой-то конкретной «полезности», но только дает представление о ранжировании (порядке) разных комплектов, из-за чего она и именуется довольно часто функцией порядковой либо ординальной полезности.

Общество потребления


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: