Теория штандорта промышленности а. вебера

Как мы знаем, XIX в. ознаменовался широким распространением промышленной революции в мире. Сформировались большие промышленные районы, чье значение выходило за рамки национальных границ все более интенсивно. Шли процессы капитала и концентрации производства. Вывоз капитала стал причиной формированию первых интернациональных компаний ¾ предшественников современных ТНК. Практические задачи оптимального размещения индустрии стимулировали теоретические поиски. Ответом науки стала работа германского ученого А. Вебера. Уже в заглавии книги «О штандорте индустрии» (1909 г.) Вебер ввел в научный оборот новое понятие ¾ «штандорт» (фактор размещения), которое обрисовывало не настоящее, а предлагаемое оптимальное размещение производства.

С методологических позиций теории Вебера был начат анализ настоящей ее размещения отраслей и картины промышленности в других странах и Германии; множились попытки ее использования на практике и показались критические работы, где уточнялись предпосылки и выводы, оспаривались кое-какие положения теории.

В Российской Федерации пристальный интерес к теории Вебера проявился в 20-х гг. XX в. со становлением национальной плановой экономики. В собственном предисловии к переводу книги Вебера Н. Н. Баранский, например, писал, что «всякое продвижение вперед к пространственному размещению индустрии вероятно лишь через теорию Вебера».

По Веберу, неспециализированными региональными факторами являются издержки на топливо и сырьё, рабочую силу и транспорт. Методом последовательности выкладок Вебер продемонстрировал, что издержки на топливо и сырьё возможно ввести в транспортные издержки: более высокая оплата единицы сырья либо топлива повышает транспортные издержки, а более низкая как бы уменьшает их. Исходя из этого Вебер остановился на анализе лишь двух видов издержек, определяющих два главных штандортных фактора: транспортные издержки (транспортная ориентация) и издержки на рабочую силу (ориентация на трудовые ресурсы).

Транспортная ориентация. В соответствии с Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом расположения источников сырья и потребительского центра транспортные издержки минимальны. Данный пункт имеется транспортный штандорт (транспортный пункт). Для его нахождения употребляется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. Наряду с этим ключевую роль играются два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

К примеру, для производства 100 т продукта требуется 300 т одного материала и 200 т другого. Тогда материальный индекс будет равен (300 + 200) : 100 = 5. Штандортный вес составит 300 + 200 + 100 = 600 (т), либо 6 в пересчете на 1 т готового продукта, т. е. штандортный вес равен материальному индексу плюс единица. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателей легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с маленьким индексом ¾ к центру потребления.

Рабочая ориентация. Учитывая различия в издержках на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т. е. пункт с мельчайшими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в следствии чего производство или останется в транспортном пункте, или переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может случиться тогда, в то время, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния факторов транспортных рабочей силы и издержек Вебер прибегает к построениям так называемых изодапан, суть которых содержится в следующем. Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, возрастают с удалением от транспортного пункта, причем более либо менее равномерно в любом направлении удаления. Исходя из этого в каждом направлении должны существовать пункты, для которых приросты транспортных затрат (либо издержки отклонения) будут однообразными. Линии, соединяющие эти пункты однообразных издержек отклонения, и именуются изодапанами.

Графически такие линии возможно представить в виде замкнутых кривых, каковые описываются около пункта транспортного минимума (Р). Потом соединяются точки однообразных отклонений в транспортных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (P1 либо P2) (рис. 2.2). Наряду с этим изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, именуется критической изодапаной для данного рабочего пункта.

Рис. 2.2. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны

В случае если этот рабочий пункт лежит в собственной критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, а вдруг вне ее, то перемещение невыгодно. К примеру, в случае если для рабочего пункта P1критической изодапаной есть А3,то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. В случае если критической изодапаной есть А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте P1.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия Вебер совершил на базе оценки трансформаций, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, взятой на базе транспортной и рабочей ориентаций. Для этого он ввел дополнительное понятие «индекс сбережений»,суть которого поясним на несложном примере.

Пускай разным количествам агломерированной массы (к примеру, годовым выпускам продукции) соответствуют разные удельные издержки:

1) 100 т ¾ 10 руб.;

2) 400 т ¾ 6 руб.;

3) 1600 т ¾ 4 руб.;

4) 6400 т ¾ 3 руб.

Уменьшение удельных издержек при росте количества производства отражает эффект концентрации. Отличие в издержках для агломерированных весов если сравнивать с первым уровнем концентрации производства составит: для второго уровня ¾ 4 (10 — 6); для третьего ¾ 6 (10 — 4); для четвертого ¾ 7 (10 — 3). Полученные размеры (4; 6; 7) и являются те накопления, каковые получаются для разных степеней агломерации и увеличиваются при укрупнении производства. Эти величины Вебер и именовал индексами сбережений при агломерации.

Проводимый анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, не считая транспортного. Исходя из транспортной ориентации отыскиваются отклонения производства транспортных пунктов, обусловленные действием фактора агломерации. Такие отклонения целесообразны, в случае если издержки отклонения перекрываются сбережениями в агломерационных пунктах.

Дни определения места размещения агломерационного производства около транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т. е. геометрическое место точек, где перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства. Вебер говорит, что отклонение изолированных производств от транспортных пунктов имеет суть лишь тогда, в то время, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы собственных критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом есть площадь неспециализированного сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так когда в этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той пользы, которая получается от соединения, т. е. не превышает агломерационных сбережений. Иллюстрацией этого рассуждения есть рис. 2.3.

Рис. 2.3. площадь агломерации и Транспортные пункты производств

Агломерируемые производства должны размещаться в штрихованном сегменте. Точка размещения происходит с учетом транспортного фактора. В более неспециализированном случае пара фирм образуют несколько, а пара сегментов.

Вебер разглядывает разные обстановки при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов.

Пускай М ¾ производственная масса какого-либо большого производства. Величина сбережений от агломерации в расчете на единицу продукта будет выражаться в виде функции накопления ¾ f(M). Тогда неспециализированная величина сбережений на всю производственную массу составит:

Э1 = М ´ f(M). (2.2)

Допустим, что с большим производством сливается небольшое производство с производственной массой т. Тогда неспециализированная суммасбережения для двух производств составит:

Э2 = (М + т) ´ f(M + т). (2.3)

Определим приращение накопления, приобретаемого в следствии слияния двух производств:

Э = Э2-Э1= (М + т)´ f(M + т)- M ´ f(M). (2.4)

Cлияние небольшого производства с большим происходит, в соответствии с А. Веберу, в том случае, если величина накопления от слияния фирм больше (либо по крайней мере не меньше) перерасхода транспортных затрат из-за переноса производства т в пункт производства М, т. е.:

где А ¾ штандортный вес;

R ¾ радиус отклонения;

S ¾ ставка транспортного тарифа (т/км).

Из этого можно выяснить величину громаднейшего, максимально допустимого радиуса отклонения.

Определяем первую производную функции:

Функция f(M), именуемая функцией агломерации, является выражением притягательной силы большого производства по отношению к рассеянным небольшим. Потому, что f(M) = ARS, то R = f(M): AS, т. е. максимально допустимый радиус отклонения прямо пропорционален функции агломерации и обратно пропорционален штандортному весу и тарифной ставке.

Выведенная формула агломерации f(M)= ARS включает три фактора, от которых зависит агломерация. Требуется учесть еще одно условие ¾ производственную плотность.

Обозначим через р производственную плотность, под которой тут понимается количество продукции, приходящейся на единицу площади с радиусом R, при равномерном распределении производства на данной площади. Тогда вся производственная масса, притягиваемая к агломерационному центру, будет равна pR2p = М.

Из этого

Сравнивая эту формулу с ранее выведенной, приобретаем окончательную формулу агломерации:

Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на способы количественного анализа (математическое моделирование). Так же как и его предшественник Лаунхардт, Вебер не вышел за рамки неприятности размещения отдельного предприятия. Но его изучения стали замечательным стимулом для более неспециализированных теорий размещения.

По окончании Вебера переоценку значимости отдельных факторов выполнили уже другие ученые. Это оправдывалось и объективными процессами развития всемирный индустрии, и трансформацией их роли. Исходя из этого появился последовательность новых факторов: размеры рыночных территорий, регулирующая роль страны, действие НТП, фактор инерции размещения (влияние ветхих мощностей на размещение новых), развития инфраструктуры, неприятности охраны внешней среды и др.

Теория центральных мест

Первую теорию о функциях размещения совокупности населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В. Кристаллер в работе «Центральные места в Южной Германии» (1993 г.). Теоретические выводы он обосновал эмпирическими данными.

Центральными местами,по Кристаллеру, именуются экономические центры, каковые обслуживают услугами и товарами не только себя, но и население собственной округи (территории сбыта). Территории обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в верные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов (кристаллеровская решетка, рис. 2.4). Именно поэтому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции либо поездок в центры для обслуживания и покупок.

Теория Кристаллера растолковывает, из-за чего одни услуги и товары (продукты первой необходимости) должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте, другие (простая одежда, главные бытовые услуга и т. п.) ¾ в средних поселениях, третьи (предметы роскоши, театры, музеи и т. д.) ¾ лишь в больших городах.

Рис. 2.4. Размещение населённых пунктов и зон
обслуживания по теории В. Кристаллера

Каждое центральное место имеет тем громадную территорию сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно в собственности. Не считая продукции, нужной для территории собственного ранга (собственного шестиугольника), центр создаёт (предоставляет) услуги и товары, обычные для всех центров низших рангов.

Тип иерархии определяется числом центральных мест данного уровня. Число подчиненных центральных мест, увеличенное на единицу, обозначается буквой К. Любой центр постоянно имеет зависимое от него однообразное количество поселений, занимающих более низкую ступень.

Разглядим, к примеру, случай, в то время, когда имеется трехступенчатая иерархия поселений: «город-поселок-деревня». Тогда при К = 7 около каждого города будет расположено шесть поселков, а около каждого поселка ¾ шесть сёл, т. е. около города будет всего шесть поселков и 36 сёл. При четырехступенчатой иерархии («город-поселок-поселение-деревня») около города разместятся шесть поселков, 36 деревень и 216 поселений и т. д. Неспециализированная формула для отражения данной зависимости имеет следующий вид:

Mn = (K -1)n, (2.10)

где Mn ¾ число зависимых мест на той либо другой степени иерархии;

п ¾ ступень иерархии.

Количество вероятных типов иерархии, в принципе, возможно любым. Но громаднейшее внимание В. Кристаллер и его последователи уделяли анализу трех типов, либо вариантов, иерархии при К = 3, 4, 7. Эти варианты иерархии совокупностей расселения интерпретируются следующим образом.

Вариант при К = 3 снабжает оптимальную конфигурацию рыночных территорий (территорий, население которых получает услуги и товары в данном центральном месте). Обслуживание территории достигается мельчайшим вероятным числом центральных мест. Наряду с этим каждое центральное место обслуживается тремя центральными местами следующего, более большого уровня иерархии и находится на равных от них расстояниях.

Вариант при К = 4 формирует наилучшие условия для постройки транспортных дорог, поскольку наибольшее число центральных мест будет расположено на одной автостраде, соединяющей более большие города, что обеспечит минимальные издержки на постройку дороги. Другими словами данное центральное место будет пребывать на малейшем расстоянии до двух ближайших центров более большого уровня иерархии.

Вариант при К = 7 представляется целесообразным, в случае если нужен четкий административный контроль. В этом случае все центральные места, зависимые от данного места, всецело входят в его территорию.

Из приведенных примеров видно, что функции поселений разны, каждое их них имеет притяжения и свой радиус влияния. В соответствии с этим вероятны и различные методы территориальной организации совокупностей расселения, при которых создаются самые благоприятные условия для исполнения тех либо иных их функций. Рассмотренные три случая, соответствующие значениям показателя К, возможно трактовать как рыночную, транспортную и административную ориентации в формировании территориальной структуры расселения.

Теория центральных мест Кристаллера не смотря на то, что и очень абстрактна, но разрешает сформулировать неспециализированные представления о целесообразном расселении на той либо другой территории. Ее возможно разглядывать как теорию, дающую совершенный эталон совокупности расселения, с которым направляться сравнить складывающиеся в действительности совокупности расселения с целью распознать направления их совершенствования. Известны кроме этого примеры использования на практике теории центральных мест к ответу конкретных неприятностей территориальной организации расселения и хозяйства в разных государствах.

Промышленность — Юность


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: