Терапевтическая функция снов

И вот, кроме того ничего не сообщив об интерпретации снов, мы приступаем к беседе об их естественной прямой терапевтической функции, которая, кстати, конкретно не связана с сознательным восстановлением снов в памяти.

Отметим, что в большинстве случаев сны весьма скоро забываются, что, но, совсем конечно. Так, через восемь мин. по окончании окончания «парадоксальной» фазы лишь 5% сновидцев не забывают о том, что в момент пробуждения им снился сон. На данный момент принято вычислять, что «чем более эмоционально нагруженным выясняется сновидение, тем более твёрдой внутренней цензуре оно подвергается и тем хуже запоминается» (Пика), что, конечно же, не мешает ему играть свою роль во внутренней саморегуляции — что бы ни говорилось по этому поводу в Талмуде (и психоаналитиками!), в котором неистолкованный сон уподобляется «взятому, но не прочтённому письму».

Сам же я склонен доверять моему бессознательному, и считаю, что оно в полной мере может само делать собственную работу: в случае если бессознательное бессознательно, то, возможно, оно таким и было задумано! Так для чего же тогда гнаться за ним, как за зверем, силой «разламывать его двери» и нарушать его тайны, для чего винить тех, кому сны не снятся? Но в случае если сновидение всплывает само собой, то, значит, оно пытается на поверхность, к воздуху: и из-за чего бы в этом случае не выделить ему, то внимание, которое оно само от нас требует?

Еще Фрейд подчеркивал, что сны «способны принести выздоровление, успокоение», а Юнг именовал их «терапевтическими агентами, выправляющими искаженное сознание и активирующими скрытые тенденции». Итак, сны разрешают нам частично ликвидировать накопленные за сутки напряжения, а парадоксальный сон «дссоматизирует тревогу» (Фишер). Сны делают катарсическую и травмалитическую (исцеляющую) функцию, и, по мысли очень способного Ференчи, действуют как ауторегуляторы внутренних психоаффективных напряжений. Они разрешают справляться с травмами, переваривать их методом бессознательной тренировки по преодолению стрессовых обстановок. В особенности это относится повторяющихся снов, поскольку, по словам Пика, «…реактивация травматических обстановок происходит единственно с целью их лучшей проработки. направляться думать, что повторение снов ведет к смягчению, а позже и к окончательному стиранию аффективной ауры около оставшихся в памяти следов от стрессовой обстановки. И до тех пор пока данный внутренний конфликт не разрешен, высказывающее его сновидение будет сохранять тенденцию к повторению».

Сны, замеченные за одну ночь, объединяются в некое «целостное драматическое воздействие» (Тросман). В случае если мы начнём будить субъекта через десять мин. по окончании начала каждого нового сновидения, то найдём, что ему всю ночь снится одинаковый сон, сменяются лишь внешние события, тема же его остается неизменной.

И тогда находится обоснование гештальтистскому подходу к снам: я не пробую осознать сновидение методом его интерпретации, а предлагаю клиенту закончить сон, претворив его в воздействие, дабы устранить бессознательное психологическое напряжение, вызываемое «незавершенной обстановкой». Помимо этого, я побуждаю его не пятиться назад в робком поиске воспоминаний прошлого, а направить собственный ход вперед, воплощая появляющиеся дополнительные образы в воздействие по ходу импровизированной монодрамы, которая может завершиться освобождающим катарсисом.

Эта техника не противостоит классическому гештальтистскому подходу к работе со снами, а, напротив, смыкается с ним. Как мы уже знаем, Перлз, высоко ценивший данный подход, очень настаивал на последовательном воплощении всех бессчётных элементов сна. Попутно напомним, что Мишель Фуко кроме этого отмечает, что «субъектом сновидения есть не столько сновидец, говорящий «Я» (от первого лица), какое количество полностью целый сон: все говорит «Я», кроме того животные и неодушевлённые предметы, кроме того безлюдное пространство…»

Итак, я различаю четыре вероятных этапа в работе со снами.

1) Работа самого сновидения, его бессознательных функций (просмотр генетической программы, интеграция опыта, «переваривание» травм).

2) Сознательное восстановление содержания сна в памяти, и в особенности катарсический эффект от его несложного устного изложения.

3) Поиск символического понимания сновидения либо его интерпретация.

4) Продолжение либо окончание работы, начавшейся в припоминаемом сновидении.

Креативность

В Гештальте креативность далеко не всегда опирается на вербальное либо проявляется лишь в действии, как в большинстве приведенных мной примеров по работе с мечтаниями, управляемыми фантазиями, снами либо ночными мечтами.

Она может проявляться при помощи самых разнообразных естественных либо неестественных материальных средств: шумов, звуков либо музыки, «первобытных» танцев либо телесной экспрессии, рисунка, живописи, коллажа, лепки, собранных, выбранных либо изготовленных самим клиентом предметов.

лечение и Диагностика нарушений сна в практике терапевта. Р.В. Бузунов. Лекция 9


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: