Тест «дом-дерево-человек»

Эта проективная методика изучения личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест рекомендован как для взрослых, так и для детей, вероятно групповое обследование.

Сущность методики содержится в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. После этого проводится опрос по созданному замыслу.

Р.Бернс при применении теста ДДЧ требует изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что сотрудничество между домом, человеком и деревом представляет собой зрительную метафору. В случае если привести целый рисунок в воздействие, то в полной мере вероятно подметить то, что вправду происходит в нашей жизни.

Особенным методом интерпретации возможно порядок, в котором выполняется рисунок дома, человека и дерева. В случае если первым нарисовано дерево, значит главное для человека жизненная энергия. В случае если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех либо, напротив, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация показателей в тесте «ДОМ-ДЕРЕВО- ЧЕЛОВЕК»

«Дом»

Дом ветхий, развалившийся — время от времени субъект так может выразить отношение к самому себе.

Дом далеко — чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (либо) гостеприимности и чувство теплоты.

Замысел дома (проекция сверху) вместо самого дома — важный конфликт.

Различные постройки — агрессия направлена против фактического хозяина дома либо бунт против того, что субъект вычисляет неестественными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступени, ведущие в глухую стенке (без дверей) — отражение конфликтной обстановке, наносящей вред верной оценке действительности. Неприступность субъекта (не смотря на то, что он сам может хотеть свободного сердечного общения).

Стенки.

Задняя стенки, изображенная иначе, необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, к тому же, имеется сильные враждебные тенденции.

Контур задней стенки существенно толще (бросче) по сравнению с другими подробностями — субъект пытается сохранить (не утратить) контакта с действительностью.

Стенки, отсутствие ее базы — не сильный контакт с действительностью (в случае если рисунок помещен внизу).

Стенки с акцентированным контуром базы — субъект пробует вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стенки с акцентированным горизонтальным измерением — нехорошая ориентировка во времени (доминирование прошлого либо будущего). Быть может, субъект весьма чувствителен к давлению среды.

Стенки: боковой контур через чур узок и неадекватен — предчувствие (угроза) трагедии.

Стенки: контуры линии через чур акцентированы — сознательное рвение сохранить контроль.

Стенки: одномерная возможность — изображена всего одна сторона. В случае если это боковая стенки, имеются важные тенденции к оппозиции и отчуждению.

Прозрачные стенки — неосознаваемое влечение, потребность воздействовать (обладать, организовывать) на обстановку, как это вероятно.

Стенки с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет удовольствия в первую очередь в фантазиях и владеет меньшим числом контактов с действительностью, нежели нужно.

Двери.

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при рвении раскрыться перед вторыми (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни либо пара), задние либо боковые — отступление, отрешенность, избегание.

Двери (одни либо пара) парадные — первый показатель откровенности, достижимости.

Двери открытые. В случае если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне либо рвение демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна либо пара) — отчуждение, уединение, неприятие действительности. Большая неприступность.

Двери большие — чрезмерная зависимость от вторых либо рвение поразить собственной социальной коммуникабельностью.

Двери весьма мелкие — нежелание впускать в собственный «Я». Чувство несоответствия, нерешительности и неадекватности в социальных обстановках.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым весьма густой — большое внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недочёта эмоциональной теплоты дома.

Окна.

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна, очень сильно открытые — субъект ведет себя пара развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие рвения скрывать собственные эмоции.

Окна, очень сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность сотрудничеством со средой (в случае если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между жизнью и реальной жизнью в фантазиях.

Крыша.

Крыша — сфера фантазии. труба и Крыша, сорванные ветром, — символически высказывают эмоции субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не характерный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике наслаждений, в большинстве случаев сопровождаемая тревогой.

Крыша, узкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, не хорошо сочетаемая с нижним этажом — нехорошая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование броским контуром либо продлением за стенки — усиленно защитная (в большинстве случаев с мнительностью) установка.

Помещение.

Ассоциации смогут появиться в связи с:

1)человеком, живущим в помещении;

2)интерперсональными отношениями в помещении;

3)назначением данной помещения (настоящим либо приписываемым ей).

Ассоциации смогут иметь хорошую либо негативную эмоциональную окраску.

Помещение, не поместившаяся на странице, — нежелание субъекта изображать определенные помещения из-за неприятных ассоциаций с ними либо с их жильцом.

Помещение: субъект выбирает ближайшую помещение — мнительность.

Ванна.

Делает санитарную функцию. В случае если манера изображения ванны значима, вероятно нарушение этих функций.

Труба.

Отсутствие трубы — субъект ощущает дефицит психотерапевтической теплоты дома.

Труба практически невидима (запрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными действиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; большая регрессия, в случае если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и в большинстве случаев мнительность.

Водопроводные трубы (либо водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и в большинстве случаев повышенная мнительность).

Дополнения.

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь только визуальным контактом.

Деревья.

Довольно часто символизируют разные лица. Если они как словно бы «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании своих родителей.

Кусты.

Время от времени символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству либо по обе стороны дорожки — показывают на малого тревогу в рамках действительности и сознательное рвение осуществлять контроль ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — говорит о том, что индивид в контактах с другими обнаруживает самоконтроль и такт.

Дорожка весьма долгая — уменьшенная доступность, довольно часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка весьма широкая сначала и очень сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце.

Знак авторитетной фигуры. Довольно часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Вероятнее, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем возможнее, что субъект принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет.

Цвет, конвенциальное, простое его применение. Зеленый — для крыши, коричневый для стенку. Желтый, в случае если употребляется лишь для изображения света в дома, тем самым отображая ночь либо ее приближение, высказывает эмоции субъекта, в частности:

1)среда к нему враждебна,

2)его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество применяемых цветов. Прекрасно адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект в большинстве случаев применяет не меньше двух либо не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае есть весьма лабильным. Применяющий всего один цвет — опасается эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем продолжительнее, робче и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше возможность наличия личностных нарушений.

Цвет тёмный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение есть не столь ответственным при применении зеленого цвета для ветвей дерева либо крыши дома.

Цвет оранжевый — враждебности и комбинация чувствительности.

Цвет пурпурный— сильная потребность власти.

Цвет красный — громаднейшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 страницы — дефицит контроля над выражением чувств.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные показатели враждебности.

Неспециализированный вид.

Помещение рисунка на краю страницы — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Довольно часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанная с назначением помещения либо с постоянным ее жильцом;

в) говорящая о специфике переживаний: левая сторона —эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Возможность

Возможность «над субъектом» (взор снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Либо субъект испытывает потребность в домашнем очаге, что вычисляет недоступным, недостижимым.

Возможность, рисунок изображен далеко — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не принять данный рисунок либо то, что он символизирует. Возможность, показатели «утраты возможности» (индивид верно рисует один финиш дома, но в другом рисует стены и вертикальную линию крыши — не может изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, ужас перед будущим (в случае если вертикальная боковая линия находится справа) либо желание забыть прошлое (линия слева).

Возможность тройная (трехмерная, субъект рисует как минимум четыре отдельные стенки, на которых кроме того двух нет в том же замысле) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Рвение иметь в виду (определить) все связи, кроме того незначительные, все черты.

Размещение рисунка.

Размещение рисунка над центром страницы — чем больше рисунок над центром, тем больше возможность, что:

1) субъект ощущает тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка совершенно верно в центре страницы — ригидность и незащищенность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля для сохранения психологического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра страницы. Чем ниже рисунок по отношению к центру страницы, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и некомфортно, и это формирует у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным действительностью.

Размещение рисунка в левой стороне страницы — акцентирование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу страницы — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое либо углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине страницы — субъект склонен искать удовольствия в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край страницы — фиксация на прошлом и ужас перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край страницы — желание «убежать» в будущее. дабы избавиться от прошлого. Ужас перед открытыми свободными переживаниями. Рвение сохранить твёрдый контроль.

Выход за верхний край страницы — фиксирование на фантазии и мышлении как источниках удовольствий, которых субъект не испытывает в реальности.

Контуры весьма прямые — ригидность.

Контур эскизный, используемый неизменно — в лучшем случае мелочность, рвение к точности, в нехорошем — указание на неспособность к четкой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте «Дом»

№ п/п Выделяемый показатель
Схематическое изображение
Детализированное изображение
Метафорическое изображение
Муниципальный дом
Деревенский дом
Заимствование из литературного либо сказочного сюжета
их количество и Наличие окон
Наличие дверей
Труба с дымом
Ставни на окнах
Размер окон
Неспециализированный размер дома
Наличие палисадника
Наличие людей рядом с домом и в доме
Наличие крыльца
Наличие штор на окнах
Наличие растений (количество)
Количество животных
Наличие пейзажного изображения(облака, солнце, горы и т.д.)
Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3
Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3
Дверь открытая
Дверь закрытая

«ЧЕЛОВЕК»

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова громадная — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом финише — межперсональный конфликт.

Громадная голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более большой его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Так, это их координационный показатель.

Выделена шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно большая шея — осознание телесных импульсов, старание их осуществлять контроль.

Долгая узкая шея — торможение, регрессия.

Толстая маленькая шея — уступки своим желаниям и слабостям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры — показатель физической силы либо потребности во власти.

Плечи чрезмерно большие — чувство громадной силы либо чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи небольшие — чувство малоценности, ничтожности.

Плечи через чур угловатые — показатель чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недочёт жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище.

Туловище угловатое либо квадратное — мужественность.

Туловище через чур большое — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально мелкое — чувство унижения, малоценности.

Лицо.

Черты лица включают глаза, уши, рот, шнобель. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.

Лицо выделено — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок через чур подчеркнут — потребность господствовать.

Подбородок через чур большой — компенсация чувствуемой нерешительности и слабости.

Уши через чур выделены — вероятны слуховые галлюцинации. Видятся у очень чувствительных к критике.

Уши мелкие — рвение не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты либо запрятаны под полями шляпы — сильное рвение избегать неприятных визуальных действий.

Глаза изображены как безлюдные глазницы — значимое рвение избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза мелкие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Долгие ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные эмоции.

Рот впалый — пассивная значимость.

Шнобель широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, вероятны отчуждённости и чувства деперсонализации.

Брови редкие, маленькие — презрение, изощренность.

Волосы — показатель мужественности (храбрости, силы, зрелости и рвение к ней).

Волосы очень сильно заштрихованы — тревога, которая связана с мышлением либо воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом руководят враждебные эмоции.

Конечности.

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, в основном в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное рвение к действию.

Руки шире у ладони либо у плеча — импульсивность и недостаточный контроль действий.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, раздельно, вытянутые в стороны — субъект время от времени ловит себя на действиях либо поступках, каковые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (кроме того с приятелями). Склонность осуществлять контроль проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки долгие и мускулистые — субъект испытывает недостаток в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки через чур долгие — чрезмерно амбициозные рвения.

Руки расслабленные и эластичные — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки весьма маленькие — отсутствие стремлений вместе с эмоцией неадекватности.

Руки через чур большие — сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с склонностью и чувством неадекватности к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация либо акцентирование руки либо ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

ноги и Большие руки у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся ноги и руки — женственность.

Руки долгие — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки долгие и не сильный — зависимость, потребность в опеке.

Руки, развёрнутые в стороны, добывающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, ужас перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки узкие, не сильный — чувство недостаточности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной либо в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены — дефицит самоуверенности в социальных отношениях и деятельности.

Руки громадные — компенсация чувствуемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Громадные пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы долгие — открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки на большом растоянии от тела — митинг .

Пальцы большие, похожие на гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные упрочнения против агрессивного эмоции.

Ноги непропорционально долгие — сильная потребность к независимости и рвение к ней.

Ноги через чур маленькие — чувство физической либо психотерапевтической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги обширно расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование либо незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в рвении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — показатель подвижности (физиологической либо психотерапевтической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально долгие — потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально небольшие — скованность, зависимость.

Поза.

Лицо нарисовано так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас — тревога, позванная потребностью и социальным окружением в общении.

Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание отыскать выход из обстановки, ужас, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой либо левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — говорит о отвержении, непризнание человека в целом либо его отсутствующих частей (актуально либо символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — вероятны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек — полный профиль — важная отрешенность, оппозиционные тенденции и замкнутость.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены иначе по отношению к остальным, наблюдают в различные стороны — очень сильная фрустрация со рвением избавиться от неприятной обстановки.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, чувство внешних осуществляющих контроль сил.

Фигура из палочек — вероятно значит негативизм и увиливание.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к дамам.

Клоун, карикатура — характерное детям отверженности и переживание неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение.

Облака — боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур почвы — незащищенность.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия базы (почвы) — незащищенность. Представляет собой нужную точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение данной линии время от времени зависит от придаваемого ей субъектом качества, к примеру, «мальчик катается на узком льду». Базу чаще рисуют под домом либо деревом, реже — под человеком.

Оружие. Агрессивность.

Многоплановые параметры.

Разрывы линий, стертые подробности, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, выделена вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Комбинация жёстких, броских и легких линий, громадные пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Позы с обширно расставленными ногами — грубость, черствость.

Контур, нажим, штриховка, размещение.

Мало гнутых линий, большое количество острых углов — агрессивность, нехорошая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, броских и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Узкие продленные линии — напряжение.

Необрывающийся, выделенный контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера распрей.

Выделена линия — тревога, незащищенность. Сфера распрей. Регрессия (особенно по отношению к выделенной подробности).

Зубчатые, неровные линии — наглость, враждебность.

Уверенные жёсткие линии — амбиции, рвение.

броская линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Громадная напряженность.

Легкие линии — недочёт энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Протяженность штрихов.

В случае если больной возбудимый, штрихи сокращаются, в случае если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Маленькие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Маленькие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недочёт упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливостъ.

Нередкие стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (в случае если перерисовка более идеальна) — это хороший символ.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект либо на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. исправить) — внутренний конфликт либо конфликт фактически данной подробностью (либо с тем, что она символизирует).

Громадный рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, гордости.

Мелкие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, скованности и чувства дискомфорта.

Весьма маленькая фигура с узким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недочёт симметрии — незащищенность.

Край страницы, рисунок у самого края страницы — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на целый лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Подробности.

Тут принципиально важно их знание, свойство оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям судьбы. Исследователь обязан подметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их принимает; относительную значимость, которую он им придает; метод соединения этих подробностей в совокупность.

Подробности значительные. Отсутствие значительных подробностей в рисунке субъекта, что, как мы знаем, на данный момент либо в недалеком прошлом характеризовался средним либо более высоким интеллектом, довольно часто показывает интеллектуальную деградацию либо важное эмоциональное нарушение.

Избыток подробностей. «Неизбежность телесности» (неумение сократить себя) показывает на вынужденную потребность наладить всю обстановку, на чрезмерную заботу об окружении. Темперамент подробностей (значительные, несущественные либо необычные) может послужить для более правильного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование подробностей — субъект, вероятнее, не может входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.

Очень щепетильная детализация — скованность, педантичность.

Ориентация в задании.

Свойство к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с действительностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым направляться прерывание и усталость рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования значительно уменьшается продуктивность и темп — стремительное истощение.

Наименование рисунка — экстраверсия, потребность в помощи. Мелочность.

Выделена левая добрая половина рисунка — идентификация с женским полом.

Настойчиво рисует, не обращая внимания на трудности, — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание неприятностей, нежелание раскрыть себя.

«ДЕРЕВО»

Интерпретация по К.Коху исходит из положений К.Юнга (дерево — знак стоящего человека).

Корни — коллективное, бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность либо противостояние судьбы.

Интерпретация рисунка дерева постоянно содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Интерпретация К. Коха направлена по большей части на обнаружение патологических особенностей и признаков психологического развития. На отечественный взор, в интерпретации имеется последовательность противоречий, и отмечается применение понятий, каковые тяжело конкретизировать. К примеру, в интерпретации показателя «округленная крона», «недочёт энергии», «дремота», «клевание носом» в этот самый момент же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «нередкий выдумщик» либо:«недостаточная концентрация» — чего? Какая действительность стоит за этим понятием? Неизвестен. К тому же толкование показателей содержит чрезмерное потребление обыденных определений. К примеру:«пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «похабный» «небольшой», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «тут» и фальшивость же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; либо сочетание «самодисциплина», «самообладание», «культурность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы желали бы обратить внимание на то, что при общении с обычными людьми в ходе психотерапевтического консультирования вряд ли возможно произносить подобные эпитеты в их адрес.

В данной связи мы предлагаем вариант интерпретации, что возможно применять в повседневной практике психотерапевтических консультаций.

Почва приподнимается к правому краю страницы — задор, энтузиазм.

Почва опускается к правому краю страницы — упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни.

Корни меньше ствола — желание видеть запрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже воображающее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может привести к тревоге.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что сохраняется в тайне.

Корни в виде двух линий — свойство к различению и рассудительность в оценке настоящего; разная форма этих корней возможно связана с жаждой жить, подавлять либо высказывать кое-какие тенденции в незнакомом кругу либо близком окружении.

Симметрия — рвение казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к эмоциям, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные неприятности.

Размещение на странице двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к собственному поступку. защиты и: Двойное желание независимости в рамках окружения. Центральная позиция — желание отыскать согласие, равновесие с окружающими. Говорит о потребности в твёрдой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Размещение слева направо — возрастает направленность
на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет;
поиски согласия с внешним миром; честолюбие, рвение навязывать себя вторым, чувство покинутости; вероятны колебания
в поведении.

Форма листвы.

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, разочарования и чувства покинутости.

Ветви опущены — утрата мужества, отказ от упрочнений.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, рвение к власти.

Ветви в различные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.

Листва-сетка, более либо менее густая — громадная либо меньшая ловкость в избегании проблемных обстановок.

Листва из кривых линий — чувствительность, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.

Закрытая листва — охрана собственного внутреннего мира детским методом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.

Подробности листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные подробности за чёрта явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от проблем действительности, ее приукрашивание и трансформация.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Страницы-петельки — предпочитает применять собственный обаяние.

Зигзаги в листве — скрытность и осторожность.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.

Пальма — рвение к перемене мест.

Плакучая ива — недочёт задора и энергии, рвение к жёсткой опоре и поиск хороших контактов; возвращение к опыту и прошлому детства; трудности в принятии ответов.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Анализ картинок. Проективная методика: \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: