Тип 2: данные, полученные с помощью анкет «простой» структуры.

Представляется целесообразным поделить данные, получаемую (собираемую) социологом при помощи жесткоформализованных способов опроса, на две части. В точки зрения задач анализа эти части имеет суть разглядывать как два разных типа социологической информации. Первый из этих типов, к анализу которого мы переходим, получается в следствии изучения публиченного мнения (исследования рынка, мониторинги различного вида). Эти изучения, в большинстве случаев, носят описательный характер, и в них употребляются прямые, простые, конкретно интерпретируемые ответы и вопросы на них. В них не ставятся глубокие аналитические задачи, не ищутся ответы на вопрос «Из-за чего это?..». Основная неприятность в этих изучениях — неприятность репрезентативности выборки. Инструмент социологического изучения — жестко структурированная анкета, достаточно маленькая и содержащая несложные вопросы. Это обусловлено тем, что анкета запланирована на неоднородную(по образованию, возрасту и т. д.) совокупность опрощеных.

Главная задача анализа — изучение, условно говоря, поведения отдельных эмпирических индикаторов(ЭB) как по всей совокупности опрощеных, так и по отдельным группам. Форма существования информации для данной задачи —вариационный последовательность вида (2). Он складывается из вероятных вариантов ответа на вопрос (как-то закодированных, зашифрованных) и частот (числа опрощеных, выбравших тот либо другой вариант ответа). Социолог оперирует распределением опрощеных по отдельным вариантам ответа, т. е. рядов вида:

n1, n2, . . . , nk-1 nk,

где n2 — число опрощеных, выбравших 2-й вариант ответа на вопрос, a k — число заданных вариантов ответа.

Среди ЭИ будут и без того именуемые вопросы с совместными альтернативами, имеющие пара вариантов ответа. Анализ поведения таких ЭИ кроме этого сводится к анализу распределений.

Вторая задача анализа, которая появляется в рамках рассматриваемого нами типа информации, — изучение совместного поведения двух ЭИ (X и Y). Такое поведение отражается в так называемой таблице сопряженности. К примеру, таблица 1.3.1 — таблица сопряженности X х Y, где X имеет три варианта ответа, a Y — четыре.

Таблица 1.3.1

Таблица сопряженности двух эмпирических индикаторов

Y X
n11 n12 n13 n14
n21 n22 n23 n24
n31 n32 n33 n34

В ячейке (клетке) таблицы стоит число опрощеных, удовлетворяющих условию столбца и строки. К примеру, п32 равно опрощеных, у которых Х=3 и Y=2.

В общем виде второй тип информации существует в виде матрицы типа «объект — показатель», где объектами являются респонденты, а показателями — ЭИ (вопросы анкеты). Из данной матрицы получаются распределения: одномерные (социологи их именуют несложными распределениями либо линейками) для раздельно забранных ЭИ и двумерные для двух ЭИ. Таблицы сопряженности, полученные для разных групп опрощеных, выводят нас на многомерные распределения, на многомерный анализ данных.

.При рассмотрения анкет несложной структуры правомерно ставить вопросы кодирования, вероятных вариантов ответа на вопросы анкеты. Кодирование информации уже свидетельствует, что мы некоторое свойство как бы и измерили. Так как в полной мере правомерны вопросы: «Как измерить пол респондента?», «Как измерить возраст респондента?», «Как измерить политические пристрастия респондента?» и т. д. К примеру, ответ на первый вопрос весьма несложен. Для этого нужно совершить опрос по вопроснику, в котором присутствует в закодированном виде соответствующий вопрос:

Ваш пол?

— мужской;

— женский.

Тут вероятен и третий вариант ответа (для трансвертов), но такие подробности нас не интересуют. В контексте второго типа информации поиск ответов на вопрос «Как измерить?..» происходит по несложной модели. В соответствие изучаемому свойству ставится совокупность ЭИ, значения которых каким-либо образом кодируются. Объектами анализа в рамках этого типа информации являются социальные общности, публичное вывод по разным проблемам.

Тип3: Эти, полученные при помощи анкет «сложной» структуры.

К этому типу данных относим эти, полученные в исследованиях аналитического характера. В случае если сказать легко, то это те изучения, где наровне с поиском ответа на вопрос «Что это?» (имеется в виду интересующий социолога социальный феномен) ищется и ответ на вопрос «Из-за чего это?». Инструментарий сбора эмпирических данных в этих изучениях, в большинстве случаев, имеет несколько частей. Для сбора данных употребляются специфические, достаточно сложные приемы, способы, техники. Анкетирование может сопровождаться тестированием. Для изучения неприятностей конфликтности, лидерства в малых группах употребляется так называемая социометрическая техника. Обо всем этом вы имеете представление.

Очевидно, все рассуждения, вышеприведенные для второго типа информации, правомерны и для данного случая. Главным источником информации есть индивид, формы существования информации — вариационные последовательности, матрица вида (объект — присимвол), таблица сопряженности. Появляются и другие формы, такие, как матрицы («объект — объект», «показатель — показатель»).

Тяжело перечислить все направления социологических исследований, в рамках которых социолог конструирует (формирует инструментарий) условно так именуемую анкету «сложной» структуры. Это и изучения ценностных ориентации (мотивы, предпочтения, потребности, интересы), социальных установок (упрощенно говоря, отношения к чему-либо), готовности к какому-то определенному типу поведения, идентичности (в частности, самоидентификация), социальных норм и т. д.

Обозначение данного типа информации как данных, взятных при помощи анкеты «сложной» структуры, может позвать некоторое удивление. Так как было намерено оговорено, что в аналитических изучениях инструментарий — сложный, может складываться из нескольких анкет. Тут нет несоответствия, а элементарный лекторский прием чтобы вы осознали, запомнили различие типов информации. Нам с вами ответствен этот аспект. Основная изюминка аналитических изучений с позиции анализа данных — то, что способ, техника сбора информации тесно связаны с способом, приемом анализа эмпирии. Источник информации — индивид. Способ сбора — опрос, но в рамках его появляется множество своеобразных приемов, техник, способов сбора информации. Их также именуют способами, но из контекста неизменно ясно о какого именно рода способах идет обращение.

К примеру, каждая социальная установка носит латентный(скрытый) темперамент. Яркому наблюдению, измерению, посредством прямо поставленных вопросов, не поддается. Появляется необходимость в построении моделей изучения данной установки посредством дешёвых наблюдению показателей. Но это не такое понятное моделирование и простой, как в случаях, каковые мы рассматривали выше. Простота тут условна, поскольку до отметки эмпирических индикаторов мы эти модели не доводили. Тогда и цель социолога была вторая — убедиться в необходимости разных типов информации для изучения особенностей социального объекта. В случае если, например, постараться довести модель «политическая активность студента» до ЭИ, то мы столкнемся с огромными трудностями. Сами по себе такие социальные феномены, как отношение людей к чему-то и к кому-то, установка на что-то, предпочтения чего-то, потребности в чем-то, носят не только латентный темперамент, но и многоаспектны, многофакторны, многомерны по собственной сути.

Что это указывает? Это значит, например, что нельзя измерить социальную установку одномерно, т. е. при помощи количества, числа, не смотря на то, что постоянно хочется это сделать чтобы сравнить установки разных опрощеных и сделать вывод, что установка респондента А посильнее (больше), чем установка респондента В. Из этого не нужно, что одномерности нет места в социологии. Мы с вами дальше будем разглядывать приемы одномерного измерения, либо одномерного шкалирования. Освоение же способов многомерного шкалирования требует важной математической подготовки. Мы эти способы не будем разглядывать и увидим только, что способами многомерного шкалирования именуется целый класс математических способов.

Что же свидетельствует одномерное шкалирование? Предположим, что мы изучаем отношение к бомжам. Ясно, что изучение таковой социальной установки посредством прямо заданного вопроса типа «Как вы относитесь…?», само собой разумеется, быть может, но вряд ли имеет глубочайший суть. Познавательная возможность для того чтобы вопроса очень сильно ограничена. Исходя из этого нужно придумать какую-то другую модель. Не знаем до тех пор пока конкретно какую, но желаем взять в следствии ее применения как бы «линейку». В отличие от привычной (с миллиметрами, с сантиметрами) она содержит своеобразные деления, соответствующие различному уровню (значению) социальной установки. Условно говоря, с данной линейкой мы как бы подходим к каждому респонденту, дабы измерить… Тогда ему соответствует какое-то деление на данной линейке. Эта процедура и разрешает сравнивать опрощеных между собой по степени выраженности измеряемой социальной установки.

Придумывание таковой модели и именуется одномерным шкалированием. Образ линейки, конечно же, злит слух гуманитария. Учитывая это, постараемся как возможно реже обращаться к языку математики. Вместе с тем таковой термин, как одномерный континуум, студенту нужно знать. Он свидетельствует непрерывность и одномерность. К примеру, множество настоящих чисел от О до 1 имеется одномерный континуум.

В контексте рассмотрения данных третьего типа появляется термин «гуманитарное измерение». Это особенный подход, и, по-видимому, у него громадное будущее. Исходной посылкой есть отказ от анализа эмпирии в терминах (профессия, пол и т. д.) и переход на язык локальных особенностей. Эти особенности носят так называемый бинарный, либо дихотомическийхарактер. Для профессии локальные собственныйства — лекарь, токарь, пекарь, аптекарь, социолог и т. д. Для пола — мужской, женский. Тогда респондента характеризует не профессия, пол и т. д., в противном случае, лекарь он либо не лекарь, токарь он либо не токарь, мужчина он либо не мужчина. Респондент или владеет, или не владеет отдельным свойством. Обратите внимание, тут осуществляется переход к совсем второму языку анализа эмпирии.

Формой существования информации есть матрица вида «объект — свойство» и в клеточках матрицы 0 либо 1. В случае если объект владеет свойством, то единица, а если не владеет, то нуль. Для того чтобы вида матрица — одна из форм существования информации третьего типа независимо от упомянутого подхода к измерению — гуманитарного. В рамках этого типа появляются и другие формы, в частности матрицы вида «объект — объект», «показатель — показатель». Такие матрицы являются или производными от матрицы «объект — показатель», или получаются в следствии применения своеобразных методов сбора информации. Мы с вами встретимся и с этими формами существования информации.

Информатика 9 Этапы разработки программы Структура несложной программы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: