Типологии личности в аспекте журналистской деятельности

Однообразного комплекта качеств у двух различных людей нет и быть не имеет возможности, но психологам удалось выделить типы личности, параметры которых имеют достаточно прозрачные психотерапевтические характеристики. Существующие сейчас типологии личности разнообразны и зависят от того, какие конкретно типологические показатели исследователи применяли в качестве базы для классификации.

В опытном нюансе особенное значение получает теория А. Адлера, что полагал, что особенности отечественной личности определяются сотрудничеством трех главных направлений, глобальных задач судьбы человека – работы, дружбы, любви. Подход к ответу этих задач определяется выраженностью таких качеств человека как «социальный интерес» (рвение к сотрудничеству скорее для неспециализированного успеха, нежели для личной пользы) и «степень активности» (уровень энергии, возбуждения, с которым человек подходит к ответу трех главных задач). В следствии психолог выделяет четыре главных типа личности:

1. Управляющий. Самоуверенный, напористый, деятельный. Но наряду с этим с малым социальным интересом, фокусировкой на собственных целях, установкой на превосходство над внешним миром. Темперамент ответа задач – скорее враждебный. Такие люди часто выбирают лидирующие роли в коллективе и командно-административный стиль управления;

2. Берущийтип. Удовлетворяет потребности за счет вторых, владеют низкой степенью активности, незаметны. Часто эксплуатируют вторых;

3. Избегающийтип. Опасается неудач, уходит от ответа задач, избегает жизненных неприятностей;

4. Социально-полезныйтип. Социально ориентирован, проявляет заботу о вторых, заинтересован в общении, принимает личные задачи как социальные неприятности, пытается к сотрудничеству, демонстрирует личное мужество.

Эти типы вряд ли представимы «в чистом виде», но как раз доминирование качеств последнего разрешает журналисту действенно реализоваться в опытной сфере.

Второй исследователь психологии личности — К.Г. Юнг — выделил пара психотипов, описание и подробное изучение которых послужило базой для создания соционического направления. Психотипы различаются на базе таких противопоставленных пар как экстраверсия-интроверсия, мыслительность-эмоциональность, сенсорность-интуитивность, рациональность-иррациональность. Подавляющее число обрисованных Юнгом психотипов может действенно трудиться в сфере журналистики в силу вариативности последней. Так, неспециализированная направленность в сторону экстраверсии необязательна для верстальщика либо корректора; мыслительность и эмоциональность деятельно проявляются во многих журналистских материалах как взаимодополняющие доминанты; сенсорность, характерная репортерам, уступает интуитивности, проявляющейся в аналитике (особенно в сфере прогнозирования); неспециализированная рациональность в моменты поиска творческого ответа идет рука об руку с иррациональностью.

В чем-то повторяет типологию личностей Адлера теория Э. Фромма, что подразделяет людей на пять типов:

1. Рецептивный. Источник хорошего видит вне собственной личности, зависим, пассивен, не может действенно функционировать без посторонней помощи, наивен, довольно часто сентиментален, идеалистичен;

2. Эксплуатирующий. Получает всего, что ему необходимо, силой либо изобретательностью, агрессивен, надменен, эгоцентричен, самонадеян, очень импульсивен. Но наряду с этим владеет эмоцией собственного преимущества и уверенностью в себе;

3. Накапливающий. Пробует завладеть тем, что вычисляет благом. Причем – в как возможно громадных количествах. Ужас утратить накопленное заставляет его опасаться изменений. Он ригиден, странен, упрям. Но наряду с этим лоялен, сдержан, осмотрителен;

4. Рыночный. Ориентирован на оценку личности как товара, а потому фиксирован на сохранении приятной наружности, установлении связей с нужными людьми, легко приспосабливается к тем, от кого зависит его благополучие, неразборчив. Но наряду с этим любознателен, щедр;

5. Продуктивный. Свободен, честен, спокоен, социально ориентирован, креативен, трудолюбив, заботлив, важен, демонстрирует уважение к окружающим.

Непременно, как и при адлеровской концепции, доминирование линия последнего типа предпочтительно в профессиональной деятельности журналиста. Но самая значимой с позиций опытной самореализации есть, на отечественный взор, классификация личностей Г. Олпорта в зависимости от главных ценностных ориентаций, проявляющихся на самых глубоких уровнях:

1. Теоретическая. Человек заинтересован в раскрытии истины. Он рационален, критически и эмпирически подходит к оценке жизненных обстановок, интеллектуален и выбирает деятельность в научной сфере. В журналистике, в большинстве случаев, действенно реализуется в аналитике, критике;

2. Экономическая. Человек ценит выгоду и пользу. Он практичен, действен, действует с мельчайшими затратами при громаднейшей прибыли, накапливает только те знания, каковые принесут конкретную пользу. В журналистике прекрасно реализует себя в деятельности, которая связана с технологией и техникой медиаиндустрии, а также в совокупности управления;

3. Эстетическая. Человек ценит гармонию и форму, принимает все с позиций привлекательности, уместности – причем как в отношении процесса, так и в отношении результата. Это художник и творец. Хороший режиссер, дизайнер, сценарист. С успехом реализует себя в авторских материалах;

4. Социальная. Человек ориентирован на приобретение любви людей, на установление теплых взаимоотношений, альтруистичен, владеет сильно выраженной эмпатией. Это – хороший собеседник, рассказчик, ведущий;

5. Политическая. Человек сфокусирован на власти. Это – фаворит в любой сфере, обожает влияние, славу, известность. В журналистике довольно часто – ведущий острых публично-политических передач, создатель критических выступлений. Действенно трудится в области расследовательской журналистики;

6. Религиозная. Человек заинтересован в понимании мира как единого целого, ориентирован на глубокое постижение действительности. Его ниша – художественная публицистика, документалистика.

Существуют и другие типологии личностей, более либо менее представленные в журналистике. Сами журналисты часто спонтанно классифицируют людей, с которыми им приходится общаться, — это один из эффектов категоризации, упрощающей общение. Причем исследователями замечено[128], что чем выше профессионализации человека и уровень развития, тем разнообразнее классификация, тем она шире и богаче, тем больше предусматривает исключений. Вот и мы, как бы ни пробовали систематизировать все данные о людской индивидуальности, должны учитывать тот факт, что параметры личности журналиста трансформируются в зависимости от различных факторов. К примеру – от специализации, что ярко иллюстрирует созданная Л.Г. Свитич профессиограмма журналиста[129].

Так, в случае если для репортера либо ведущего ТВ очень нужно быть экстравертом, сангвиником либо холериком, то публицист может иметь любой тип темперамента и личности. Репортера и ведущего ТВ характеризует доминирование зрительной и слуховой памяти, аналитика – логической, публициста – образной.

Пресса – особенная сфера деятельности журналиста, которая включает в себя множество более небольших специализаций. Скажем, вы сотрудник ежедневной муниципальный газеты. Соответственно вы учитесь трудиться весьма оперативно, по большей части пишете заметки, репортажи, отчеты, возможно – корреспонденции. Вы культивируете определенные источники информации, соответствующие тематике, которой занимаетесь в газете: устанавливаете с ними хорошие отношения, оказываете небольшие услуги, поздравляете с праздниками… Если вы владеете аналитическим складом ума, то работа в таком издании не только не научит вас ничему для вас нужному, но и не принесет никакого удовлетворения (не считая, быть может, материального). Но (при условии наличия изначальных нравственных баз) точно научит осторожности обращения со словом.

Второй пример – вы трудитесь в рабочий прессе. На любой факт либо событие рабочий журналист обязан наблюдать глазами собственного читателя: менеджера либо финансиста, эксперта по недвижимости либо персоналу. Соответственен угол и подбор тематики ее освещения. Стиль письма в деловом издании строг так же, как рабочий костюм: никаких оборок и словесных рюшей, двусмысленностей и недомолвок. Отношение к точности и выверенности информации – максимально строгое.

В случае если же вы ощущаете интерес к работе в бульварной прессе, то готовься к тому, что еще сравнительно не так давно в Российской Федерации не существовало для того чтобы понятия. Вследствие этого возможно привести пара цитат из издания «Журналист»:

«…Стало известно, что журналист бульварной газеты – человек особенного склада. Ему не характерно сомнение: задавать матери погибшего какой-то персональный вопрос либо не задавать, по причине того, что сделаешь больно. Где искать таких журналистов? Тут у нас – ни школы, ни традиций». «…Нужно владеть особенным бесплатно, особенным, опытным цинизмом».

Непременно, чтобы трудиться в бульварной прессе, нужно будет научиться наблюдать на мир легко и мерить окружающее мерками «интересно-неинтересно читателю», проигнорировать публичное вывод, которое в обязательном порядке будет ассоциировать вас с вашим изданием, наслаждаться от собственного профессионализма и насыщенной событиями судьбы. Вот такая жизненная позиция. Один из видных журналистов Игорь Уткин дал молодым журналистам таковой совет: «Трудитесь на имя, позже оно будет трудиться на вас. Ищите себя, специализируйтесь в какой-то одной области, становитесь ассом в ней. И печатайтесь, печатайтесь! В противном случае никто вас не определит, как бы гениальны вы ни были. Постигайте такое узкое мастерство отечественной профессии: писать то, что ты желаешь, и дабы это не вызывало отвращении у редактора»[130].

Такую же рекомендацию возможно направить каждому сотрудникам СМИ – и радийщикам а также. Но работа на радио диктует собственные требования к изюминкам личности журналиста. Радио – это не просто живая газета. Трудиться на радио – значит не просто писать текст, а писать с учетом того, что слушатель ни при каких обстоятельствах не встретится с ним, что текст обязан прекрасно восприниматься на слух: быть достаточно ясным, несложным и композиционно-логичным. Успешный рекламны слоган радиостанции «Эхо Москвы» гласит: «Слушайте радио! Другое – видимость». Вправду, слушая радио, человек «включает» собственный самый ранний проводник в окружающем мире. Имеется эти, что именно через уши легче всего влиять на подсознание.

Кем бы вы ни трудились на радио – комментатором, корреспондентом, автором программы, радиодраматургом либо легко репортером, — вам нужно применять человеческое воображение с его идеальной, неизменной художественной фантазией. Все, что человек слышит по радио, представляется ему до таковой степени обычным в собственной красоте либо безобразии, таким своеобразным, конкретным и выполненным жизни, что это возможно лишь пределом мечтаний для других типов СМИ. Исходя из этого для журналиста, трудящегося на радио, очень важно владеть особенным, развитым образным мышлением. Умение создать звуковой образ, сочетать элементы речи, музыки, шума так, дабы вызвать у слушателей броские ассоциации и организовать представление о настоящем событии, характере человека – необходимое уровень качества для журналиста. Заявление о том, что на радио трудятся люди с главным аудиальным каналом восприятия информации, достаточно спорно, не смотря на то, что, возможно, грамотно с теоретической точки зрения. Но совсем определенно то, что это должны быть люди с хорошим слухом, дикцией, приятным тембром голоса и сильно выраженным образным мышлением, талантливые трудиться в коллективе, располагать к себе собеседника. В остальном радио – воистину универсально: оно позволяет для реализации совсем различным психотипам, людям интересов и разного возраста.

Умение взаимодействовать с людьми, трудиться в команде нужно и для телевизионщика. Тележурналист неотделим от людей, без которых немыслимо сделать сюжет либо программу на телевидении – прежде всего режиссера, оператора, осветителя, звукорежиссера, видеоинженера, и собственного главреда, стилиста… Успех съемки зависит кроме того от водителя. Исходя из этого принципиально важно отбросить монополистское мышление газетчика и мочь допускать в собственный творчество вторых творцов.

В большинстве случаев, представители, трудящиеся в этом типе СМИ, владеют такими качествами как честолюбие, телегеничность, целеустремленность, энергичность, деловитость. Потом, телевизионщику принципиально важно владеть таким качеством, как распределяемость внимания: при написании текста учитывать вероятный видеоряд, на что он «наложится». Текст, как закадровый, так и в кадре, обязан выгодно подчеркивать и обыгрывать «картину», дополнять ее и заставлять верно звучать. Особенно серьёзной распределяемость внимания делается в ситуации прямого эфира.

Очень многое зависит и от того, в создании какой конкретно телепрограммы вы участвуете. Так, самые выраженные черты «обычного тележурналиста» молодежной редакции – это радикализм, нетрадиционность взоров, гибкость мышления, не сильный управляемость собственными поступками, общительность, скептичность а также цинизм, погруженность в себя, мечтательность[131]. Совсем в противном случае будет смотреться портрет «среднего» сотрудника отдела культурно-просветительских программ либо главреда рубрики, что отличается самоконтролем, обязательностью, дисциплинированностью, помехоустойчивостью, самоудовлетворенностью.

Способ фокус-групп разрешает выяснить качества ведущих, самый благоприятно принимаемые аудиторией. Наряду с этим нет универсальных качеств, каковые понравились бы любой аудитории, но имеется тенденции:

1. Женская часть аудитории при восприятии ведущих мужчин самый внимательна к формальным чертям (цвет волос, овал лица, форма рук и глаз);

2. Мужская часть аудитории при восприятии дам-телеведущих самый внимательна к динамическим чертям (мимика, пластика, жестикуляция, неспециализированная гармоничность);

3. При восприятии собственного пола большее внимание уделяется интеллектуальным свойствам (эрудиция, ум, образованность) и своеобразию вида (оригинальности, обаянию, притягательности);

4. От ведущего развлекательного ток-шоу зритель ожидает в первую очередь большого вкуса в одежде; от комментатора и ведущего аналитического ток-шоу – доступности и простоты; от ведущего передачи формата студийной человечности – и беседы теплоты, задушевности; от репортера (опрос на улице) – вежливости.

5. В ведущих монологовых аналитических передач ценится средне развитый (по Кэттеллу) логический интеллект, не сильный развитость гибкости мышления, низкая готовность принимать новую данные (нижняя граница нормы). Успешны тут люди эмоционально неустойчивые, внутренне напряженные, фрустрированные, тревожные, снаружи самоуверенные, демонстративные (таким отечественная социальная перцепция приписывает интеллектуальные свойства).

6.Ведущие аналитических ток-шоу успешны, если они отличаются хорошим самоконтролем, придерживаются общепринятых норм, расчетливы, тактичны, эмоционально зрелы, отличаются развитым эмоцией самозащищенности, а потому наивны, терпимы и безмятежны, уравновешены.

Так или иначе, любому журналисту, трудящемуся в кадре, потребуется определенная концентрация, торможения процессов и уравновешенность возбуждения, большой уровень самоконтроля, определенная толстокожесть, избавляющая от острых переживаний по поводу опытных неудач, каковые случаются часто. Само собой разумеется, не все тележурналисты – люди «эфира». Возможно удачно трудиться на телевидении и ни при каких обстоятельствах не оказаться в кадре. Однако, результаты опросов специалистов фиксируют следующие «универсальные» характеристики совершенного ведущего: добросовестность, самостоятельность, независимость, уверенность, общительность, решительность, самоконтроль, эмоциональная «толстокожесть». Наименее желательны раздражительность, напряженность, уступчивость[132].

Как видим, в числе отмеченных аудиторией желательных качеств тележурналиста не последнее место занимают те, что относятся к долженствовательной сфере личности. И, думается, эти требования распространяются за пределы телеработы на всю сферу журналистики. Сфера долженствования в действительности тесно связана с личностными качествами человека, с главными активным образом и чертами индивидуальности воздействует на подход к профессиональной деятельности журналиста.

Определить собственный тип личности. Правильная типология — ДИСК. Коучинг.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: