Типы стратификационных систем. социальная мобильность индивида.

Главные понятия стратификационного анализа.

Для рассмотрения данной темы крайне важно различать следующие понятия: социальное неравенство, класс и страта.

Неравенство – это положение, при котором одни люди имеют преимущества перед вторыми, как за счет собственных физических данных, так и социального положения. Оно проявляется соответственно в экономической, культурной, политической и публичной жизни.

Страта (лат stratum – слой) – это группа с каким-либо неспециализированным статусным показателем, т.е. социальным положением. Наряду с этим люди в страты, чувствуют себя связанными между собой некоей общностью. Все страты в обществе имеют ранговый порядок, т.е. принадлежность к той либо другой страте оценивается с позиций (выше-ниже, лучше-хуже, респектабельно-непрестижно). Страта формируется не только на базе объективных показателей, но и связана с культурно-психотерапевтической оценкой.

Социальный класс – это самая громадная единица социологического анализа стратификационных общества и систем. В данном понятии находят отражение совокупное политическое, экономическое и культурное положение людей в обществе.

Согласно точки зрения Т.Парсонса, кроме того в процветающем обществе неравное положение людей остается серьёзным непреходящим явлением. Современная социология разглядывает неравенство как объективный факт публичного бытия, закономерность, являющуюся отражением факта социального расслоения общества по самым разным социальным (экономическим, политическим, культурным и т.п.) параметрам.

Возвращаясь к проблеме социальной структуры общества, напомним, что в самом неспециализированном виде социальная структура- это устойчивая сообщение таких элементов социокультурной совокупности как классы, слои и группы, каковые различаются своим местом в совокупности социальных неравенств общества. Исходя из этого сперва нужно узнать истоки социального неравенства и его авторитет на социальную разделение людей в обществе.

Социальное неравенство существовало в течении всей истории людской цивилизации. Истоки социального неравенства многие современные исследователи видят в природных различиях людей по физическим данным, темпераменту, силе мотивации. Первоначально появляющееся неравенство в большинстве случаев очень неустойчиво и не ведет к институциональному закреплению. К примеру, сильный, волевой, целеустремленный человек возможно фаворитом и подчинять себе участников группы, приобретая больше материалы иных благ, почета до тех пор, пока не покажется более сильный и амбициозный претендент. Авторитет социальных структур и лидеров должен был всегда подтверждаться успешным достижением групповых целей.

Следующим этапом формирования социального неравенства есть закрепление существующего положения в условиях обмена и общественного разделения труда. В обществе дифференцируются группы, неравные по характеру труда (работники умственного и физического труда), по социальным ролям (папа, доктор, продавец, политический деятель), по образу жизни и типу поселения (городское и сельское население). Закрепление неравенства осуществляется методом нормативной базы и институционализации, устанавливающей место каждого индивида в социальной структуре. Кроме того естественные различия покупают социально институционализированную форму. Дамы выясняются социально неравными мужчинам, младшие – старшим. Появляется устойчивая совокупность социальных статусов, определяющих ранги индивидов по таким параметрам как имущество, доступ к власти и другие.

Неравенство свидетельствует, что люди живут в условиях, при которых имеют неравный доступ к материальным и духовным сокровищам. Социальное неравенство измеряется: властью, собственностью, социальным престижем количеством дешёвой информации.

Обстоятельства происхождения социального неравенства разъясняются по-различному представителями разных направлений социологической мысли. Структурный функционализм исходит из того, что разделение есть естественным следствием усложнения социального организма (эта точка зрения восходит к Г.Спенсеру и начинается Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом и др.). Представители конфликтологической парадигмы (прежде всего К.Маркс) трактуют неравенство как следствие существования антагонистических классов, один из которых узурпирует власть и собственность.

Социальное неравенство структурируется при помощи совокупности социальной стратификации. В соответствии с одному из основоположников стратификационной теории, П.Сорокину, стратификация – это разделение совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Принципиально важно выделить, что стратификация свидетельствует не просто разное, но как раз неравное положение в обществе отдельных целых и индивидов слоев, т.е. стратификация носит иерархический темперамент.

Иерархически организованную структуру социального неравенства возможно представить в виде разделения всего общества на страты (слои). Социальная стратификация предполагает ранговое расслоение, в то время, когда высшие слои находятся в привилегированном положении по отношению к низшим, и меньшую численность верхних слоев.

Шепетильно созданную теорию стратификации создал отечественный соотечественник П.Сорокин, который считал, что нереально дать единую совокупность параметров принадлежности к какой-либо страте и видел в обществе три стратификационных структуры: экономическую, опытную и политическую. Он применяет критерии, распознанные его современниками и предшественниками: собственность, доходы, профессия, власть, социальные роли и т.д. Как воображал себе П.Сорокин социальное расслоение общества? В первую очередь, он различал одномерную стратификацию, осуществляемую при помощи выделения групп по какому-либо одному показателю, к примеру, по доходам. Потом, на протяжении многомерой стратификации определяются группы, имеющие целый комплект неспециализированных показателей, к примеру, дамы определенной национальности, возраста, с низкими доходами. Согласно точки зрения П.Сорокина, Сейчас существуют миллионы социокультурных совокупностей, в которых возможно выделить и микрогруппы (диады, триады), и суперсистемы, глобальные религиозные объединения (миллиард католиков, пара миллиардов мусульман). Это множество социальных совокупностей классифицируется по множеству оснований. Среди одномерных групп выделяются биосоциальные: расовые, половые, возрастные; социокультурные: род, территориальное соседство, языковые, этнические группы, страны, опытные группы, экономические группы религиозные объединения, политические организации, идеологические группы (научные, образовательные, этические, развлечений и группы отдыха), номинальные элитарные группы (вожди, гении, исторические личности). К многосторонним (комбинация нескольких сокровищ) группам П.Сорокин относит: семью, клан, племя, нацию, классы и сословие. Эта схема в социологии особенно не оспаривается, не смотря на то, что предполагаются и другие теории стратификации.

В работах американских социологов насчитывается до 90 показателей стратификации. В различные периоды истории на передний замысел выходят то одни, то другие базы социального деления. Древние египтяне затрачивали огромную часть собственного ВВП на обслуживание мертвых, включая их в собственную ранговую совокупность. В Российской Федерации в течение многих столетий заметную роль в стратификации игралась религия. Русские раскольники (аристократы, торговцы, крестьяне) шли в пламя для права креститься по-своему.

В соответствии с взорам американского социолога Э.О.Райта в современном капиталистическом производстве существуют три вида контроля над экономическими ресурсами, разрешающие выделить главные страты. 1. Контроль за инвестициями либо финансовым капиталом. 2. Контроль за промышленными средствами и землёй производства. 3. Контроль за трудом в и властью. Класс капиталистов осуществляет контроль все три вида ресурсов, тогда как рабочие — ни одного. Фрэнк Паркин, английский социолог, последователь М.Вебера разглядывает собственность, контроль за финансовыми ресурсами, расу, национальность, язык, религию как особенные социальные перегородки, разделяющие страты. К примеру, в Южной Африке до недавнего времени альянсы белого населения исключали членство в них чернокожих, дабы сохранить собственный привилегированное положение.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф внес предложение в базу социальной стратификации положить понятие «авторитет», которое, согласно его точке зрения, самый совершенно верно характеризует отношения власти и борьбу между группами за респектабельное место в стратификационной совокупности. Р.Дарендорф дробит современное общество на управляющих и управляемых. Со своей стороны, управляющих дробит на две управляющих: управляющих менеджеров и подгруппы-собственников. Управляемая несколько кроме этого разнородна. В ней возможно выделить квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Между двумя главными стратами находится промежуточный «новый средний класс» — продукт ассимиляции служащих и рабочей аристократии.

самая влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт, можно считать теорию стратификации К.Дэвиса и У.Мура — приверженцев функционального подхода Э.Дюркгейма. В соответствии с данной теории, каждое общество должно решить мотивации индивидов и проблему размещения в социальной структуре в соответствии с их функциональными возможностями. Для распределения людей по социальным их мотивации и статусам употребляется вознаграждение, которое воспроизводит и неравенство самих статусов и доходов. Чем сложнее работа, чем большей опытной подготовки она требует, тем выше статусный ранг и зарплата . Но имеется еще одна группа статусов, каковые функционально не значимы, но, однако, высоко вознаграждаются. Это тяжело заполняемые статусы, т.е. непрестижная, вредная для здоровья работа. Религиозная деятельность кроме этого серьёзна, исходя из этого духовенство вознаграждается в большей мере, чем рядовые работники. Призом не всегда являются деньги. Это возможно больший почет, уважение, символы отличия, ордена. Так, с позиций функционалистской теории статусное распределение и неравенство на шкале стратификации зависит, в первую очередь, от функциональной значимости данного статуса, требований к выполнению роли (опытные качества) и трудностей заполнения социального статуса.

Типы стратификационных совокупностей. Социальная мобильность индивида.

Социологии известны четыре главные исторические совокупности социальной стратификации.

Рабство- самая выраженная форма социального неравенства, при которой часть людей в собственности вторым как собственность. Как главная, массовая совокупность стратификации рабство исчезает в десятнадцатом веке, но и сейчас элементы работорговли сохраняются в некоторых государствах третьего мира.

Кастысвязывают с культурой Индийского, субконтинента, где они шепетильно продуманы и связаны и индуистской религией. традиции и Религия закрепляют принадлежность к касте так очень сильно, что брахманы, к примеру, по большому счету избегают любых контактов с неприкасаемыми, а те со своей стороны занимаются по большей части животноводством. Подобные кастам совокупности стратификации появлялись и в других государствах, в то время, когда проводилась политика расовой сегрегации (дискриминации). К примеру, в Соединенных Штатах по окончании ликвидации рабства степень отделения тёмных от белых оставалась такой сильной, что стратификационная совокупность была практически кастовой.

Сословиябыли частью европейского феодализма и других классических цивилизаций. Место сословий в стратификационной совокупности закреплялось законом, все сословия имели различные права, обязанности, одежду и т.п. Места в иерархии распределялись так: аристократия, дворянство, духовенство, торговцы, свободные крестьяне, слуги, живописцы и т.д.

Классыразличаются, в первую очередь, экономическими возможностями, являются безличными, мобильными и не зависящими от правовых и религиозных норм.

Кроме исторических совокупностей социальной стратификации существует второй подход, что предполагает, что любое конкретное общество складывается из комбинаций разных стратификационных множества и систем их переходных форм. Возможно выделить 9 типов стратификационных совокупностей, каковые смогут быть использованы для описания любого социального организма, в частности:

1. Физико-генетическая. В ее основе лежит разделение социальных групп по «естественным», социально-демографическим показателям, т.е. полу, возрасту, наличием определенных физических качеств (силы, красоты, ловкости). Такая стратификационная совокупность господствовала в первобытной общине, но воспроизводится и сейчас.

2. Рабовладельческая. Кроме этого основана на прямом насилии. Неравенство тут определяется военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию либо отсутствию гражданских прав и прав собственности. Причем положение в обществе значительно чаще передается по наследству и так закрепляется в поколениях.

3. Кастовая. В ее основе лежат этнические различия, каковые, со своей стороны, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Любая каста представляет собой замкнутую, как это быть может, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в публичной иерархии. Это место появляется в следствии обособления функций каждой касты в совокупности разделения труда. Существует четкий список занятий, которыми члены данной касты смогут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие.

4. Сословная. В данной совокупности группы различаются юридическими правами, каковые жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед страной, закрепленные в законодательном порядке. Принадлежность к сословию передается по наследству, содействуя относительной закрытости данной совокупности.

5. Этакратическая (от французского и греческого – власть). Тут разделение между группами происходит. Прежде всего, по их положению во властно-национальных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям распределения и мобилизации ресурсов, и по тем привилегиям, каковые эти группы способны извлекать из собственных властных позиций. При таковой стратификации отмечается формальная свобода участников общества (за исключением зависимости от страны), отсутствие автоматического наследования властных позиций кроме этого отличают этакратическую совокупность от совокупности сословной.

6. Социально-опытная. При таковой стратификации группы делятся по условиям и содержанию собственного труда. Особенную роль делают квалификационные требования, предъявляемые к той либо другой опытной роли – обладание соответствующим опытом, навыками и умениями. поддержание и Утверждение иерархических порядков в данной совокупности осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов).

7. Классовая. Различия между классами заключены в размерах и характере собственности на средства производства и создаваемый продукт, а также в уровне приобретаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих прошлых типов. Принадлежность к классам – буржуа, пролетариев, независимых фермеров и т.п. – не регламентируется вышестоящими властями, не устанавливается законодательно и не предается по наследству (передается капитал и имущество, но не сам статус).

8. Культурно-символическая. Разделение появляется за счет различий в возможностях доступа к социально значимой информации. Неравных возможностей фильтровать и трактовать эти сведенья, из-за неодинаковых свойств быть носителем сакрального знания (мистического либо научного).

9. Культурно-нормативный. Тут разделение выстроено на различиях престижа и уважения, появляющихся из норм образа поведения и сравнения жизни, которым направляться человек либо несколько. Отношение к физическому и умственному труду, привычки и потребительские вкусы. этикет и Манера общения, особенный язык (опытная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) – все это ложится в базу социального деления.

Робовладельческая, сословная и кастовая совокупности включают в себя элементы пожизненного и формально-юридического наследования. Другие совокупности ни формально пожизненного характера статусов, ни их наследования не предусматривают. Мы разглядели 9 совершенных типов стратификационных совокупностей. Любое настоящее общество есть их комбинацией и сложным смешением.

В качестве стратообразующих показателей, в соответствии с Б.Барберу, возможно выделить следующие:

1. доступ к власти

2. уровень и капитал доходов

3. доступ и уровень образования к информации

4. родственные

5. религиозные

6. этнические

7. опытные

8. поло-возрастные

1-4 показатели постоянны для любого общества, т.е. владеющий властью, деньгами, имеющий большой уровень богатых и «образования» родственников фактически постоянно оказывается в более удачном положении если сравнивать с тем, кто этого всего не имеет.

5-6 изменяемые показатели, т.е. к примеру, человек, находящийся в собствености к определенной религии (иудей), в одном обществе (Израиле) будет пребывать в удачном для себя положении, а в другом (Ираке) – нет.

Существуют разные модели социальной стратификации общества. В развитых государствах, с рыночной экономикой модель социальной стратификации общества выглядит как «лимон», с развитой центральной частью (средним классом), довольно низкими полюсами высшего класса (элиты) и беднейших слоев.

В латиноамериканских государствах она напоминает Эйфелеву башню, где имеют место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и вершина (элита).

Третья модель характерна для многих государств Центральной и Восточной Европы, как и для постсоветской России, — это необычная придавленная к почва пирамида, где большая часть населения прижата книзу – до 80%, а 3-5% богатых образовывает ее вершину.

Г.Зиммель отмечал, что стабильность иерархической структуры общества зависит от роли среднего и удельного веса класса. Чем больше его удельный вес, тем больше шансов у него оказывать влияние на политику страны, избегая крайностей, свойственных противоположным слоям.

Социальная стратификация может изменяться, и на это влияют три главных фактора:

1. происхождение новых социальных общностей на базе плюрализации форм собственности (своеобразные слои рабочих и инженерно-технических работников, занятые в кооперативах по трудовым соглашениям либо неизменно, работники смешанных организаций и предприятий с участием зарубежного капитала);

2. изменение национальной формы собственности и изменение положения классических классово-групповых общностей: их границ, количественно-качественных черт, происхождение пограничных и маргинальных слоев;

3. появление новых классов, новой элиты.

3. Особенности стратификационных процессов в современном русском обществе.

Новый этап статификационных процессов в Российской Федерации начался в 90-х гг., в то время, когда российское общество по окончании распада СССР вступило в стадию поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. В стране начинают складываться группы, занятые новыми видами деятельности, которые связаны с рыночными отношениями, — работники маркетинговой работы, рекламы, менеджеры акционированных и частных фирм, эксперты в области ценных бумаг и оценки недвижимости и др.

Особенную специфику получает процесс формирования нового слоя предпринимателей, либо бизнес-слоя. Существуют две характеристики, на базе которых возможно отнести работников к этому слою: 1) деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; 2) экономическая свобода, либо наличие прав и обязанностей, которые связаны с независимым личной ответственностью и принятием решений за результаты хозяйствования.

По догадке российского академика Т.И.Заславской бизнес-слой современной России имеет несколько подгрупп работников:

  • менеджеры-совладельцы; это хозяйственные начальники небольших и средних акционированных фирм, трудящиеся понайму, но располагающие большими пакетами акций управляемых фирм;
  • наемные менеджеры; т.е. хозяйственные начальники, управляющие национальными, реже частными, фирмами либо компаниями «за заработную плат»;
  • предприниматели – собственники в основном фирм и мелких предприятий, лично управляющие последними, не совмещая эту деятельность с какой-либо работой по найму;
  • независимые работники; т.е. лица, занятые небольшим предпринимательством на базе личной трудовой деятельности посредством собственных средств производства (в основном квалифицированные рабочие и специалисты);
  • предприниматели-менеджеры; это наемные директора небольших и средних фирм в основном акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую деятельность по найму с ведением собственного бизнеса. Для части из них управленческая работа по месту работы есть, в основном, прикрытием личного бизнеса;
  • полупредприниматели; к ним относятся «рядовые» работники в основном акционированного и частного секторов экономики, совмещающие работу по найму с различными видами предпринимательства. Включая личную трудовую деятельность.

Указанный бизнес-слой достаточно разнородный. Включая в себя 10-12% от всех занятых, он демонстрирует противоречивые социальные характеристики. Российское общество по окончании истопрического перерыва делает попытку вернуть в хозяйственной сфере наровне с перераспределительными отношениями и отношения рыночного типа. Но такая попытка на практике получает поспешный, слабо созданный в социально-технологическом и правовом замысле темперамент, что и обуславливает важную деформацию стратификационных процессов.

Размежеванию социальных сил общества содействует к расслоению групп по образу и доходам судьбы. По уровню жизни исследователи выделяют в современной России такие страты, как нищие, бедные, малообеспеченные, среднеобеспеченные, обеспеченные, состоятельные.

За исторически маленький отрезок времени в обществе поляризовались бедные и богатые слои. Расслоение по доходам ведет к тому, что динамика доходов 10% самые состоятельных групп быстро возрастает если сравнивать с доходами 10% наименее состоятельных групп, а разрыв между этими доходами быстро возрастает. Тогда как главная часть населения в большой степени утрачивает возможности поддерживать прошлый уровень судьбы, появляется относительно маленькая сверхобеспеченная часть населения, образ судьбы которой, быстро контрастируя с историческими традициями, связан с отдыхом на дорогих заграничных курортах, приобретениями автотранспорта, постройкой шикарных личных коттеджей в пригородах и городах и т.п.

Важные трансформации происходят кроме этого в перераспределении количества властных полномочий между регионами и центром. Множество управленческих функций передается региональным органам власти. Перераспределение власти между регионами и центром тесно соотносится с оживлением этнонациональных традиций жизнедеятельности на местах, и с попытками некоторых представителей этнических элит реанимировать проблему отделения территории от России. В случае если излишняя централизация власти замедляла развитие спонтанных качеств стратификации, снижала активность местных сообществ в самоуправлении, то избыточная регионализация, и суверенизация республик порождают напряженность на национальной земле, сепаратистские устремления у элитных групп некоторых территорий.

Падение уровня судьбы главной части населения сосредотачивает внимание огромных весов людей на проблемах выживания, быстро уменьшая время на отдых, посещение культурных учреждений, встречи с приятелями. Главными информационными каналами остаются радио и телевидение. Пользование компьютерной информацией остается привилегией узких опытных либо интеллектуальных групп в больших городах.

Все это говорит о том, что на нынешнем этапе публичного развития процессы расслоения покупают социально деформированный темперамент. В будущей модели жизнедеятельности россиян закрепятся такие стратификационные характеристики, каковые давали бы отечественному обществу оптимальную возможность встроиться в современную мировую динамику при сохранении конструктивных изюминок социальных связей, рожденных исторической практикой.

Выпуск 20. Социальная стратификация


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: