Традиционно-педагогические методы исследования.

Пед. наука, имея собственный аппарат изучения –воспитание, применяет методы и различные средства, направленные на открытие закономерностей в обучении и воспитании. Способ педагогического изучения – это метод получения научной информации, направленный на изучение пед. процессов, явлений и предстоящее развитие пед. практики и науки.

Всякое изучение имеет 2 уровня:

1) Теоретический уровень.

Изучение предполагает изучение научной литературы по конкретной проблеме, с целью определения догадки изучения. Догадка – это научное предположение о вероятных дорогах решения проблемы. Она может подтвердиться на протяжении изучение либо опровергнуться.

2) Эмпирический (эмпирио – опыт, опыт от лат.) уровень предполагает изучение практической деятельности и опыта учителя по конкретной проблеме.

С целью проведения изучения (1-го и 2-го уровней) нужно применение разных способов получения информации. Такие способы изучения смогут быть лишь педагогическими, и заимствованными из вторых областей научных знаний.

К пед. способам изучения традиционно относятся такие способы как:

-наблюдение;

-изучение опыта;

-изучение источников;

-анализ школьной документации;

-изучение ученического творчества;

-беседа.

Наблюдение – намерено организованное восприятие исследуемых объектов,процессов,явлений в естественных условиях.

Последовательность наблюдения:

1) Определяется цель, объект и намечается схема наблюдения;

2) Фиксируются результаты наблюдения в форме-протоколе;

3) Обработка результатов наблюдения;

Наблюдение по времени возможно краткосрочным и долгим. По методу проведения систематическим и периодическим. По отношению к замечаемому объекту –косвенным, прямым, скрытым. По методу сотрудничества включенным либо нет.

Чтобы повысить эффективность способа наблюдение должно быть долгим, систематическим, разносторонним и объективным.

Изучение опыта- предполагает организованную познавательную деятельность, направленную на определение исторических связей в образовании и воспитании, роли проблемы и определение места в учебно-воспитательной совокупности (исторический способ).

При изучении передового опыта, внимание нужно обращать на те факты, каковые противоречат существующей теории, являются нестандартным подходом к решению проблемы.

Значительно чаще внимание нужно обращать на передовой пед. опыт коллективов и учителей по конкретной теме изучения.

Изучение источников (архивный способ) предполагает изучение документов, источников, материалов конференции, докладов, отчетов, т. е. всех источников, помогающих осознать сущность неприятности.

Анализ школьной документации разрешает изучать классные издания, протоколы, совещания, расписание занятий, правила внутреннего распорядка, замыслы преподавателей, конспекты, карты здоровья, индивидуальные дела и другую документацию. В документах содержится нужная информацию, которая дает представление о состоянии неприятности, личности исследуемых, об их работоспособности, здоровье, успеваемости.

Изучение ученического творчества дает представление об отношении школьника к учебной деятельности (творение говорит о творце). Изучаются кроме того «продукты свободного творчества». Изучение заинтересованностей детей позволяет исследователю грамотно организовать программу изучения с учетом наклонности, отношения и индивидуальных особенностей к обязанностям.

Беседа как способ изучения используется для дополнительного разъяснения взятой информации на различных стадиях изучения. Беседа проводится по замыслу:

1) Наличие конкретных вопросов по интересующей нас проблеме с учетом изюминок собеседника(собеседников);

2) Обсуждение интересующих вопросов с разных позиций нужных исследователей;

3) постановка и Вариативность вопросов их в удобной для собеседника форме;

4) Умение применять находчивость и ситуацию в ответах и вопросах. Движение беседы может записываться с согласия собеседника.

Разновидностью беседы есть интервью. Заимствован как способ из социологии.

Особенность содержится в том, что исследователь придерживается заблаговременно подготовленных вопросов, задает их в определенной последовательности. Ответы так же подготавливаются предварительно и исходя из этого не всегда бывают правдивы.

Интервью редко употребляется в научном изучении, т. к. не дает объективной картины происходящего.

Вопрос 2.

способы педагогического изучения реферат скачать


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: