Традиционно-педагогические методы

Классическими будем именовать способы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, находившисьших у истоков педагогической науки. Это способы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; используются они в науке и поныне. К классическим методам педагогических изучений относятся наблюдение, изучение опыта, источников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение — самый доступный и распространенный способ изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается намерено организованное восприятие исследуемого объекта, процесса либо явления в естественных условиях. Научное наблюдение значительно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты в обязательном порядке фиксируются; 3) полученные эти обрабатываются.

Чтобы повысить эффективность наблюдения оно должно быть долгим, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность способа наблюдения, его распространённость и доступность, нужно вместе с тем указать и на его недочёты. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого способа нереально обеспечить полную объективность информации. Исходя из этого наблюдение значительно чаще применяется на начальных этапах изучения в сочетании с другими способами.

Изучение опыта — еще один с покон веков используемый способ педагогического изучения. В широком смысле свидетельствует организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение неспециализированного, устойчивого в учебно-воспитательных совокупностях. С помощью данного способа анализируются пути ответа конкретных неприятностей, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Исходя из этого разглядываемый способ часто именуют еще историческим. Тесно смыкается с другим способом — изучением первоисточников, именуемым кроме этого архивным. Тщательному научному анализу подвергаются монументы старой письменности, законы, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, распоряжения, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются кроме этого учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материалы, помогающие осознать сущность, последовательность и истоки развития той либо другой неприятности.

В современном, пара суженном смысле под изучением опыта в большинстве случаев знают изучение передового опыта творчески трудящихся педагогических коллективов, отдельных преподавателей. Возможно привести большое количество примеров передового опыта, каковые вынудили критически отнестись к господствующим в педагогической практике и науке взорам и по-новому подойти к решению кажущихся неоспоримыми вопросов. Отыщем в памяти, как всколыхнули школьную практику и педагогическую мысль оригинальные методические находки донецкого преподавателя В.Ф. Шаталова. Его совокупность обучения включает много педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию разработки обучения.

Изучение опыта будет плодотворным лишь при соблюдении последовательности серьёзных требований. Особенное внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Принципиально важно кроме этого во всех тонкостях раскрыть механизм успехи высоких воспитания и результатов обучения. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше полезных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические изучения не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации — классные журналы, заседаний протоколов и книги собраний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные замыслы преподавателей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, связи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, к примеру, полезные статистику для установления связи между состоянием организма и успеваемостью, тем, как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации в обязательном порядке сочетается с другими способами.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, произведений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом сообщит умелому исследователю. Так как еще древние говорили, что творение говорит о творце. Громадный интерес воображают и без того именуемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Личные изюминки учеников, наклонности и интересы, отношение к своим обязанностям и делу, уровень развития старательности, других качеств и прилежания, мотивы деятельности — это только маленький список воспитательных качеств, где возможно с успехом припоменять данный способ. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного применения, умелого сочетания с беседами и наблюдениями.

К классическим способам педагогических изучений относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их намерения и чувства, позиции и оценки. Исследователи всех времен в беседах приобретали такую информацию, какую никакими вторыми методами взять невозвозможно. Педагогическая беседа как способ изучения отличается целенаправленными попытками исследователя пробралсянуть во внутренний мир собеседника, распознать обстоятельства тех либо иных его поступков. Данные о нравственных, мировоззренческих, политических и других взорах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также приобретают посредством бесед. Но беседы — сверхсложный и не всегда надежный способ. Исходя из этого он используется чаще всего как дополнительный для получения нужных разъяснений и уточнений по поводу того, что не хватало ясным при наблюдении либо применении иных способов.

Дабы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, применяют особые меры. К ним относятся:

• наличие четкого, продуманного с учетом изюминок личности собеседника и неуклонно проводимого в судьбу плана беседы;

• обсуждение интересующих исследователя вопросов в разсвязях и личных ракурсах;

• варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

• умение применять обстановку, находчивость в ответах и вопросах.

Мастерству беседы необходимо продолжительно и терпеливо обучаться.

Движение беседы с согласия собеседника может записываться. Современные технические средства разрешают делать это и незаметно для испытуемых.

Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно употребляется редко и не находит широкой помощи среди исследователей. Интервьюирование в большинстве случаев предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заблаговременно подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности. Ответы подготавливаются заблаговременно. Заблаговременно подготовленные ответы не всегда бывают правдивы. Отыщем в памяти, что говорили древние: язык человеку дан не только чтобы излагать собственные мысли, но и чтобы удачно их скрывать.

IV. Какое наблюдение возможно отнести к способу научного

изучения?

1. Дежурный преподаватель следит за порядком в столовой.

2. Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса посредством компьютерных программ.

3. Классный начальник следит за опрятностью одежды школьников.

4. На экскурсии преподаватель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев.

5. Юный преподаватель следит за действиями умелого коллеги при изложении тяжёлого учебного материала.

V. Кое-какие требования к педагогическому наблюдению среди предложенных альтернатив неверные. Какие?

1. Ранжирование объектов наблюдения.

2. Выделение объектов наблюдения.

3. Постановка задач наблюдения.

4. Предсказание ожидаемых результатов наблюдения.

5. Возможность количественного измерения результатов наблюдения.

6. Обработка взятых данных.

7. Фиксация результатов наблюдения.

8. систематичность и Планомерность наблюдения.

9. Скорость регистрации замечаемых событий.

VI. Какие конкретно из нижеприведенных бесед возможно назвать методом научно-педагогического изучения? Из-за чего?

1. Беседа классного начальника с родителями о воспитании детей в семье.

2. Беседа преподавателя с опоздавшими на урок учениками.

3. Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

4. Беседа преподавателя с учениками, в ходе которой выясняется, как они знают правила техники безопасности.

5. Беседа с преподавателем, в ходе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку.

7. Беседа классного начальника о правах и обязанностях школьников.

способы педагогического изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: