Трансцендентальный идеализм и. канта

Лекция № 5

Германская хорошая философия. Марксизм.

Замысел:

1. Главные идеи хорошей германской философии

2. Трансцендентальный идеализм И. Канта

3. Философская совокупность Г. Гегеля

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

5. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

Главные понятия: агностицизм, окончательный императив, мир «явлений» (феноменов), мир «вещей в себе» (ноуменов), априорное знание, апостериорное знание, Всемирный дух (Полная мысль), диалектика, публично-экономическая формация, экономический базис, политическая надстройка.

Содержание:

Главные идеи хорошей германской философии

К германской хорошей философии финиша XVIII-XIX вв. относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все они весьма различные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют неспециализированные методологические правила построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

Для германской хорошей философии (НКФ) характерна установка на исследование объекта и отношения субъекта и мысль активности субъекта в мышлении. Деятельность самосознания рассматривается как конструктивная, а не как репродукция преднайденного содержания. Все содержание духа – итог его продуктивной творческой работы. Уровень качества субъекта тут не просто активность, но и созидание, творчество.

Центральной темой НКФ есть вопрос: как вероятен субъект, осуществляющий свободную деятельность, другими словами активность, определяемую субъективными целями, а не совокупностью извне данных «объективных» событий.

Предметом НКФ есть деятельность как «последнее основание» всей совокупности отношения человека к действительности. Так, выдвижение неприятности деятельности, понимается как активность духа.

Неспециализированные черты: 1) необычное познание роли философии, которая должна быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием»; 2) изучение человеческой сущности и человеческой истории; 3) разработка целостной концепции диалектики, неприятностей гуманизма, нравственности, философии истории.

Трансцендентальный идеализм И. Канта

Иммануил Кант (1724 –1804). Творческую биографию И. Канта возможно поделит на два периода:

1. «Докритический» период (1770 г.).

Главный труд данного периода – «Общая теория неба и естественная история».

В это время Кант разглядывает вопросы, каковые были поставлены предшествующей философской мыслью. Помимо этого, он занимался естественнонаучными проблемами:

— создал космогоническую догадку происхождения Нашей системы из огромной начальной газовой туманности;

— наметил идею генеалогической классификации животного мира, другими словами распределения разных классов животных по порядку их вероятного происхождения;

— выдвинул идею естественного происхождения людских рас;

— изучал роль отливов и приливов на отечественной планете.

2. «Критический» период (1770 – 1804 г).

Главные труды: «Критика чистого разума» (гносеология/эпистемология), «Критика практического разума» (этика), «Критика свойства суждения» (эстетика).

На данном этапе И. Кант занимается вопросами гносеологии, думает над метафизическими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, страны и права, эстетики. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма.

В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, что содержит в себе нескончаемое множество неразгаданных тайн. Кант считает, что обстоятельством данной трудности есть сам его разум и человек (т.е. субъект познания), а не окружающий мир. Познавательные свойства людской разума ограничены (разум не имеет возможности все!). Разум всегда наталкивается на неразрешимые несоответствия в ходе познания, т.е. антиномии. Посредством разума возможно в один момент доказать оба противоположных положения антиномии. Разум входит в тупик. Наличие антиномий – подтверждение наличия границ познавательных свойств разума.

Антиномии чистого разума:

тезис антитезис
«Мир имеет начало во времени и ограничен кроме этого в пространстве» «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он нескончаем и во времени, и в пространстве»
«Любая сложная субстанция в мире складывается из несложных частей, и по большому счету существует лишь простое либо то, что сложено из несложного» «Ни одна сложная вещь в мире не складывается из несложных частей, и по большому счету в мире нет ничего несложного»
«Причинность по законам природы имеется не единственная причинность, из которой возможно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений нужно ещё допустить свободную причинность» «Нет никакой свободы, всё совершается в мире лишь по законам природы»
«К миру в собственности либо как часть его, либо как его обстоятельство непременно нужная сущность» «Нигде нет никакой полностью нужной сущности — ни в мире, ни вне мира — как его обстоятельства»

Но, разум наталкивается не только на внутренние границы – неразрешимые несоответствия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема.

По Канту всю землю делится на:

— мир «явлений» либо феноменов, познаваемый посредством априорных форм.

— мир «вещей в себе» либо ноуменов, заключающих в себе сущность явлений – он недоступен людской разуму, непознаваемый.

Философ ставит вопрос: вероятно ли по большому счету общее и нужное знание?

Все знание Кант дробит на:

1. апостериорное – то, которое приобретает человек в следствии опыта, оно предположительно, не владеет полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения;

2. априорное – доопытное, другими словами то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого практического подтверждения и опытного доказательства. К примеру, «все что случается, имеет обстоятельство», «людская судьба протекает во времени». Это знание полностью точно, надежно, владеет качествами необходимости и всеобщности.

Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, сотрудничества), время и пространство как формы. Будучи общими и нужными законы принадлежат не самой природе, а людской рассудку, время и пространство не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к настоящему миру также не имеют никакого отношения.

В следствии познавательный процесс происходит следующим образом:

1. Внешний мир первоначально осуществляет действие на органы эмоций человека.

2. Органы эмоций принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений.

3. Человеческое сознание приводит полученные органами эмоций разрозненные образы, ощущения в совокупность, в следствии чего в людской разуме появляется целостная картина окружающего мира.

Но, по Канту, эта целостная картина мира в отечественном сознании ничего не имеет неспециализированного с настоящим миром! По причине того, что отечественное сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, форм и категорий чувственного созерцания – пространства и времени. Из этого вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, так же как и целый окружающий мир. Более того – философия в той форме, какой она существовала до Канта, неосуществима: она изучает сущность бытия, а она-то именно и непознаваема! Задача философии сейчас пребывает в критике рациональных свойств и определении границ познавательного процесса.

В «Критике практического разума» И. Кант обращается к проблеме морали. Понятие морали у Канта связано с абсолютным долженствованием. В качестве абсолютных, моральные требования появляются из разума, лишь не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «окончательного императива», высказывающего моральный закон, свидетельствует бескорыстность нравственных мотивов. Исходя из этого моральный закон связан со свободой: воля не подчинена чувственной мотивации и может функционировать наперекор ей. Человек свободен неизменно, но моральным он делается только в том случае, если направляться окончательному императиву: «поступай так, дабы максима твоей воли имела возможность одновременно с этим иметь силу принципа общего законодательства». Это не противоречит рвению к счастью, но человек должен быть хорош счастья, а преимущество состоит только в моральном поведении. Оно имеет приоритет над рвением к счастью, которое имеется приз за добродетель. Но в отечественном мире яркая связь между счастьем и добродетелью отсутствует. Исходя из этого мы должны допустить существование Всевышнего, что в отечественной посмертной жизни согласует одно с другим. бессмертия бытия души и Допущение Бога не равносильно их теоретическому доказательству. Отсутствие доказательства, место которого занимает вера либо надежда, разрешает человеку спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание принуждало бы человека вести себя в некотором роде, его поступки были бы «легальными», а не моральными. Провалилась сквозь землю бы свобода, вероятная только в ситуации фундаментальной неопределенности. Но свобода и моральность являются самой базой людской личности, высшей сокровищем бытия. Как раз исходя из этого человек как цель сама по себе есть основной проблемой философии

Философия Канта / The philosophy of Kant


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: