Трансфер инноваций (технологий)

Трансфер инноваций – передача научно-опыта и технических знаний для оказания научно-технических одолжений, применения технологических выпуска и процессов продукции.

Нужно учитывать отличие между понятиями трансфера результатов НИОКР и коммерциализацией результатов НИОКР.

Коммерциализация предполагает ее превращение и обязательное применение в продукт. Трансфер — начальный этап, этап передачи разработки.

Способы продвижения инноваций: вертикальный и горизонтальный. При вертикальном способе продвижения инноваций целый инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях инновационной деятельности, от подразделения к подразделению. кооперации метод — и Горизонтальный метод партнерства, при котором ведущее предприятие есть организатором инноваций, а функции по продвижению и созданию инновационной продукции распределены между участниками. Нужной составляющей горизонтального способа продвижения инноваций есть трансфер разработок.

Трансфер разработок: коммерческий и некоммерческий трансфер.

Некоммерческий трансфер разработок значительно чаще употребляется в области фундаментальных изучений и происходит в формах свободного распространения научно-технической информации (научно-технической и учебной литературы, справочников, обзоров, стандартов, описаний патентов, проспектов и каталогов и т.п.); интернациональных конференций, сессий, выставок и симпозиумов; обучения и специалистов и стажировки учёных на безвозмездной базе либо на условиях паритетного возмещения затрат сторонами. Таковой трансфер в большинстве случаев сопровождается маленькими затратами (особенно валютными) и может поддерживаться как по национальной линии, так и на базе фирменных и личных контактов.

Коммерческий трансфер распространяется на объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на нужные модели), за исключением товарных знаков, знаков коммерческих наименований и обслуживания, если они не являются частью сделок по передаче разработки; ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, руководств, чертежей, спецификаций, инструмента и технологической оснастки; подготовки и услуг консультантов кадров; технические и технологические знания.

Методы осуществления трансфера разработок: договора на изучения; технические и аналитические услуги; консультационные услуги; лицензионные соглашения; совместные фирмы; учебные программы; конструкторские услуги; дополнительное финансирование изучений; образование новых компаний spin-off.

2. Организация трансфера разработок в Соединенных Штатах

Одним из качеств трансфера разработок есть обеспечение сотрудничества американских университетов с индустрией. Тут выявляется пара неприятностей, каковые являются актуальными и для русских условий:

— договор относительно технологии, предполагаемой к передаче, должен быть четко сформулирован: как показывает опыт, большая часть неприятностей, появляющихся у университетов либо исследовательских университетов, трудящихся с индустрией, появляются оттого, что в начале не были четко выяснены рамки и количество грядущей работы. Наряду с этим нужно добиться соглашения не только на уровне управления компании, но и с исполнителями, конкретно связанными с ее передачей и разработкой технологии;

— нужно на начальной стадии решить, кому принадлежат права интеллектуальной собственности: промышленной компании, исследовательской организации, либо они как-то поделены. Довольно часто для исследовательской организации оказывается удачнее передать права промышленной компании и приобретать ежегодные платежи (роялти) за применение интеллектуальной собственности;

— в договоре должны быть четко оговорены даты окончания и этапы работы каждого этапа, и конечная точка работы.

Большая часть университетов США применяют два метода контрактирования:

— заключение договора между университетом и промышленной организацией. В этом случае часть суммы договора (в большинстве случаев 25%) отчисляется университету на поддержку текущей деятельности и оплату запасного персонала. Другая сумма идет на разработки и исследования, включая оплату исследовательской работы учителей;

— заключение договора между конкретным преподавателем и промышленной организацией. Большая часть американских университетов разрешают учителям один сутки в неделю заниматься консультациями либо второй собственной работой. В этих рамках учитель может заключать договор напрямую с промышленной организацией. Но существует множество ограничений на такую работу — к примеру, в большинстве случаев учитель может лишь консультировать компанию, но не применять другие возможности и оборудование университета.

В лабораториях ВВС Соеденненых Штатов довольно часто употребляется способ количественной оценки потенциала трансфера и коммерциализуемости разработок.

В рамках этого способа выставляются баллы по разным параметрам оценки потенциала трансфера и коммерциализуемости, что разрешает выбрать самая перспективную с этих позиций разработку.

Таблица 1 — Матрица оценки потенциала трансфера и потенциала технологии ее коммерциализуемости

Описание разработки Критерии отбора
Потенциал трансфера Потенциал коммерциализуемости
S S T
Разработка 1
Разработка 2
Разработка 3
Разработка 4

S — сумма баллов по этому критерию; Т — общая сумма баллов

Потенциал трасфера определяется по следующим параметрам:

1. Достаточна ли степень подготовленности разработки к передаче?

2. Имеется ли организация, талантливая оказать помощь при разработке разработки либо ее передач?

3. Перспективна ли разработка с рыночной точки зрения?

4. Как велики сроки коммерческой проработки разработки?

5. Кто станет фактическим либо потенциальным клиентом разработки либо лицензии?

Потенциал коммерциализуемости

1. Как велика себестоимость коммерческой разработки разработки?

2. Какого именно типа разрабатываемая разработка – стабильная, плодотворная либо изменчивая? Существует ли возможность получения семейства продуктов либо приложений на базе данной разработке?

3. Готов ли рынок к появлению разработки?

4. Каковы конкурентные преимущества данной разработке?

5. Совершена либо проводится на данный момент промышленная проработка данной или подобной технологии?

По каждому показателю употребляется определенная совокупность баллов ( 0 — 5 или 0 — 10). После этого баллы складываются, дабы наглядно показать итог и сосредоточиться прежде всего на позиции с большой взятой суммой. В случае если проводится аудит не в одной лаборатории, а в нескольких, соответствующие количественные показатели обобщаются.

При необходимости матрица возможно усложнена дополнительными категориями — потенциал получения финансирования, потенциал значительных продаж данного продукта, потенциал вторых выигрышей для организации.

Необходимо иметь в виду, что большой балл трансфера разработок не обязательно гарантирует разработку, которая приведет к коммерческому успеху. Совокупность подсчета баллов показывает лишь на самая вероятную успешную разработку; инновационная деятельность так же, как и прежде остается высокорискованной.

Процесс выведения разработки на рынок есть очень сложным. Способы продвижения разработок на рынок должны быть эластичными и легко реагирующими на трансформацию условий. Во многих случаях огромную роль играются индивидуальные контакты разработчиков, участие и неформальные связи во конференциях и встречах.

Подход к передаче разработок, основанный на применении лишь информационных баз данных, редко ведет к успеху. Неудачи, которые связаны с этим подходом, определяются следующими барьерами:

— уровнем технологической культуры — исследователи не воображают себе настоящих потребностей индустрии либо не знают, как лучше представить собственные возможности, дабы привлечь интерес индустрии;

— изюминками инновационного процесса: инновационная деятельность не есть линейным процессом, в то время как промышленность довольно часто ищет решения новых задач либо успехи коммерческих целей без ясного представления о том, какую разработку применять.

Методом преодолеть эти преграды становятся индивидуальные контакты, и привлечение посреднических компаний, талантливых организовать подобные контакты и готовых внедрять новые идеи с целью удовлетворения рыночного спроса.

При передаче разработки нужна ее оценка с позиций того, как приспособить эту разработку к условиям рынка. Это осуществляется следующими способами:

— мозговым штурмом посредством триггерных вопросов. Цель триггерных вопросов — обнаружение потенциальных областей применения данной разработке. Смогут задаваться приблизительно следующие вопросы:

— Трудился ли кто-нибудь из участников группы экспертов либо его работников в индустрии? В каком секторе индустрии? Может ли предлагаемая разработка воображать интерес для этого сектора индустрии?

— Имеется ли возможность сделать созданную продукцию (либо разработку) дешевле? Кого может заинтересовать эта продукция, процесс либо услуга при более низкой цене?

— Кто еще применяет родные технологические процессы? Заинтересованы ли они в расширении спектра производимой продукции?

Какие конкретно главные качественные либо неповторимые преимущества имеет эта продукция, процесс либо услуга? Кто возможно заинтересован в каком-нибудь из них?

— Дает ли предлагаемая продукция либо разработка значительный выигрыш с позиций охраны внешней среды? Кто может этим заинтересоваться?

— совещаниями по типу круглого стола. Главное требование — до начала конкретного совещания по типу круглого стола специалисты должны подписать соглашение о неразглашении взятой информации, сделав, так, вероятным свободное и доверительное обсуждение соответствующих идей;

— проведением Дней открытых дверей. Дни открытых дверей позволяют ознакомить большее количество потенциальных клиентов и заказчиков с возможностями, каковые воображает исследовательская организация, и с ее персоналом, убедить представителей индустрии в целесообразности применения имеющихся в данной лаборатории опыта либо одолжений;

— презентациями. Презентации, устраиваемые для экспертов из ведущих промышленных концернов являются способом демонстрации достижений исследовательской организации лицам, принимающим решения, являются основой для прочных связей с индустрией, с посредническими организациями в области внедрения разработок.

При развитии трансфера разработок в Соединенных Штатах в громадной степени учитывался негативный опыт оборонных технологических фирм Англии в конце 80-х гг.

Пример[2]. Компания Оборонные технологические фирмы была создана с целью коммерциализации разработок и ее подход заключался в том, что созданные компанией разработки (в виде оборудования, датчиков и т.п.) нужно реализовать в виде лицензий. После этого компания сосредоточила свои силы на поиске патентуемой интеллектуальной собственности и потерпела неудачу, а по окончании пяти лет значительных денежных затрат была закрыта.

Главные ошибочные постулаты компании Оборонные технологические фирмы:

1. Технологии, созданные в лабораториях оборонных организаций, находятся на стадии, близкой к коммерциализации продукта.

В действительности имеющаяся военная разработка: существует в виде законченного военного продукта, что имеет более высокие характеристики и непропорционально более большую цену, чем родственный ему коммерческий продукт; возможно только на стадии доказательства концепции, или содержать тайные компоненты, либо не быть патентоспособной. Возможно и обстановка, в то время, когда разработчик данной разработке имеет другие приоритеты, чем помощь в подготовке лицензии для реализации разработки в гражданской индустрии.

2. Работники индустрии с радостью занимаются новыми разработками, поступившими из малоизвестных им источников.

Большая часть лицензионных соглашений подписывается по окончании того, как стороны проработают между собой определенное время либо в случае если существуют долгие хорошие неформальные индивидуальные контакты.

3. Большая прибыль от лицензирования возможно взята в течение ближайших 3 — 5 лет.

4. Разные учреждения оборонного комплекса будут с радостью тратить другие ресурсы и время, дабы помогать работе компании Оборонные технологические фирмы .

[1] Детально см. учебное пособие, п. 2.4.4.

[2] Оценка коммерциализуемости разработок (Технологический аудит) — Д-р Алистер Бретт, Главный менеджер программы Интернациональный Инкубатор Разработок

Трансфер инновационных разработок – в действии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: