Требования, предъявляемые к научному методу (общие требования).

1.Детерминированность способа, т. е. обусловленность закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности, и и теоретическая обусловленность, которая находит собственный прямое выражение в диалектике перехода теоретических знаний в нормативные средства управления способом.

2.Заданность способа целью изучения, что вытекает из обусловленности способа закономерностями самой деятельности. Данное требование делает нужным соответствие тех компонентом способа цели изучения и подчеркивает циники, субъекта познания.

3. надёжность и Результативность способа пребывают в том, что он должен быть таким по своим разрешающим свойствам, дабы имел возможность конкретно давать итог с высокой степенью возможности, а это зависит как от каждого компонента способа, так и от их неспециализированной структурной компоновки в совокупности способа в целом.

4.Экономичность способа, т. е. затраты на его использование и создание, должны быть неизменно меньше величины, окупаемой результатами изучения, что говорит о обусловленности способа кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.

5.эффективная распознаваемость и ясность способа. Способ должен быть таким, дабы им имел возможность воспользоваться при соответствующей подготовке любой человек, захотевший сделать это.

6.Воспроизводимость способа, т. е. возможность его применения неограниченное число раз, а это зависит от воспроизводимости всех компонентов данного способа.

7.Обучаемость способу, базой чего являются воспроизводимость, распознаваемость и ясность способа.

Все названные требования высказывают наиболее значимые особенности способа и являются достаточно твёрдыми, а подчинение им во многом определяет успех изучения в целом.

Валерий Павлович Кохановский говорит, что любой способ окажется неэффективным а также ненужным, в случае если им пользоваться не как “руководящей нитью” в научной либо другой форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекрашивания фактов. Основное назначение любого способа – на базе соответствующих правил (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное ответ определенных познавательных и практических неприятностей, приращение знания, развитие и оптимальное функционирование тех либо иных объектов”.

Вследствие этого нужно иметь в виду следующее:

1. Способ, в большинстве случаев, используется не изолированно, сам по себе, а в сочетании, сотрудничестве с другими. А это значит, что конечный итог научной деятельности во многом определяется тем, как умело и действенно употребляется “в деле” эвристический потенциал каждой из сторон того либо иного способа и всех их во связи. Любой элемент способа существует не сам по себе, а как сторона целого, и используется как целое. Вот из-за чего крайне важным есть методологический плюрализм, т. е. свойство овладеть многообразием способов и умело их использовать. Особенное значение имеет свойство освоения противоположных методологических подходов и их верное сочетание.

2. Общей базой, “ядром” совокупности методологического знания есть философия как универсальный способ. Ее правила, категории и законы определяют неспециализированное направление и стратегию изучения, “пронизывают” все другие уровни методики, необычно преломляясь и воплощаясь в конкретной форме на каждом из них. В научном изучении нельзя ограничиваться лишь философскими правилами, но и недопустимо оставлять их “за бортом”, как что-то, не принадлежащее природе данной деятельности.

3. В собственном применении любой способ модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели изучения, характера решаемых задач, изюминок объекта, той либо другой сферы применения способа (природа, общество и т.д.), специфики изучаемых закономерностей, процессов и своеобразия явлений (материальные либо духовные, объективные либо субъективные) и т.п. Тем самым содержание совокупности способов, применяемых для ответа определенных задач, неизменно конкретно, потому что в каждом случае содержание одного способа либо совокупности способов модифицируется в соответствии с природой исследуемого процесса.

Методику изучения нужно разглядывать как совокупность способов и приёмов изучения, определяющих порядок их применения и интерпретацию, взятых с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели изучения, созданных способов, неспециализированного общей квалификации и уровня методов исследователя.

Методика изучения — совокупность разных способов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления изучения.

Методика каждого изучения неизменно конкретна и неповторима. Нет методики по большому счету, имеется конкретная методика изучения. И чем более уникален исследователь, тем более уникальные методики он формирует, тем более он красив в интерпретации его результатов.

Для обоснования методик изучения нужно выяснить, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития соотнести способы изучения с разнообразными, проявлениями исследуемого явления. Лишь при соблюдении этих условий возможно сохранять надежду на точные, научные выводы.

Методика изучения, не обращая внимания на собственную индивидуальность при ответе конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее главными элементами являются:

• теоретико-методологическая часть, концепция, на базе которой строится вся методика;

• исследуемые явления, процессы, показатели, параметры;

• субординационные зависимости и связи между ними;

• совокупность используемых способов, их координация;

• порядок методических приёмов и применения методов;

• последовательность и обобщения результатов и техника обработки изучения.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения образовывает мастерство изучения. Прекрасно продуманная методика организует изучение, определяет его главные этапы, базу, снабжает получение нужного фактического материала, на базе анализа которого и делаются научные выводы.

На протяжении изучения, в большинстве случаев, составляется программа изучения, в которой отражается: какое социальное явление исследуется, по каким показателям, какие конкретно критерии наряду с этим выбираются и употребляются, какие конкретно способы изучения используются. В программе изучения часто указывается и цель применения тех либо иных способов.

Методика — это модель изучения, причем развернутая во времени. Конечно, чем правильнее и детальнее эта модель отражает реальность, тем результативнее, при других равных условиях, будет и само изучение. Определенная совокупность способов продумывается для каждого этапа изучения. Наряду с этим учитываются рациональность применения созданной методики, соответствие и достаточность ее задачам изучения.

На выработку методики воздействует большое количество факторов и, в первую очередь, предмет, задачи и цели изучения. Принципиально важно светло и совершенно верно воображать то, что предстоит изучить, распознать.

Научный способ. Часть 3: эмпирический способ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: