Третье основное упражнение

Потому, что вам нужно продолжать созерцание в течение долгого времени, пребывав в одном положении – сидя либо лежа, вы, возможно, испытаете интенсивное чувство усталости, тугоподвижности всего тела либо лишь ног и рук. В случае если это случится, познающий ум на той части тела, где появилось такое чувство, и продолжайте созерцание, отмечая в уме: «утомление» либо «онемение». Производите это конечно, т. е. не через чур скоро и не через чур медлительно. Эти эмоции неспешно ослабевают и в итоге совсем прекращаются. В случае если же одно из них станет более интенсивным – до таковой степени, что телесная усталость либо боль в суставах окажется непереносимой, измените положение тела. Но не забудьте сделать в уме отметку «намерение» перед тем, как перемените это положение. Каждое перемещение необходимо созерцать в подробностях в соответствующем порядке.

Если вы планируете поднять руку либо ногу, сделайте в уме отметку: «намерение». На протяжении самого акта поднятия руки либо ноги – «поднимаю». Вытягивая руку либо ногу – «вытягиваю». В то время, когда сгибаетесь – «сгибаюсь», в то время, когда кладете что-нибудь – «кладу». В случае если коснулись руки либо ноги – «касаюсь». Делайте все эти перемещения медлительно и обдуманно; когда вы утвердитесь в новом положении, продолжайте созерцание перемещений живота. В случае если в новом положении вам станет так жарко, что вы ощутите неудобство, возобновите созерцание в другом положении, придерживаясь процедуры, как она обрисована выше.

В случае если в какой-либо части тела почувствуете зуд, удерживайте ум на данной части, отмечая в уме: «чешется». Производите это упорядоченно, не через чур скоро и не через чур медлительно. В то время, когда ощущения зуда провалятся сквозь землю в течение полного осознания, продолжайте упражнение, отмечая падение и подъём живота. В случае если зуд не будет прекращаться и станет таким сильным, что вам захочется почесать зудящую часть тела, не забудьте сделать в уме отметку: «намерение». Медлительно поднимайте руку, в один момент отмечая действия – «касание» и «поднятие»; последняя отметка делается, в то время, когда рука коснется зудящего места. Медлительно потрите зудящую часть, всецело осознавая: «трение». В то время, когда чувство зуда провалится сквозь землю, и вы захотите прекратить трение, обратите внимание на необходимость сделать простую отметку действия в уме: «убираю руку». В то время, когда рука остается на своем месте, касаясь ноги, отмечайте: «касание». После этого посвятите собственный время наблюдению за перемещением живота.

При наличии боли либо неудобства удерживайте познающий ум на той части тела, где появилось чувство. Сделайте в уме отметку этого своеобразного ощущения, в то время, когда оно появится, к примеру: «больно», «ноет», «давит», «режет», «утомление», «кружится голова». Нужно выделить, что эту умственную отметку не нужно создавать ускоренно либо откладывать; она производится нормально и конечно. Боль может в конечном итоге закончиться либо усилиться. Не тревожьтесь, если она усилится; твердо продолжайте созерцание. Если вы поступите так, вы найдёте, что боль практически в любое время прекращается. Но в случае если через некое время боль усилилась и стала практически невыносимой, вы должны не обращать на нее внимания и продолжать падения живота и созерцание подъёма.

По мере прогрессирования внимательности вы имеете возможность испытать ощущения интенсивной боли – ощущения стеснения либо удушья, подобные боли от удара ножа, похожие на пронизывающий удар заостренного орудия, неприятные ощущения, напоминающие уколы иголок либо укусы небольших насекомых, ползающих по телу. Быть может, вы испытаете ощущения зуда, укусов, сильнейшего холода. Когда вы прекратите созерцание, вы кроме этого имеете возможность ощутить исчезновение этих больных ощущений; а возобновив его, вы опять испытаете их по мере того, как углубится ваша внимательность. Не нужно считать эти болезненные ощущения чем-то важным: они не являются выражениями какой-то болезни; это легко простой фактор, неизменно присутствующий в теле; обыкновенно они оказываются в тени, в то время, когда ум занят более заметными предметами. В то время, когда же наступает ухудшение психологических свойств, вы в большей мере поймёте такие ощущения. При постоянном развитии созерцания наступит время, в то время, когда вы сможете преодолеть их, и они совсем закончатся. Если вы станете продолжать созерцание и твердо придерживаться собственной цели, вы не испытаете никаких вредных действий. В случае если же вы потеряете смелость, проявите нерешительность в созерцании и на время прекратите его, вы имеете возможность снова и снова встретить эти неприятные ощущения по мере предстоящего развития созерцания. В случае если же вы станете решительно продолжать практику, вы, наверное, преодолеете все болезненные ощущения и ни при каких обстоятельствах впредь не испытаете их на протяжении созерцания.

Если вы захотите покачать туловищем, тогда со знанием сделайте в уме отметку: «намерение». На протяжении самого акта качанья: «качанье». На протяжении созерцания вы имеете возможность время от времени случайно понять, что ваше тело раскачивается вперед и назад. Не пугайтесь; но и не испытывайте наслаждения, не раскачивайтесь . Раскачивание закончится, если вы станете удерживать познающий ум на этом действии качанья и отмечать в уме: «качанье» – до прекращения качанья; тогда это явление всецело закончится. В случае если же не обращая внимания на ваши умственные отметки оно будет усиливаться, тогда прислонитесь к стенке либо к столбу, лягте на некое время. Затем продолжайте созерцание. Если вы найдёте, что тело трясется либо дрожит, придерживайтесь той же самой процедуры. С развитием созерцания вы, возможно, время от времени почувствуете, что по пояснице либо по всему телу проходит дрожь либо озноб. Это явление – симптом эмоции напряженного интереса, энтузиазма либо восхищения; он появляется конечно на протяжении хорошего созерцания. В то время, когда ваш ум утвердится в созерцании, вас может вывести из равновесия кроме того самый не сильный звук. Эти явления имеют место вследствие того что в состоянии сильной сосредоточенности вы более интенсивно переживаете воздействие чувственного впечатления.

В случае если на протяжении созерцания вы почувствовали жажду, отметьте чувство – «жажда». Планируя встать, отметьте – «намерение». После этого отмечайте в уме каждое перемещение, в то время, когда вы готовитесь подняться. Неуклонно удерживайте ум на акте вставания, отмечайте в уме: «поднимаюсь». В то время, когда вы, выпрямившись, смотрите перед собою, отмечайте: «наблюдаю, вижу». Если вы захотите шагнуть вперед, отмечайте: «намерение». Начиная шагать вперед, отмечайте в уме любой ход: «иду, иду» либо: «левая, правая». В то время, когда вы шагаете, для вас принципиально важно осознавать каждое перемещение в любую секунду всякого отдельного шага от начала и до конца. Придерживайтесь той же процедуры при прогулке либо на протяжении упражнения в ходьбе. Старайтесь отмечать в уме любой ход в двух его частях: «поднимаю, ставлю», «поднимаю, ставлю». В то время, когда вы станете иметь достаточную практику в этом методе ходьбы, попытайтесь отмечать в уме три части любого шага: «поднимаю, двигаю, ставлю» либо: «вверх, вперед, вниз».

В то время, когда вы смотрите на водопроводный кран либо на сосуд с водой, подойдя к тому месту, где вы планируете напиться, обязательно сделайте в уме отметку: «наблюдаю, вижу».

протягивая руку – «протягиваю»;

касаясь рукой чашки – «касаюсь»;

забрав рукой чашку – «беру»;

погружая в воду чашку – «погружаю»;

поднося чашку к губам – «подношу»;

касаясь чашкой губ – «касаюсь»;

ощущая мороз на протяжении прикосновения – «мороз»;

глотая – «глотаю»; ставя чашку на место – «ставлю»;

отводя руку – «отвожу»;

поднося руку к телу – «подношу»;

на протяжении прикосновения к телу – «касаюсь»;

планируя вернуться на место – «намерение»;

поворачиваясь – «поворачиваюсь»;

прибыв на место, где планируете остаться – «намерение»;

останавливаясь – «останавливаюсь»;

усаживаясь на место – «сажусь» и т. д.

Если вы остаетесь на некое время в положении стоя, продолжайте падения и созерцание подъёма брюшной стены. В случае если же вы собираются сесть, отмечайте: «намерение»; в случае если идете вперед, дабы сесть, – «шагаю». Прибыв на место для сиденья – «прибыл»; поворачиваясь к месту сиденья – «поворачиваюсь»,», на протяжении акта посадки – «сажусь». Медлительно сядьте, удерживайте ум на перемещении тела вниз. Вы должны отмечать каждое перемещение, переводя ноги и руки в необходимое положение. После этого возобновите упражнение в созерцании перемещений живота.

В случае если у вас покажется намерение лечь, отметьте: «намерение». После этого продолжайте созерцание каждого перемещения в то время, как ложитесь: «поднимаюсь», «вытягиваюсь», «ухожу», «касаюсь», «ложусь». После этого сделайте предметом созерцания каждое перемещение по перемещению рук, тела и ног в необходимое положение. Делайте эти действия медлительно. Затем продолжайте наблюдение за падением и подъёмом живота. В случае если наряду с этим появится боль, утомление, зуд либо какое-то иное чувство, в обязательном порядке отмечайте каждое из них. Отмечайте кроме этого все эмоции, мысли, идеи, мысли, размышления, все перемещения кистей, рук, ног, тела. Если не имеется ничего особого, что следовало бы отметить, удерживайте ум на падении и подъёме живота. При дремоте отмечайте: «дремота», при сонливости – «сонливость». По окончании того, как вы купили достаточную сосредоточенность в созерцании, вы станете способны преодолеть сонливость и дремоту и в следствии ощущать себя отдохнувшими. Опять примитесь за простое созерцание главного объекта. Но если вы, предположим, окажетесь не в силах преодолеть чувство дремоты, тогда вам нужно продолжать созерцание, пока вы не заснете.

Состояние сна имеется продолжение сферы подсознания. Оно сходно с первым состоянием сознания при повторном рождении и последним состоянием сознания в момент смерти. Это состояние сознания отличается слабостью, а потому неспособно осознавать какой-либо объект. В то время, когда вы пробудились, постоянное воздействие систематично проявляется в промежутках между мгновеньями зрения, слуха, вкуса, запаха, мышления и прикосновения; это действует подсознание. Потому, что эти его проявления владеют только краткой длительностью, они в большинстве случаев выясняются неясными и потому не замечаются. Подсознательная деятельность длится на протяжении сна; данный факт получает очевидность, в то время, когда вы просыпаетесь; потому что именно в состоянии бодрствования становятся четко различимыми мысли и плотные объекты.

Созерцание должно начинаться с того момента, в то время, когда вы пробуждаетесь. Потому, что вы еще начинаете практику, для вас, возможно, окажется неосуществимым затевать созерцание с самого первого момента пробуждения. Но вы должны затевать его с того момента, в то время, когда вспомните, что вам нужно созерцать. К примеру, в случае если пробудившись, вы думаете о чем-то, вам нужно понять данный факт и начать созерцание с отметки в уме: «думаю». После этого продолжайте падения живота и созерцание подъёма. На протяжении вставания с постели нужно направлять внимательность на каждую подробность деятельности тела. Всякое перемещение рук, тела и ног должно производиться при полном осознании. Думаете ли вы днем по окончании пробуждения? В случае если да, отмечайте: «думаю». Планируете встать с постели? В случае если да, отмечайте: «намерение». Если вы подготавливаетесь перевести тело в состояние для подъема, отмечайте: «готовлюсь». Медлительно поднимаясь, отмечайте: «поднимаюсь». В то время, когда вы появились в сидячем положении – «сижу». В случае если вам приходится оставаться в сидячем положении в течение некоего времени, возвращайтесь к созерцанию падения живота и движений подъёма.

Производите действия умывания лица либо купанья в порядке и с полным осознанием каждого перемещения в подробностях; к примеру, «наблюдаю», «вижу», «протягиваю», «держу», «ощущаю мороз», «тру». В актах одеванья, уборки кровати, открывания и окон и закрывания дверей, при пользовании каким-либо предметом будьте заняты каждой подробностью этих действий в их порядке.

Вы должны обращать внимание на созерцание каждой подробности в ходе еды:

глядя на пищу – «наблюдаю, вижу»;

накладывая пищу – «накладываю»;

поднося ко рту – «подношу»;

наклоняя шею вперед – «наклоняюсь»;

в то время, когда пища касается рта – «прикосновение»;

накладывая пищу в рот – «кладу»;

закрывая рот – «закрываю рот»;

убирая руку – «убираю руку»;

в случае если рука коснулась тарелки – «касаюсь»;

выпрямляя шею –«выпрямляюсь»;

на протяжении жеванья – «жую»;

чувствуя вкус – «ощущаю вкус»;

проглатывая пищу – «глотаю»;

в случае если наряду с этим пища касается стенок глотки – «прикосновенье».

Делайте созерцание так всегда, в то время, когда берете кусок либо часть пищи, пока не кончите еду. В начале практики у вас будет большое количество пропусков; не обращайте на них внимания, не допускайте колебаний в собственных упрочнениях. Проявляя настойчивость в практике, вы станете реже допускать пропуски. Достигнув более продвинутой ступени практики, вы кроме этого станете способны отмечать большее количество подробностей, нежели указанное тут.

Планка 5-минутная тренировка для похудения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: