Учебно-методические материалы по дисциплине

Статистика

Методические указания

И контрольные задания

Для студентов профессий

бухгалтерский учёт и Экономика»,

Заочной формы обучения

ВОРОНЕЖ


2012

ББК 60.6

М 54

Печатается согласно решению методического совета

Воронежского национального

промышленно-гуманитарного колледжа

Составитель: методист И.Н. СТРОКОВА

М54 Методические указания по статистике: для студентов заочной формы обучения. – Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; cост. И.Н. Строкова. – Воронеж : ВГПГК, 2012. 37 с. Изложено рабочая программа по дисциплине, методы ответа типовых задач, варианты контрольных заданий, вопросы к экзамену, зачету. УДК 655.4/5 ББК 76.17

© © Строкова Н.Н., 2012 Воронежский национальный промышленно-гуманитарный колледж, 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Выписка из Национального образовательного стандарта

ОПД 03 Статистика:

Предмет, задачи и метод статистики, статистические наблюдения; группировка и сводка; методы наглядного представления статистических данных; полные и относительные размеры; показатели вариации и средние величины; статистическое изучение связи между явлениями; ряды распределения и ряды динамики; индексы; выборочные наблюдения.

обязан: иметь представление о:

– роли общепрофессиональных дисциплин в области современной науки, технологии и экономики;

– совокупности показателей, принципах и общих правилах статистического изучения; о природе статистических совокупностей.

Знать: экономико-статистические способы обработки учетно-экономической информации.

Мочь: использовать приёмы статистики и основные методы для ответа практических задач, оформлять результаты в виде таблиц-графиков, делать выводы и давать практический анализ исчисляемых показателей.

1.2 Тематический замысел

Наименование темы Максимальная учебная нагрузка студента Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента
Всего Практические занятия
1. Введение. Предмет, способ, задачи статистики орг. гос. работы
2. Статистическое наблюдение
3. группировка и Сводка. Последовательности распределения
4. Методы наглядного представления статистических данных
5. Полные и относительные размеры
6. показатели и Средние величины варации стр. средние
7. Статистическое изучение связи между явлениями
8. Последовательности динамики
9. Индексы
10. Выборочное наблюдение
11. Способы статистического наблюдения
12. Группировка данных. Последовательности распределения. Полигон. Гистограмма
13. графики и Статистические таблицы
14. Условно-натуральные показатели. Относительные показатели
15. Расчет средних размеров, показателей вариации, структурных средних
16. Расчет показателей последовательностей динамики, средних показателей в рядах динамики, обработка последовательностей динамики
17. Индексы. Расчет агрегатных индексов, средних индексов
18. Ответ задач на тему «Выборочное наблюдение»
Итого 87 72

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Статистика» предназначена для реализации национальных требований к уровню подготовки и минимуму содержания выпускников по экономическим профессиям

В следствии освоения программы дисциплины студент обязан знать экономико-статистические способы обработки учетно-экономической информации, мочь рассчитывать главные экономические показатели деятельности предприятия по принятой стандартной методике, использовать приёмы статистики и основные способы для ответа практических задач, оформлять результаты в виде таблиц, делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей.

Содержание дисциплины

Введение

Студент должен иметь представление об истории развития статистики, об основоположниках современной теории, о роли и месте статистики в последовательности вторых публичных наук и в жизни общества, о национальной организации работы статистики на данный момент.

Тема 1. Введение. Предмет, задачи и метод статистики

Студент должен иметь представление об главных понятиях, категориях, методологии статистики, об общенаучных и своеобразных способах статистики, об инструментах статистического изучения;

обязан знать:

— определение статистики, задачи проблем и круг статистики национальной работы статистики на современном этапе, этапы статистического изучения.

Тема 2. Статистическое наблюдение

Студент должен иметь представление об объектах статистического изучения, средствах получения статистических данных, о носителях статистических данных, о программе статистического наблюдения, о точности и неточностях наблюдения;

обязан знать:

– этапы статистического наблюдения, понятия цели, объекта, единицы наблюдения, отчетной единицы, формы, способы и виды наблюдения;

обязан мочь:

– выявлять качественные и количественные показатели объекта наблюдения, определять цель наблюдения и составлять программу наблюдения.

Тема 3.группировка и Сводка. Последовательности распределения

Студент должен иметь представление об этапах статистического изучения, группировке и сводке как логическом продолжении статнаблюдения, о распределении единиц совокупности по качественному и количественному показателю, о дискретных и постоянных вариационных последовательностях, а также интервальных, о роли группировок в статистике;

обязан знать:

– виды группировок и сводок, приемы построения последовательностей распределения, правила группировок, методы представления вариационных последовательностей в виде гистограммы и полигона;

обязан мочь:

– строить последовательности распределения по дискретному и постоянному показателю, воображать их в виде гистограммы и полигона, строить графически и по вычисленным накопленным частотам, разбирать полученные эти.

Тема 4.Методы наглядного представления

статистических данных

Студент должен иметь представление о табличной и графической форме представления статистических данных, как самая рациональной и компактной, служащей средством научного обобщения;

обязан знать:

– элементы статистической таблицы, сказуемое и подлежащее, виды таблиц, правила построения таблиц, этапы анализа табличных данных; элементы графика, такие как графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштаб, экспликация; виды графиков;

обязан мочь:

– строить таблицы и графики, выбирать самые оптимальные их разновидности, проводить анализ табличных и графических данных, делать выводы по итогам анализа.

Тема 5.Полные и относительные размеры

Студент должен иметь представление об главных обобщающих показателях, применяемых при анализе статистических данных; о формах выражения безотносительных и относительных размеров

обязан знать:

– единицы измерения натуральных, условно-натуральных, относительных исчисляемых размеров, виды относительных показателей, методику расчета относительных размеров;

обязан мочь:

– рассчитывать условно-натуральные размеры, относительные размеры структуры, динамики, сравнения, интенсивности, координации, замысла, базовые и цепные показатели, разбирать полученные эти и делать выводы.

Тема 6.показатели вариации и Средние величины

Студент должен иметь представление о сущности средней величины как об обобщающей чёрте совокупности, о как следует однородных и неоднородных совокупностях, о вариации показателя в мерах и совокупности вариации, о структурных средних

обязан знать:

– способы показателей вариации и расчёта средних, логическую форму средней, главные виды средних, медианы и определение моды, формулы для расчета средних, моды, медианы, среднего линейного отклонения, дисперсии, коэффициентов вариации.

обязан мочь:

– рассчитывать средние величины простые и взвешенные, структурные средние простые и взвешенные, показатели вариации простые и взвешенные, давать оценку исчисляемым показателям.

Тема 7.Статистическое изучение связи между явлениями

Студент должен иметь представление о социально-экономической сущности причинно-следственных связей между явлениями, об установлении характера зависимости – функциональной или корреляционной, о факторных и результативных показателях, о тесноте и форме связи между ними с целью проведения качественного анализа

обязан знать:

– формы и виды связи, регрессии и методы корреляции

обязан мочь:

– выявлять зависимость между показателями, устанавливать форму связи, обнаружить ее уравнение регрессии и аналитическую форму, на основании чего прогнозировать предстоящее развитие социально-экономического явления.

Тема 8.Последовательности динамики

Студент должен иметь представление о динамических последовательностях, об условиях сопоставимости последовательностей, о закономерностях (тенденциях) трансформации явлений, о сущности способов обработки последовательностей с целью сглаживания и выявления тенденций случайных колебаний

обязан знать:

– классификацию последовательностей динамики, способы расчета несложных показателей, таких как средняя хронологическая, безотносительные приросты, темпы прироста и темпы роста, полное значение одного процента прироста, приемы обработки последовательностей

обязан мочь:

– рассчитывать показатели сопоставимых динамических последовательностей базовые и цепные, воображать результаты графически, проводить анализ взятых данных.

Тема 9.Индексы

Студент должен иметь представление об личных и неспециализированных индексах как относительных показателях, характеризующих соотношение явлений во времени, в пространстве и если сравнивать с замыслом, о методах построения неспециализированных индексов — агрегатных и средних из личных, о качественных и количественных индексах, о базовых и цепных

обязан знать:

– символику и терминологию индексного способа, экономический суть индексов качественных и количественных показателей, индексов Ласпереса и Пааше, способы построения агрегатных средних и индексов из личных, способы расчета базовых и цепных индексов

обязан мочь:

– рассчитывать индексы физического количества производства, товарооборота, индексы стоимостей, стоимости продукции.

Тема 10.Выборочное наблюдение

Студент должен иметь представление об одном из наиболее значимых способов статистического изучения – выборочном наблюдении, о методах отбора объектов наблюдения, о целях выборочного наблюдения, об неточностях репрезентативности, о методах распространения выборочных данных на всю совокупность

обязан знать:

– способы расчета средней и предельной неточностей выборки для повторного и бесповторного отбора, соотношение между главной и выборочной средней

обязан мочь:

– рассчитывать предельные ошибки и средние выборки для повторного и бесповторного отбора по качественным и количественным показателям, на базе вычисленных неточностей оценивать пределы главной средней величины либо главной доли.

Учебно-методические материалы по дисциплине

1. Теория статистики. Под ред. Р.А. Шмойловой. М. «статистика и Финансы», 2000.

2. Неспециализированная теория статистики. Под ред. О.Э. Башиной. А.А. Спирина М, статистика и Финансы, 1999.

3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. и др. Неспециализированная теория статистики М, «Инфра-М», 1998.

4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Неспециализированная теория статистики М, «статистика и Финансы», 1999.

5. Тория статистики. Учебно-практическое пособие для совокупности дистанционного образования. Под ред. В.Г. Минашкина М, МЭСИ, 1998.

6. Кожухарь Л.И. Базы неспециализированной теории статистики М, «статистика и Финансы», 1999.

7. Популярный экономико-статистический словарь-справочник Под ред. И.И. Елисеевой М. «статистика и Финансы», 1993.

8. Практикум по теории статистики Под ред. проф. Р.А. Шмойловой М. «статистика и Финансы», 2000.

9.М.Р. Ефимова. О.И. Ганченко, Е.В. Петрова Практикум по неспециализированной теории статистики М, «статистика и Финансы», 1999.

10. Громыко. Практикум по неспециализированной теории статистики М, «статистика и Финансы», 2000.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И Исполнению КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ;

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Евгений Пчелов. Вспомогательные исторические дисциплины (студия ИД \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: