Учебные издания для курсовой сети

Типологическая характеристика учебных изданий

Учебные издания представляют собой сложный комплекс, находящийся во взаимосвязи с другими видами изданий и средствами обучения. При разработке типологии учебных изданий следует учитывать в едином комплексе учебные и программно-методические издания, в целом обеспечивающие учебный процесс и неразрывно связанные между собой. ГОСТ 7.60–2003 «Издания.

Термины и определения» так определяет учебное издание: «издание, содержащее систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения»[1].

Функциональное назначение учебных изданий — служить средством обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся. Их конечная задача — передать учащимся комплекс знаний, определяемых соответствующей учебной программой, приучить работать самостоятельно и применять полученные знания на практике.

Особенность характера информации учебных изданий — широкий их тематический диапазон. Предметом учебных изданий является не наука и не собственно практические сведения, а только специально отобранные в объеме, определяемом программой обучения, и адаптированные соответственно читательскому адресу основы науки и прикладных знаний. Все эти данные должны быть специально обработаны по законам дидактики, подчинены не только образовательным, но и воспитательным задачам.

Отличительной чертой учебных изданий является организованный характер их подготовки, утверждения, издания и распространения. Работа по созданию учебных изданий носит комплексный характер. При этом учитываются потребности всех категорий учащихся и преподавателей, все функции учебной книги.

По читательскому адресу принято различать издания для учащихся и издания для обучающих [2].

Учебные издания могут быть разделены по месту в системе образования и по возрасту учащихся:

Учебные издания для дошкольного возраста,

Учебные издания для общеобразовательной школы,

Учебные издания для средних специальных учебных заведений (ПТУ, техникумов, колледжей),

учебные издания для курсовой сети.

Выделяют четыре группы изданий, методика редакторской подготовки которых учитывает целевое их назначение и характер информации 2.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий.

Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий.

Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий.

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены, прежде всего, преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план — документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) — издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Учебные программы сопровождаются пояснительной запиской, в которой раскрываются задачи, особенности методов и организованных форм обучения, связь с преподаванием других дисциплин и т. д. Учебные программы имеют сходную структуру и однотипное оформление[3].

Содержание учебной программы по предмету. Программа предмета приводится в методических указаниях по разделам или темам в строгом соответствии с действующей программой. Внесение изменений в структуру и текст утвержденной программы не допускается.

В случае если раздел программы включает большое количество тем, то методические указания к каждой из них могут быть даны отдельно.

Если набор в предшествующем издании был двух- или многоколонным, необходимо расклеивать по колонке на страницу. Небольшие (буквенные) исправления, если их не более 5 на страницу, могут быть сделаны непосредственно в тексте (не как в корректурных оттисках), а вставки и более крупные исправления должны быть перепечатаны на машинке или компьютере и вклеены на свое место.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы. Их основная задача — научить, как работать с материалом, порекомендовать дозировку занятий, пояснить задачи учебного плана, методические и дидактические принципы учебника и учебного пособия, других учебных изданий.

Учебно-методические издания — методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов. Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Руководство к составлению методических указаний и контрольных работ. Методические указания составляются по каждому предмету учебного плана в целях оказания помощи учащимся-заочникам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

В методических указаниях должны быть отражены содержание и объем знаний по предмету, определяемые учебной программой и даны рекомендации рациональных методов их получения в условиях заочной системы обучения. Методические указания должны способствовать уяснению учащимися наиболее сложных тем предмета, а также закреплению приобретаемых знаний средствами самоконтроля и выполнением контрольных работ.

По своему построению методические указания в зависимости от специфических особенностей изучаемого предмета должны иметь следующую структуру:

1. Содержание. 2. Пояснительная записка. 3. Список рекомендуемой литературы. 4. Содержание учебной программы по предмету.

5. Методические указания к изучению материала по данной программе (по теме или разделу). 6. Вопросы для самопроверки (по данной теме или разделу). 7. Рекомендуемая литература по теме. 8. Методические указания к выполнению контрольных работ. 9. Контрольные работы (10 вариантов).

8. Список рекомендованной литературы должен быть составлен в соответствии с ГОСТ 7.1–2003.

Содержание. В содержание методических указаний должны входить все рубрики текста. Для удобства пользования изданием этот элемент должен располагаться в начале методических указаний (перед пояснительной запиской).

В пояснительной записке следует отражать:

а) сущность и цель изучения предмета, его значение в подготовке специалистов данного профиля и взаимосвязь с другими предметами учебного плана;

б) место предмета в учебном плане (курс, на котором изучается предмет и выполняются контрольные работы);

в) краткие рекомендации конкретных форм самостоятельной работы учащихся (применительно к специфике изучаемого предмета рекомендуются использование инструкций, учебников и т. п., конспектирование, вычерчивание схем, конфигураций машин и т. п.);

г) число и порядок выполнения контрольных работ.

В список рекомендуемой литературы необходимо включить:

а) список основных учебников и учебных пособий (имеющихся в наличии в библиотеке), который должен соответствовать основной литературе, предусмотренной действующей учебной программой предмета;

б) минимальный список основной и дополнительной литературы.

При составлении списка рекомендуемой литературы следует точно указывать название произведения, фамилии авторов, год издания, название издательства (эти данные должны быть оформлены согласно правилам библиографического описания).

По возможности рекомендуемая литература должна быть разделена на основную и дополнительную (в перечне), причем порядковые номера дополнительной литературы должны быть продолжением основного списка.

Список рекомендуемой литературы указывается полностью в общих методических указаниях по предмету, а в списках литературы, рекомендуемой к изучению по данной теме, указывается только шифр учебника, страницы, параграфы и т. п.

Методические указания по изучению предмета целесообразно давать после каждой темы или, в зависимости от их объема и специфики предмета, — после каждого раздела программы предмета. Эти указания не могут и не должны подменять учебники и являться их конспектом. В них кратко, в доступной для учащихся форме в зависимости от характера изучаемого предмета рекомендуется освещать:

а) оправдавшие себя конкретные приемы и методы самостоятельного изучения учебного материала темы или раздела;

б) главное в теме и ее значение для изучения материала темы или всего предмета;

в) сущность наиболее сложных и трудно усваиваемых учащимися вопросов с показом их взаимосвязи с ранее изученным учебным материалом в данном или смежных предметах учебного плана. Тут же приводятся главы или разделы рекомендованных учебников, разъясняющих соответствующий вопрос;

г) приемы решения типовых примеров и задач или выполнения упражнений, сопровождаемые подробными пояснениями.

Излагаемый в методических указаниях теоретический, практический и графический материал должен даваться с применением Международной системы единиц (СИ) и в соответствии с системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).

Вопросы для самопроверки целесообразно помещать непосредственно после методических указаний по теме или разделу. Они должны быть краткими и четкими, касаться конкретного материала изучаемой темы или раздела и в отличие от вопросов контрольных работ — не носить обобщающего характера.

После методических указаний к каждой теме и вопросы для самопроверки следует помещать шифр рекомендуемой литературы с указанием страниц или параграфов.

В методических указаниях к выполнению контрольных работ следует отражать:

а) общее количество контрольных работ по данным учебного плана с указанием разделов и тем учебной программы (по их нумерации), входящих в задание на каждую контрольную работу;

б) число и порядок проведения контрольных работ, предусмотренных учебным планом.

Контрольные работы должны содержать:

а) десять вариантов, каждый из которых состоит не более чем из пяти вопросов;

б) должны охватывать основной программный материал учебного задания и состоять из контрольных вопросов, задач, примеров, графических работ и т. п. (в зависимости от специфики предмета);

в) должны носить обобщающий характер, ориентирующий учащегося на четкий, предельно сжатый ответ в результате сопоставлений и анализа изучаемого материала. Возможность выполнения контрольных работ путем механического копирования материала учебника должна быть полностью исключена;

г) контрольные задачи и примеры по степени сложности должны отвечать уровню типовых задач, приведенных в соответствующих разделах методических указаний. Все расчеты задания должны быть тщательно выверены и до включения в контрольные работы предварительно решены автором методических указаний.

Обучающие издания — учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебник — основное учебное издание по дисциплине. Содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Материал организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.

Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.

По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, так как логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, методы изложения и система терминов соответствуют традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал.

Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников вуза по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, нужных специалисту соответствующего профиля деятельности.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

Учебные пособия могут быть обязательными и факультативными. В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Учебные пособия могут отступать от программы, могут освещать предмет в рамках программы и заменять учебник, но могут и значительно расширять круг сведений.

Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике. Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам[4].

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Проектирование участка сети ОБТС курсовой проект


Похожие статьи:

admin