Учебный модуль 1 анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека

Студент должен иметь представление:

о положении человека в природе; о сотрудничестве организма человека с внешней средой; о пренатальном и постнатальном периодах онтогенеза; о роли внутренней среды, нервной и кровеносной совокупностей в превращении потребностей клеток в потребности целостного организма; о ходе удовлетворения потребностей организма; об физиологии и анатомии как учебных их положении и дисциплинах среди вторых медицинских наук; о функций и взаимосвязи структуры; о понятиях: «жизнь», «здоровье», «норма», «аномалия»; об анатомической номенклатуре.

Студент обязан знать:закономерности судьбы человека; уровни организации организма человека; определение понятия «потребность»; классификацию потребностей А. Маслоу; главные крайне важные потребности человека; структуры удовлетворения и способы потребностей, их удовлетворяющие; предмет и Физиологии изучения «и» методы «Анатомии»; главные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение их частей и органов в теле; главные анатомические и физиологические термины; морфологические типы конституции — астенический, нормостенический, гиперстенический; части тела человека; совокупности органов; серозные полости, оболочки.

Студент обязан мочь:классифицировать потребности по теории А. Маслоу; приводить примеры неприятностей человека, которые связаны с нарушением удовлетворения главных потребностей; применять анатомическую терминологию.

1.1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Современная анатомия изучает строение тела человека с позиций диалектического материализма.

Человек- высокоорганизованный представитель животного мира, занимающий высшую ступень эволюционной лестницы, но отличающийся от животных собственной социальной сущностью. Его организовали социальные потребности и трудовая деятельность. Так как человек в собственности и к фауне, анатомия изучает человека с учётом биологических закономерностей, свойственных живым организмам, в особенности высшим позвоночным — млекопитающим.

Иными словами, природа человека двойственная — и биологическая, и социальная. В ходе общения людей появилась обращение, интеллект, показалось характерное человеку сознание, играющееся ключевую роль в понимании окружающего мира. Жизнедеятельность человека сознательна. Человек — целостная, динамичная и саморегулирующаяся биологическая совокупность, владеющая комплексом физиологических, психосоциальных и духовных потребностей, удовлетворение которых определяет её развитие и рост.

Человек, в отличие от животных, не пытается к равновесию с внешней средой, напротив, он хочет нарушить это равновесие в целях самоактуализации, формирования личности. Самоактуализация — основная цель общества и развития человека. Как раз самосознание отличает человека от животных. Самосознание — сердцевина сознания: без него не может быть и сознания.

1.2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ Нюансы УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Потребность- психотерапевтический либо физиологический недостаток, испытываемый человеком всю жизнь и требующий постоянного восполнения для развития индивидуума и гармоничного роста. Независимое удовлетворение потребностей вызывает у человека чувство комфорта. При нарушении удовлетворения лю-

бой потребности появляется состояние дискомфорта. Ответственное условие для удовлетворения главных потребностей человека — обычное функционирование систем и органов в организме. Любое заболевание нарушает функционирование систем и органов и мешает удовлетворению тех либо иных потребностей.

У человека большое количество потребностей, они разны и связаны с возрастом, состоянием организма и внешней среды. Из всех потребностей психолог А. Маслоу выделил четырнадцать крайне важных: дышать; имеется и выпивать; выделять; отдыхать и дремать; быть чистым; наряжаться, раздеваться; поддерживать температуру; поддерживать общее состояние организма; избегать опасности; двигаться; общаться; иметь жизненные сокровища; играться, обучаться и трудиться. В соответствии с концепции А. Маслоу, человек по мере взросления поднимается по «ступеням потребностей»: от физиологических, врождённых, до высших, психосоциальных, купленных. Они расположены автором в виде пирамиды.

На I ступени,лежащей в основании пирамиды, расположены низшие потребности выживания: дышать, имеется, выпивать и выделять.

На II ступени- потребности, снабжающие безопасность, защиту от стихий природы, заболеваний, социальных трагедий, жизненных неудач, стрессов. К ним относятся потребности: дремать, отдыхать; быть чистым, наряжаться, раздеваться, поддерживать состояние и температуру (а также общее состояние организма), избегать опасности, двигаться. ступени и Удовлетворение потребностей нужно для развития взаимодействия и гармоничного роста со средой обитания.

На III ступени- потребности в принадлежности, опоре. Человеку нужно принадлежать обществу, которое его принимает и осознаёт. Ему нужна информация об окружающей среде, приобретаемая благодаря удовлетворению потребности в общении.

IV ступеньпирамиды составляют потребности, появляющиеся при жизни в обществе и заключающиеся в достижении успеха в работе, семье, жизни; рвение к гармонии, справедливости, красоте, порядку. Все это удовлетворяет кроме этого желание человека иметь жизненные сокровища.

Вершину пирамиды, V ступень,формируют потребности в служении обществу, снабжающие развитие и самореализацию человека его личности, потребности обучаться, трудиться, играться. До тех пор пока человек не удовлетворит потребности нижних ступеней, он не сможет реализовать высшие психосоциальные потребности.

Человеку с целью достижения физического, социального и интеллектуального комфорта нужно неизменно в ходе судьбы удовлетворять потребности. Метод удовлетворения потребностей именуют образом судьбы. Он зависит от возраста, социокультурного окружения, экологии, знаний, умений, здоровья и желания человека.

1.3. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

ФИЗИОЛОГИИ и АНАТОМИИ

1.3.1. Содержание дисциплины.

физиологии и Значение анатомии для медицинского образования

физиология и Анатомия человека — фундаментальные дисциплины, составляющие базу теоретической и практической подготовки медицинских экспертов любого уровня. Они тесно связаны со всеми медицинскими профессиями, потому, что нельзя проводить лечение пациента и квалифицированное обследование, не зная баз этих наиболее значимых наук. Не хорошо воображая строение и систем организма и функции органов человека, медицинская сестра (а также медицинская сестра по массажу) может вместо пользы принести непоправимый вред больному.

Анатомия- наука, изучающая формы и строение организма человека во связи с его развитием и происхождением, вместе с окружающей средой, с учётом возрастных, половых и личных изюминок. Главные способы анатомии — наблюдение, осмотр тела, вскрытие трупа, изучение внутреннего строения и наружного систем организма и отдельного органа.

Систематическая,либо обычная анатомия,изучает тело обычного человека по совокупностям органов, тканям и органам. Обычным именуют строение тела человека, снабжающее функции здорового организма. Показатели нормы (масса, рост, особенности телосложения и другие) зависят от личных изюминок строения человека. Обычными вычисляют показатели, лежащие в пределах диапазона от минимальных до больших значений. Выраженные стойкие врождённые отклонения от нормы именуют странностями. Быстро выраженные странности, изменяющие внешний вид человека, именуют уродствами.

На личные изюминки воздействуют наследственные факторы, окружающяя среда — географические, климатические условия,

питание, физическая нагрузка. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в обычных условиях будут в состоянии равновесия.

В зависимости от длины тела и других антропометрических показателей в анатомии выделяют главные типы конституции (телосложения) человека: астенический (долихоморфный), с преобладанием в строении тела продольного размера; гиперстенический (брахиморфный), с преобладанием поперечного размера; нормостенический (мезоморфный), самый приближенный к возрастной норме.

Пластическая анатомияизучает пропорции и формы тела человека. Топографическая анатомияизучает строение тела человека по анатомическим областям с учётом обоюдного размещения органов, проекций внутренних органов и сосудисто-нервных магистралей на скелет и кожу. Патологическая анатомияисследует трансформации клеток, органов и тканей человека при болезни.

Современная анатомиярассматривает строение тела человека в тесной связи с его функциями жизнедеятельности. К примеру, при изучении строения центральной нервной совокупности (ЦНС) нужно иметь представление о рефлекторной теории И.П. Павлова.

Строение тела человека — итог долгой эволюции животного мира, исходя из этого анатомия исследует функции и строение органов с учётом происхождения человека. Человек на стадиях собственного развития (онтогенеза) повторяет в сжатом виде всю историю филогенеза (развития людской рода). В онтогенезе выделяют пара периодов. Эмбриологияизучает развитие период: эмбриона и пренатальный рост человека до рождения. Возрастная анатомияисследует постнатальный период (по окончании рождения). Геронтологияизучает закономерности старения организма.

Анатомия изучает человека не только как биологический объект, учитывая влияние социальной среды, условий труда, быта. В анатомии организм человека разглядывают как единое целое, а не как несложную совокупность клеток, органов и тканей.

Анатомия — база последовательности изучающих человека дисциплин: физиологии, антропологии, эмбриологии, цитологии, гистологии, генетики, экологии, гигиены, психологии, социологии.

Физиология- наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, целостном организме и системах органов человека. Как экспериментальная наука она показалась позднее анатомии и вобрала в себя очень многое из накопленных знаний о формах и строении организма человека.

Главные способы физиологии — эксперимент и наблюдение (острый и хронический) на подопытном животном. Изучая процессы жизнедеятельности и их регуляцию, физиология открывает возможности научно обоснованного вмешательства в эти процессы при болезнях.Неспециализированная физиологияизучает сущность неспециализированных процессов жизнедеятельности, к примеру метаболизм клеток, тканей, органов, совокупностей органов; неспециализированные закономерности его частей и реакции организма на действие внешней среды. Личная физиологияисследует особенности функций отдельных органов и тканей, закономерности их объединения в совокупности органов. Прикладная физиологияизучает закономерности функционирования организма человека в особых условиях (физиология спорта, питания, труда). Патологическая физиологияизучает процессы жизнедеятельности организма человека при болезнях.

физиология и Анатомия разглядывают структуры организма человека и осуществляемые ими функции вместе с точки зрения удовлетворения потребностей человека.

1.3.2. Анатомическая номенклатура

Для названий органов, их частей в данном учебном пособии по большей части применены общепринятые русские эквиваленты латинских анатомических терминов, приведённых в Интернациональной анатомической номенклатуре, утверждённой на XII Английском анатомическом конгрессе в 1985 г. Анатомическая терминология- общемедицинская и необходима для изучения студентами в ходе получения медицинского образования любого уровня. Это база клинических терминов. Количественные физиологические показатели принято высказывать в единицах СИ (Интернациональной совокупности единиц).

Для обозначения положения тела человека в пространстве и взаиморасположения его частей в физиологии и анатомии применяют понятия о осях и плоскостях. Исходным вычисляют вертикальное положение тела человека (стоя), ноги совместно, ладони обращены впе- рёд. В строении людской тела соблюдён принцип двусторонней симметрии.

Различают следующие плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную (рис. 1.1). Сагиттальнойназывают вертикальную срединную плоскость, дробящую тело на правую и левую половины. Перпендикулярная ей фронтальнаяплоскость, соответствующая плоскости

лба, дробит тело на переднюю и заднюю части. Горизонтальнаяплоскость, перпендикулярная двум вторым, разделяет нижнюю и верхнюю части тела. Все указанные плоскости возможно совершить через любую точку тела человека.

Оси- направления, разрешающие ориентировать органы либо части тела довольно его положения. Вертикальная осьнаправлена на протяжении головы, тела, конечностей стоящего человека либо на протяжении органа. Она сходится с продольной осью.Продольных осей возможно пара. Фронтальная(поперечная) ось расположена горизонтально и направлена слева направо либо справа налево. Сагиттальнаяось — горизонтальная, имеет переднезаднее направление.

Для обозначения размещения органов, частей тела применяют следующие анатомические термины:

• медиальный — расположенный ближе к срединной плоскости;

• латеральный, либо боковой — расположенный дальше от срединной плоскости;

• промежуточный — расположенный между двумя соседними образованиями;

• внутренний — расположенный в;

• наружный — расположенный снаружи;

• глубочайший — расположенный глубоко;

• поверхностный — расположенный на поверхности;

• вентральный, либо передний — расположенный ближе к животу, к передней поверхности тела;

• дорсальный, либо задний — расположенный ближе к пояснице, к задней поверхности тела.

При описании положения частей конечностей употребляют следующие анатомические термины:

• проксимальный — расположенный ближе к туловищу;

• дистальный — отдалённый от туловища;

• ладонный — расположенный на передней поверхности верхней конечности (со стороны ладони);

• подошвенный — расположенный в области подошвы;

• лучевой — кисти и латеральный край предплечья (со стороны лучевой кости);

• локтевой — кисти и медиальный край предплечья (со стороны локтевой кости);

• малоберцовый — латеральный край голени (со стороны малоберцовой кости);

• большеберцовый — медиальный край голени (со стороны большеберцовой кости).

Для определения проекций границвнутренних органов (сердца, лёгких и других) по поверхности тела человека выполняют условные продольные линии:

• переднюю срединную — по центру грудины;

• грудинную — по наружному краю грудины;

• окологрудинную — на середине расстояния между грудинной и среднеключичной линиями;

• среднеключичную — через середину ключицы (у мужчин эту линию выполняют через сосок и именуют сосковой);

• среднюю подмышечную — от высшей точки подмышечной ямки вниз до пересечения с нижним краем грудной клетки. Время от времени от задней складок и передней данной ямки выполняют переднюю и заднюю подмышечные линии;

• лопаточную — от нижнего угла лопатки вниз до пересечения с XII ребром;

• околопозвоночную — на середине расстояния между лопаточной и позвоночной линиями;

• позвоночную — по поперечным отросткам позвонков;

• заднюю срединную — по остистым отросткам позвонков.

1.3.3. Главные физиологические термины

Чаще всего используют термины: «функция», «процесс», «механизм», «регуляция», «раздражение», «раздражитель», «возбудимость», «возбуждение», «реакция», «рефлекс», «адаптация», «метаболизм», «работоспособность», «утомляемость», «мотивация».

Функция- своеобразная деятельность клеток, тканей, органов, выражающаяся как физиологический процесс (либо совокупность этих процессов) и направленная на приспособление организма к условиям существования. Различают соматические и вегетативные функции.

Соматические функции регулируют физиологические процессы, протекающие в органах чувств и двигательной сфере. Они осуществляются благодаря деятельности скелетных мышц, иннервируемых соматической нервной совокупностью. Вегетативные функции связаны с обменом веществ и осуществляются благодаря деятельности внутренних органов, иннервируемых вегетативной нервной совокупностью.

Физиологический акт(пищеварения, дыхания и др.) — процесс, в котором взаимодействуют разные физиологические совокупности организма, специальные клетки, ткани, системы и органы органов.

Раздражение- ответная реакция возбудимыхтканей.

Раздражитель- фактор, талантливый привести к ответной реакции возбудимых тканей.

Возбудимость- свойство живой специальной ткани отвечать на воздействие раздражителя трансформацией физиологических особенностей и происхождением процесса возбуждения.

Возбуждение- деятельный физиологический процесс, появляющийся в ткани под влиянием раздражителей и характеризуемый неспециализированными и своеобразными показателями.

Реакция- переход клеток и тканей под влиянием раздражителей из состояния относительного физиологического спокойствия в состояние возбуждения.

Рефлекс- причинно обусловленная реакция организма на трансформации внешней либо внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов.

Адаптация- приспособляемость организма к условиям существования.

Метаболизм- обмен веществ.

Работоспособность- свойство тканей организма долгое время сохранять состояние возбуждения без показателей утомления.

Утомляемость- утрата тканями организма по окончании периода долгого возбуждения свойства возбуждаться и проводить возбуждение.

Мотивация- побуждение.

Независимая РАБОТА

Вопросы для самоподготовки

1. положение и Роль человека в природе.

2. Сотрудничество организма человека с внешней средой.

3. Периоды онтогенеза.

4. Закономерности судьбы человека.

5. Определение понятия «потребность». Обстоятельства происхождения потребностей.

6. Характеристики всех ступеней пирамиды А. Маслоу.

7. Факторы, воздействующие на удовлетворение главных потребностей.

Задания для самоподготовки

Тестовое задание.Выберите одно верное утверждение либо ответ.

1. Какую ступень в пирамиде иерархии потребностей человека по А. Маслоу занимает потребность в безопасности?

А. Первую ступень.

8. Вторую ступень.

C. Четвёртую ступень.

D. Пятую ступень.

2. Какую потребность относят к главным крайне важным потребностям выживания?

A. Потребность быть чистым.

B. Потребность в общении.

C. Потребность трудиться.

D. Потребность выпивать.

3. Какую ступень в пирамиде иерархии потребностей человека по А. Маслоу занимает потребность человека иметь жизненные сокровища?

A. Первую ступень.

B. Вторую ступень.

C. Четвёртую ступень.

D. Пятую ступень.

4. Какую потребность относят к главным высшим психосоциальным потребностям?

A. Потребность дышать.

B. Потребность в еде.

C. Потребность в движении.

D. Потребность обучаться.

5. Какую ступень занимают потребности в принадлежности? А. Первую.

B. Вторую.

C. Третью.

D. Четвёртую.

6. Какую ступень занимают высшие психосоциальные потребности в пирамиде иерархии потребностей человека по А. Маслоу?

A. Первую.

B. Третью.

C. Четвёртую.

D. Пятую.

7. Какая наука изучает строение и форму живых их частей и организмов?

А. Анатомия.

8. Физиология.

C. Патология.

D. Социология.

8. Какая наука исследует жизненные функции его частей и организма?

A. Физиология.

B. Анатомия.

C. Гистология.

D. Экология.

9. Какая наука изучает микроскопическое строение тканей?

A. Анатомия.

B. Физиология.

C. Гистология.

D. Антропология.

10. Как именуют тип конституции человека с преобладанием в строении тела продольного размера?

A. Астеническим (долихоморфным).

B. Гиперстеническим (брахиморфным).

C. Нормостеническим (промежуточным).

D. Симпатикотоническим.

Эталоны ответов

Тестовое задание:1 — В, 2 — С, 3 — С, 4 — D, 5 — С, 6 — С, 7 — А,

8 — А, 9 — С, 10 — А.

физиология и Анатомия человека Фильм 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: