Управление организациями

Любая организация имеет неестественную, созданную людьми
природу. Помимо этого, она постоянно стремится к усложнению собственной струк-
технологии и туры. Эти два события делают неосуществимым
действенно осуществлять контроль и координировать действия участников орга-
низации на неформальном уровне либо на уровне самоуправления.
Любая более либо менее развитая организация должна иметь в собственной
структуре особый орган, главным видом деятельности которого
помогает исполнение некоей совокупности функций, направленных на
обеспечение участников организации целями, координацию их совместных усилий.
Таковой вид деятельности именуется управлением.

Управление — это функция своеобразного органа организации, кото-
рая снабжает направление деятельности всех подряд
элементов организации, удерживает в допустимых пределах откло-
нение организации и отдельных частей в целом от поставленных целей,
К примеру, отдел в национальном учреждении имеет правила и
нормы, по которым регулируется рабочее время сотрудников, коли-
чество и уровень качества их работы, отношения с другими отделами и т.п.
Управление отделом, делая функцию управления, осуществляет контроль
исполнение этих правил и норм, используя способы вознаграждения либо
наказания.

Но применением санкций процесс управления, конечно, не
ограничивается. Его содержание существенно сложнее. Для понимания
сущности управления разглядим главные его составляющие.

На рис. 10 организация представлена как определенная совокупность,
складывающаяся из входа (поступления информации, сырья, инструментов,
оборудования, рабочей силы), процессора, где происходит переработка
ресурсов, поступающих на вход, и выход, где ресурсы выходят в новом
качестве. Управление представляет собой обратную сообщение, которая
начинается с измерения ресурсов, имеющихся на выходе. По окончании изме-

Рис. 10. Схема процесса управления
в организации

рения информация о параметрах выхода поступает в блок управления,
где они сравниваются с некоторым эталоном (это возможно прог-
рамма либо замысел), по окончании чего вырабатывается управленческое ответ,
которое изменяет входные параметры, режим деятельности процессора
и в конечном итоге параметры выхода. После этого выходные параметры
снова замеряются и процесс повторяется. Эта схема применима для
всех совокупностей — и технических и социальных. Исходя из этого справедливо рас-
наблюдать социальную организацию с позиций проявления специ-
фических черт управления.

В первый раз характеристики управления организации были выяснены
Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По
его точке зрения, самые общими чертями являются: плани-
рование неспециализированного направления действия и предвидение; организовывание
человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для
удержания действии работников в оптимальном режиме, координация
разных действий с целью достижения неспециализированных целей и контролирование
поведения участников организации в соответствии с существующими прави-
лами и нормами (212, с. 56).

Разумеется, что, определяя характеристики процесса управления,
Г. Файоль разглядывал организацию того времени — начала XX в.
Современные организации владеют значительно более сложной
структурой, очень сложной разработкой, более квалифицированной ра-
бочей силой; помимо этого, организации значительно чаще действуют в сложной
структуре современного рынка. Вследствие этого управление в настоящее
время сродни мастерству, игре, функции руководителей и высокой науке
только весьма приближенно напоминают схему Г. Файоля. Одна из совре-
менных совокупностей управленческих функций возможно представлена
следующим образом (212, с. 58):

1) деятельность как лидера и руководителя организованного объе-
динения, интеграции участников организации;

2) сотрудничество: поддержание и формирование контактов;

3) восприятие, распространение и фильтрование информации;

4) распределение ресурсов;

5) управление и предупреждение нарушений текучестью кадров ра-
бочих;

6) ведение переговоров;

7) проведение инноваций;

8) планирование;

9) направление и контроль действий подчиненных.

Разумеется, что это далеко не полный список вероятных действий
эксперта по управлению. Опыт говорит о том, что ему приходится
заниматься рекламой, выбиванием дополнительных средств и многими
вторыми видами деятельности. Ясно, что настоящий управленец обязан
быть высокопрофессиональным работником. В организации те, кто
занимается исполнением функций управления, входят в особенную группу,
именуемую бюрократической администрацией, деятельность которой
нужно проанализировать.

Бюрократия. Под бюрократией в большинстве случаев понимается организация,
складывающаяся из последовательности должностных лиц, должности и посты которых
образуют иерархию и каковые различаются обязанностями и формальными
правами, определяющими их действия и ответственность.
Термин бюрократия французского происхождения, от слова бюро —
офис, контора. Формы правления бюрократии заимствованы из класси-
ческих греческих полисов: власть немногих — олигархия; власть одно-
го — автократия; власть всех, народа — народовластие.

Бюрократия в современном, буржуазном виде появилась в Европе в
начале XIX в. и сразу же начала означать, что официальные должности,
управляющие и чиновники, владеющие компетенцией и специальными
знаниями, становятся главными фигурами в управлении.
Происхождение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной
совокупностью, усложнением структуры организованных групп было безус-
ловно явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем
рычагам управления и потому была всесильна и подчинялась лишь
заинтересованностям дела; она снабжала однозначность и чёткость потоков
информации в организациях. Бюрократ должен быть высококлассным
профессионалом , иметь особое образование, быть компетентным.
Совершенный тип бюрократа, его отличительные особенности оптимальнее
обрисованы М. Вебером (6 и 216), В соответствии с учением М. Вебера
для бюрократии свойственны следующие особенности:

— Личности, входящие в органы управления организации, лично
свободны и действуют лишь в рамках безличных обязанностей,
существующих в данной организации. Безличный тут свидетельствует, что
обязанности и обязательства принадлежат постам и должностям, а не
индивиду, что может занимать их в определенный момент
времени.

— четко выраженная иерархия позиций и должностей. Это указывает,
что определенная должность будет главной над всеми ниже-
стоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся
выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий опре-
дроблённую должность, может принимать решения по поводу индиви-

дов, занимающих более низкие должности, и подчиняется ответам
лиц, находящихся на более больших должностях.

— четко выраженная спецификация функций каждой из позиций и
должностей. Предполагается компетентность индивидов в каждой должнос-
ти по узкому кругу неприятностей.

— Индивиды нанимаются и продолжают работу на базе договора.

— Отбор действующих индивидов производится на основании их
квалификации.

— Людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зар-
плату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии.

— Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой
продвижение производится по заслугам либо по старшинству, независимо
от суждений главы.

— Должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается
им как единственное либо по крайней мере основное занятие.

— Деятельность представителей бюрократии основывается на стро-
гой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Выяснив своеобразные особенности бюрократии, М. Вебер разра-
ботал так совершенный тип управления организации. Бюро-
кратия в таком совершенном виде представляет собой самый эффек-
тивную машину управления, основанную на строгой рационализации.
Ее характеризует строгая ответственность за любой участок работы,
координация в ответе задач, оптимальное воздействие безличных пра-
вил, четкая иерархическая зависимость.

Но такое совершенное положение не существует в действитель-
ности, более того, бюрократия первоначально предназначенная для
успехи целей организации, на деле довольно часто отходит от них и начи-
нает не только трудиться вхолостую, но и замедлять все прогрессивные
процессы. Она доводит формализацию деятельности до вздора,
ограждаясь нормами и формальными правилами от действительности.

Отрицательные качества, свойственные бюрократии, частично анализи-
руются в модели бюрократии Р. Мертона (рис. 11).

Р. Мертон считает, что постоянное неукоснительное следование
формальным правилам, конформизм и уступчивость, проявляющиеся
наряду с этим, в конечном итоге приводят к утрата индивидами свойства
принимать независимые ответы. Постоянная опора на руководства и
правила к действию ведет к тому, что они становятся общи-
ми и окончательными, а их соблюдение — главной задачей и результа-
том, вместо того дабы вынудить нормы и эти правила трудиться на
итог. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии
от творческого, независимого мышления а также от компетентно-
сти. Р. Мертон назвал это явление обучением неспособности. Следст-
вием для того чтобы обучения есть стереотипный бюрократ, не имеющий
способности и воображения к творчеству, негибкий в применении
официальных правил и норм вситуациях несложных и ясных для всех,
не считая него. Второе следствие бюрократизации — кастовость, замкну-
тость бюрократов, возвышение их над вторыми людьми, попытка
продемонстрировать, что они знают тайные пружины управленческого механизма.

Рис. 11. Мертоновская модель бюрократии (216, с. 212)

Модель бюрократии Р. Мертона начинается с требований контроля
над элементами социальной структуры организации. Эти требования
заключаются в попытке создания у участников организации мотивации
и необходимого поведения на исполнение заданий. Начальник-бюро-
крат в этих условиях начинает заботиться в первую очередь о безопасности
собственного положения, в связи с чем он предпочитает опираться на
формальные правила и собственную формальную власть. За этими правилами
он не видит настоящих исполнителей и все более утрачивает контроль
за обстановкой. Это заставляет его еще больше заботиться об защите
и упрочении собственного служебного положения. Круг замыкается. Руково-
дитель не имеет возможности снабжать принятие и надлежащий контроль
обоснованных управленческих ответов.

Не обращая внимания на изначально заложенную в бюрократии опасность поте-
ри компетенции и обюрокрачивания деятельности в сфере управ-
ления, такая форма управления на данный момент есть един-
ственно работоспособной и приемлемой. Исходя из этого одной из главных
задач современного управления помогает изменение роли бюрократии в
деятельности организации в соответствии с правилами, разработанны-
ми М. Вебером. Путь к достижению данной цели многие исследователи
видят в трансформации установок представителей бюрократии, в установле-
нии связи их благополучия и карьеры с конечным результатом
деятельности организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эф-
фект наряду с этим отмечается?

2. Какие конкретно общепринятые понятия организации существуют и как они
связаны между собой?

3. Каковы главные подходы к понятию организации? Имеется ли
возможность синтезировать их, выделить неспециализированные черты?

4. Что представляет собой принципиальная схема организации и
какие конкретно главные элементы она включает?

5. Как формируется социальная структура организации? Какие конкретно су
ществуют социальные структуры и как они соотносятся между собой?

6. Как возможно охарактеризовать цели организации? Что необходимо
учитывать при постановке тех либо иных типов целей?

7. В каком контексте мы должны изучать технологии в организации?
Как возможно применять схему классификации разработок организации
Ч. Перро для анализа процессов функционирования организаций?

8. Что представляет собой внешнее окружение организации? Из
каких составных частей оно состоит? Какие конкретно стратегии может исполь-
зовать организация при сотрудничестве с внешним окружением?

9. В чем сущность процесса управления в организации? Какие конкретно возможно
выделить функции управления?

10. Что мы понимаем в большинстве случаев под термином бюрократия? В чем
состоит современное познание бюрократической структуры? Как
бюрократия воздействует на процессы управления организацией?

11. Какой видит роль бюрократии в организации М. Вебер?

12. Каковы обстоятельства неэффективности бюрократического механизма
по концепции Р. Мертона?

Раздел V
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 1
СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
и КУЛЬТУРНЫЕ Изменения

До сих пор мы разглядывали социальную ее элементы и структуру
как сложившиеся и статичные образования. То же возможно сообщить о
социальных связях между этими элементами. Но кроме того беглый
взор на общество и на отдельные его составляющие разрешает
осознать, что в социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов.
Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения
между людьми. Это со своей стороны воздействует на трансформации общества, его
политики, образа судьбы людей. В случае если сравнить образ судьбы людей,
живших в древности и живущих сейчас, скажем, в Швейцарии, то
станет ясно, что прогресс, которого достигло общество, связан с пос-
тоянно происходящими трансформациями практически во всех сферах со-
циальной жизни.

Изучая трансформации, происходящие в обществе, их в большинстве случаев разделяют
на социальные — трансформации в социальной структуре и социальных взаи-
мосвязях в обществе и культурные — трансформации в культуре общества.

Социальные трансформации смогут включать в себя прирост населения,
рост образовательного уровня, уменьшение информированности, из-
менение окружения личности при переезде из деревни в город, изме-
нение взаимоотношений между администрацией и рабочими, в то время, когда на
предприятии происходит реструкуризация, и т.д. и т.п.

Культурные трансформации смогут включать в себя изобретение и попу-
ляризацию автомобиля, появление новых слов в отечественном языке, изме-
нение норм морали и правильного поведения, новые формы мастерства,
музыки и т.д. Довольно часто культурные трансформации в один момент являются и
социальными. К примеру, изменение норм морали может привести к из-
менению взаимоотношений между социальными общностями и нао-
борот. Фактически все серьёзные трансформации имеют как культурный, так
и социальный нюансы, а потому к ним используется термин социо-
культурные трансформации.

Принципиально важно выяснить различие между социальными трансформацией и прог-
рессом, Термин прогресс высказывает ценностное вывод. Прогресс оз-
начает изменение в желательном направлении. Но в чьих сокровищах
возможно измерена эта желательность?

Бурный рост городов, вторжение техники в природу, строительство
АЭС — так ли все это нужно и нужно?
Исходя из этого вместо оценочного термина прогресс социологи пользуются
нейтральным понятием изменение.

Управление организацией


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: