Управление собственным мозгом

Ричард Бендлер. Применяйте собственный мозг для трансформаций

Посвящаю собственной матери

Итак, Вашему вниманию предлагается перевод очередной книги по Нейро-Лингвистическому Программированию. На этот раз — соло Ричарда Бэндлера, что вместе с Джоном Гриндером управляет это относительно новое (около двадцати лет от роду) направление в практической психологии. Я выбрал как раз эту книгу вследствие того что она открывает серию изданий, посвященных «субмодальностям» — громадному, многообещающему и практически независимому разделу НЛП. Субмодальности — заслуга в первую очередь Бэндлера и его ближайших последователей, Стива и Конниры (в британском произношении — Коннирэй) Андреас. Полезность модели субмодальностей для любой внутренней работы доказана блестящей практикой; что же касается ограничений данной модели — об этом по окончании некоей тренировки у Вас сложится собственное чувство.

Как и при переводе ИЗ ЛЯГУШЕК — В ПРИНЦЫ, я старался максимально совершенно верно передать живой язык ведущего и участников семинара.

Мне представляется ответственным получить доступ к характерным изюминкам речи (соответственно, и личностей) и Джона, и — в этом случае — Ричарда, кроме того время от времени в ущерб хорошим канонам русского. Это, мне думается, важно для изъянов и понимания достоинств всего НЛП, около которого у нас сейчас разгорелось большое количество (думается, неспешно утихающих?) страстей, итог бушевания которых неоднозначен.

Особых терминов в данной книге мало; те же, что имеется, частично растолкованы в тексте, частично понятны из контекста. (Однако я все же советую Вам отыскать и прочесть ИЗ ЛЯГУШЕК — В ПРИНЦЫ, первую изданную нами книгу по НЛП, в конце которой приведен составленный мною терминологический словарь).

Так что — просматривайте, сомневайтесь, создавайте собственную модель и субмодальностей, и всего НЛП; а для этого — самое основное — пробуйте и экспериментируйте с любым знанием, которое сочтете значимым и нужным для себя и для тех, кому Вы захотите оказать помощь в ходе внутренней изменения и работы.

Просматривая эту книгу, Вы как минимум получите наслаждение. Значит, время уже не будет утрачено напрасно. А если оно не будет утрачено вовсе, а будет с пользой израсходовано на овладение чем-то НОВЫМ и нужным Вам и окружающим — значит, вы не напрасно на данный момент перевернете следующую страницу.

Приятного путешествия!

Лев Миникес

ВВЕДЕНИЕ

Сколь довольно часто вам приходилось слышать высказывания типа «У нее блестящее будущее» либо «У него было яркое прошлое»? Подобные выражения — это более, чем метафоры. Они являются правильные описания метода мышления говорящего; эти описания являются ключом к познанию того, как нужным образом изменять структуру вашего собственного опыта. К примеру, прямо на данный момент отметьте, как вы рисуете для себя картину грядущего вам приятного события, а позже сделайте эту картину бросче и увидьте, как изменяются ваши ощущения. В то время, когда вы увеличиваете яркость этого изображения, вы посильнее «стремитесь» к нему? Большая часть людей посильнее реагируют на более броские картины; кое-какие посильнее реагируют на более тусклые изображения.

Сейчас заберите приятное воспоминание из собственного прошлого и практически сделайте цвета бросче и контрастнее. Как наличие «броского прошлого» меняет интенсивность вашей реакции на него? В случае если, раскрашивая собственный воспоминание в более броские цвета, вы не подмечаете отличия в ощущениях — попытайтесь встретиться с ним в черно-белом варианте. Тогда как изображение теряет собственный цвет, ваша реакция, вероятнее, ослабевает.

Вот еще одно обычное выражение:Добавьте мало света в собственную жизнь». Поразмыслите о втором приятном переживании, и практически осыпьте данный образ мелкими сияющими искорками — и обратите внимание, как это воздействует на вашу эмоциональную реакцию. (Вот о чем знают эксперты по телерекламе и дизайнеры одежды с блестящими подробностями).

«Покиньте собственный прошлое сзади» — простой совет по поводу неприятных событий. Выберите воспоминание, которое все еще заставляет вас не хорошо себя ощущать, — а позже отметьте, где вы его на данный момент видите и сколь на большом растоянии от вас расположено изображение. Быть может, оно находится перед вами, достаточно близко. Сейчас заберите данный образ и физически отодвиньте его далеко за себя. Как это меняет ваше отношение к этому воспоминанию?

Таковы кое-какие, самые исходные, силы новых и примеры простоты паттернов НЛП — «субмодальностей», созданных Ричардом Бэндлером за последние пара лет. Одной из самых ранних моделей НЛП была мысль «Модальностей» либо «Репрезентативных совокупностей». Мы думаем о любом событии, применяя репрезентации в совокупностях восприятия — зрительные (образы), слуховые (звуки) и кинестетические (ощущения). В последние десять лет на большинстве НЛП-тренингов преподано множество разнообразных, стремительных и практических способов применения этого знания о модальностях для поведения и изменения состояния. Субмодальности — это более небольшие элементы в каждой модальности. К примеру, некоторыми из зрительных субмодальностей являются яркость, цвет, размер, расстояние, фокус и расположение. Знание о субмодальностях открывает целое новое царство способов трансформации, еще более стремительных, несложных и конкретных.

В первый раз познакомившись с НЛП в осеннюю пору 1977 года, мы отложили в сторону солидную часть собственных занятий, дабы изучить эти захватывающие и стремительные новые методы изменять поведение. В то время Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сотрудничали в разработке данной новой весьма многообещающей области. НЛП учило, как проследить внутренние процессы человека, обращая внимание на неосознаваемые перемещения глаз; как за пара мин. изменять ветхие неприятные эмоциональные реакции и многому второму.

Сейчас, спустя семь лет, все эти обещания сдержаны — как и многие другие. Все техники и основные идеи НЛП выдержали диагностику временем, как и более твёрдую диагностику в ходе обучения их практическому применению. НЛП довольно часто описывается как сфера деятельности, находящаяся на переднем крае науки об изменении и общении.

НЛП предлагает концептуальное познание, прочно основанное на компьютерном программировании и информатике — но еще более шепетильно укорененное в наблюдении живого людской опыта. Все, что имеется в НЛП, возможно установлено конкретно вашим собственным опытом либо наблюдениями за вторыми людьми.

Новые субмодальные техники, обрисованные и преподаваемые в данной книге, являются кроме того более стремительными и замечательными методами совершения личностного трансформации, чем более ранние способы НЛП. Существуют лишь три главные модальности, но в каждой из них большое количество субмодальностей. Субмодальности

— это в буквальном смысле методы, которыми отечественный мозг сортирует и кодирует опыт. Субмодальные техники трансформации возможно применять для яркой модификации ПО человека — тех способов, какими мы думаем о собственном опыте и реагируем на него.

Кое-какие критики утверждают, что НЛП через чур «холодно» и «технично» и что, не смотря на то, что оно может срабатывать с фобиями и простыми привычками, — оно не касается «центральных экзистенциальных неприятностей». Нам будет занимательна реакция этих критиков на способы убеждений и изменения отношений, продемонстрированные в главах 6 и 7.

Эта книга открывает столбовую дорогу к практическому новому методу понимания того, как трудится ваше мышление. Что более принципиально важно, она преподает простые конкретные правила, каковые вы имеете возможность применять, дабы «руководить собственным мозгом». Она учит тому, как поменять ваш личный опыт, если вы им обиженны, и как еще усилить удовольствие, в случае если в вашей жизни все в порядке.

Многие из нас способны забрать узнаваемые правила и приспособить их нужным образом либо иногда вносить мелкие новшества. Особенный гений Ричарда Бэндлера пребывает в его неподражаемой способности раз за разом формулировать новые правила и делать их дешёвыми остальным. Его чувство юмора может время от времени показаться язвительным и самонадеянным — в частности, в то время, когда оно направлено в психиатрии и сторону психологии (не смотря на то, что и другие «специалисты» приобретают собственную долю!). Это делается по крайней мере частично ясно, в то время, когда вы поймёте, что, не смотря на то, что способ лечения фобии/травмы за 10 мин. при помощи НЛП был в первый раз опубликован более шести лет назад, большая часть психологов верят , что лечение фобии требует месяцев либо лет лекарств и разговоров (и нескольких тысяч долларов). Нам прекрасно знакомо чувство печали, появляющееся, в то время, когда нам говорят:Это нереально» — тогда как мы много раз демонстрировали «это», и учили многих вторых систематично «это» делать.

В то время, когда — в любой отрасли — появляется большое техническое новшество, в мире предприниматели стремятся срочно воспользоваться новым способом — потому, что знают, что в другом случае соперники вышвырнут их из бизнеса. К сожалению, в регионах типа психологии

— где специалистам платят больше, если они тратят больше времени на решение проблемы — инерция значительно посильнее. Потому, что вознаграждается отсутствие компетенции, в лучшие областях методы и этих новые значительно продолжительнее становятся частью главного потока.

Эта инерция в сфере психологии приводит к сожалению и у большинства вторых. Сальвадор Минучин, широко известный новатор в области домашней терапии, сообщил сравнительно не так давно:Как люди реагировали на отечественные (научные) открытия? Защитой собственных собственных парадигм. В ответ на новое знание постоянно встаёт вопрос о том, как человеку продолжить заниматься теми вещами, которым его учили».

Не обращая внимания на эту инерцию, в психиатрии и сферах психологии существует большое количество исключений — специалистов, стремящихся определить о любых способах, каковые, сделав их работу более стремительной, качественной и правильной, смогут принести пользу клиентам. Мы сохраняем надежду, что эта книга отыщет собственный путь в ваши руки.

Пара лет назад мы определили о новом направлении, которое исследует гений Ричарда Бэндлера, и осознали, сколь нужны везде имели возможность бы быть эти новые техники людям, если бы они были известны более обширно. Но к созданию данной книги нас привело прежде всего отечественное взволнованность и собственное восхищение субмодальностями.

Отечественным исходным материалом были аудиозаписи и транскрипты тренингов и большого числа семинаров, совершённых Ричардом сейчас. После этого последовал организации и длительный процесс сортировки данной массы материала, собственного экспериментирования с ним и обучения ему вторых чтобы прийти к более богатому пониманию. Наконец, основываясь на том, чему мы обучились, мы собрали данный материал в форме настоящей книги. Мы попытались сохранить живой дух и стиль уникальных семинаров, вместе с тем в один момент реорганизуя и выстраивая материал так, дабы его стало несложнее осознать в письменной форме.

Большая часть книг в скоро развивающихся областях к моменту напечатания устаревает лет на пять-десять. Большей части материалов данной книги около трех лет. на данный момент на продвинутых НЛП-семинарах преподается много других, более новых субмодальных техник, и Ричард продолжает их разрабатывать.

Один из ключевых принципов НЛП пребывает в том, что порядок либо последовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, воздействует на их значение. Порядок глав в данной книге шепетильно продуман. Потому, что большинство материала последующих глав предполагает, что у вас имеется опыт и информация, предъявленные в прошлых главах, — ваше познание будет большое количество полнее, если вы прочтете их по порядку.

Второй основополагающий принцип НЛП содержится в том, что слова имеется только неадекватные ярлыки для опыта. Одно дело — прочесть о забивании гвоздя в доску. Совсем второй опыт — ощутить молоток в собственной руке и услышать удовлетворяющее «чпок», в то время, когда гвоздь входит в кусок мягкой сосны. Еще один опыт, но, — ощутить вихляние и дрожание молотка и заметить, как сгибается гвоздь, в то время, когда вы слышите «бэннь», информирующее вам о незаметном сучке.

Паттерны в данной книге — это инструменты. Как каждые инструменты, их необходимо применять, чтобы выяснить всецело, — и практиковаться в их применении, дабы делать это с надежной эффективностью. Вы имеете возможность скоро пролистать эту книгу, в случае если желаете только взять представление о том, что в ней написано. Но если вы вправду желаете мочь пользоваться данной информацией — обязательно опробуйте ее на своем опыте и с другими людьми; либо ваше знание будет только «отвлечённым».

КОННИРА АНДРЕАС, СТИВ АНДРЕАС Апрель 1985 КТО ЗА РУЛЕМ?

Нейро-Лингвистическое Программирование — это слова, каковые я изобрел, дабы избежать необходимости специализироваться в той либо другой области. В колледже я был одним из тех людей, каковые не смогут решиться на что-либо одно, — и решил продолжать в том же духе. В числе другого НЛП является способом замечать человеческое обучение. Не смотря на то, что куча социальных работников и психологов применяют НЛП, дабы делать то, что они именуют «терапией», я считаю более верным обрисовывать НЛП как образовательный процесс. По сути, мы разрабатываем методы научить людей пользоваться их собственными мозгами.

Большая часть людей не пользуется собственными мозгами деятельно и продуманно. Ваш мозг похож на автомат без кнопки «выкл.». Если вы не займете его каким-нибудь делом, он просто будет жужжать и жужжать, пока ему не надоест. Если вы поместите человека в камеру сенсорной депривации, где отсутствуют внешние стимулы, — он начнет генерировать внутренние. В случае если ваш мозг слоняется без дела из угла в угол — он точно начнет делать что-нибудь, и ему, наверное, все равно, что именно. Вам, возможно, не все равно — но не ему.

К примеру, случалось ли вам когда-нибудь взад-вперед, обдумывая личные дела, либо похрапывать — как внезапно ваш мозг высвечивает такую картину, что вы накладываете в брюки от страха? Сколь довольно часто люди просыпаются среди ночи от того, что только что снова пережили экстатически приятный опыт? В случае если у вас был неудачный сутки, то позже ваш мозг продемонстрирует вам броские повторы — опять и опять без финиша. Кроме того, что у вас был нехорошей сутки; вы имеете возможность загубить целый вечер — а, быть может, еще и часть следующей семь дней.

Большая часть людей на этом не останавливается. Сколь многие из вас думают о неприятных вещах, произошедших давным-давно? Как словно бы бы ваш мозг говорит:Давай еще раз! У нас еще час до обеда, давай подумаем о чем-нибудь по-настоящему мрачном. Возможно, нам удастся разозлиться по этому поводу на три года позднее, чем необходимо». Вы слышали о «незавершенном действии»? Оно завершено; вам просто не понравилось, что из этого вышло.

Я желаю, дабы вы выяснили, как вы имеете возможность обучиться изменять личный опыт и приобретать какую-то власть над тем, что происходит в вашем мозгу. Большая часть людей являются рабами собственных мозгов. Они как словно бы прикованы к заднему сиденью автобуса — а за рулем кто-то второй. Я желаю, дабы вы обучились руководить собственным автобусом. Если вы не укажете собственному мозгу примерное направление, он будет или ехать, куда глаза смотрят

— сам по себе, — или другие люди отыщут методы управиться с ним за вас; а они смогут не всегда иметь в виду ваши сокровенные интересы. Кроме того в случае если неизменно — они смогут их неверно осознать!

НЛП является возможностью изучить субъективность — что-то страшное, как мне говорили в школе. Мне говорили, что подлинная наука разглядывает вещи объективно. Но я увидел, что больше всего на меня, наверное, воздействует мой субъективный опыт, и мне хотелось знать что-нибудь о том, как он устроен и как он воздействует на вторых людей. На этом семинаре я планирую поиграть с вами в кое-какие умственные игры, по причине того, что мозг — моя любимая игрушка.

какое количество из вас хотелось бы иметь «фотографическую память»? И сколь многие из вас опять и опять быстро вспоминают неприятные переживания прошлого? Это определенно делает жизнь мало сочнее. Если вы идете наблюдать ужастик, и возвращаетесь к себе, и садитесь — акт усаживания будет стремиться вернуть вас прямо в кресло кинотеатра. Сколь многие из вас испытывали это переживание? И вы заявляете, что у вас отсутствует фотографическая память! Она у вас уже имеется; вы просто не используете ее направленным образом. Если вы способны демонстрировать фотографическую память, в то время, когда дело касается воспоминания прошлых проблем — то, наверное, было бы прекрасно, если бы вы имели возможность намеренно применять часть данной способности для более нужных переживаний.

Сколь многие из вас когда-либо думали о чем-то, чего еще кроме того не случилось, — и заблаговременно не хорошо себя вследствие этого ощущали? Для чего ожидать? С тем же успехом возможно начать расстраиваться на данный момент, правильно? А позже, в итоге, этого в конечном итоге не происходит. Но вы не потеряли возможности это пережить, не так ли?

Эта свойство может кроме этого трудиться по-второму. Кое-какие из вас лучше выполняют отпуск перед тем, как отправляются в отпуск в конечном итоге — а позже, приехав, заполучают разочарование. Разочарование требует соответствующего планирования. Вы думали когда-нибудь о том, на какое количество хлопот вам необходимо пойти, дабы разочароваться? Для этого вы должны вправду шепетильно все спланировать. Чем больше планирования, тем больше разочарования. Кое-какие идут в кино, а позже говорят:Ну, это просто не столь прекрасно, как я считал, что это будет». Это вызывает во мне вопрос: в случае если у него в голове крутился таковой хороший фильм, для чего он отправился в кино? К чему идти, сидеть в помещении с мокрым полом и неудобными стульями, дабы взглянуть фильм и позже сообщить:У меня кроме того нет сценария, но в собственной голове я могу это сделать лучше».

Для того чтобы типа вещи происходят, если вы разрешаете собственному мозгу трудиться как попало. Люди больше времени тратят на обучение пользованию кухонной печью, чем собственными мозгами. Акцент на целенаправленном применении вашего мышления иными методами, чем вы уже это делаете, — отсутствует. От вас ожидается, что вы «станете сами собой» — как словно бы у вас имеется выбор. Тут вы в тупике, поверьте мне. Я полагаю, возможно было бы стереть электрошоком все ваши воспоминания, а позже перевоплотить вас в кого-то другого — но результаты, каковые я видел, были не весьма соблазнительными. До тех пор пока мы не отыщем что-то наподобие автомобили для вычищения мозгов — я думаю, вам, по всей видимости, нужно будет ограничиться собой. И это не верно не хорошо, потому, что вы имеете возможность обучиться пользоваться своим мозгом более функциональными методами. В этом и состоит НЛП.

В то время, когда я лишь начал преподавать, у некоторых появилось такое чувство, что НЛП окажет помощь людям программировать мышление вторых людей, дабы осуществлять контроль их и сделать их менее людьми. Они, наверное, думали, что преднамеренное изменение человека каким-то образом уменьшит человечность этого человека. Большая часть людей весьма кроме того желают преднамеренно поменять себя косметикой и антибиотиками — но поведение считается чем-то вторым. Я ни при каких обстоятельствах не осознавал, как изменение кого-либо и делание его более радостным превращает его в менее человеческое существо. Но я вправду подмечал, сколь многие люди весьма компетентно доставляют своим мужьям, либо женам, либо детям — либо кроме того полностью незнакомым людям — неприятные переживания, легко «оставаясь самими собой». Время от времени я задаю вопросы людей:Для чего быть настоящим собой, в то время, когда возможно быть чем-то вправду стоящим?» Я желаю познакомить вас с некоторыми из изменения и бесчисленных возможностей научения, дешёвых вам в том случае, если вы начнете применять собственный мозг преднамеренно.

Было время, в то время, когда кинопродюсеры делали фильмы, в которых компьютеры планировали взять власть в собственные руки. Люди начали думать о компьютерах не как об инструментах, а как о вещах, заменивших людей. Но если вы видели домашние компьютеры, то понимаете, что их программы решают задачи типа наведения порядка в вашей чековой книжке! Эта операция на домашнем компьютере занимает раз в шесть больше времени, чем в случае если делать это простым образом. Вы не только должны записать счета в чековую книжку; позже вы должны прийти к себе и ввести их в компьютер. Вот что превращает домашние компьютеры в садовые сажалки — то, куда вы вставляете цветы. До тех пор пока игрушка новая, вы сыграете в пара игр и через некое время запрете ее в чулан. В то время, когда заходят приятели, которых вы в далеком прошлом не видели, вы извлекаете ее обратно, дабы они имели возможность поиграть в игры, каковые вам надоели. Вообще-то это не то, что является компьютером . Но тривиальные методы, какими люди применяют компьютеры, весьма похожи на тривиальные методы, какими люди применяют собственные мозги.

Я всегда слышу, как люди говорят, что лет около пяти обучение заканчивается, — но у меня нет доказательств, что это правда. Остановитесь и поразмыслите об этом. Между пятью годами от роду и до этого момента какое количество полностью ненужным вещам вы обучились — не говоря уже о нужных? Людские существа владеют поразительной свойством обучаться. Я уверен — и планирую убедить вас, одним методом либо вторым, — что вы так же, как и прежде обучающиеся автомобили. Хорошая сторона этого пребывает в том, что вы имеете возможность обучаться скоро и в совершенстве; нехорошая — в том, что вы имеете возможность обучаться всякой дряни с совершенно верно той же легкостью, как и нужным вещам.

Сколь многих из вас преследуют навязчивости? Вы рассказываете себе:Желал бы я суметь выбросить это из собственной головы». Но не страно ли прежде всего то, что вы это в собственную голову заполучили! Мозги в самом деле замечательны. Они заставляют вас делать полностью поразительные вещи. Неприятность с мозгами не в том, что они не смогут обучаться — как нам через чур уж довольно часто говорят. Неприятность с мозгами в том, что они обучаются через чур скоро и через чур прекрасно. К примеру, поразмыслите о фобии. Это поразительная вещь — умение не забыть в обязательном порядке перепугаться при виде паука. Вам ни при каких обстоятельствах не отыскать фобика, смотрящего на паука со словами:О линия! Я забыл испугаться». Имеется на белом свете пара вещей, которыми вы желали бы овладеть с таким же совершенством? Наличие фобии — это большое достижение в научении, в случае если поразмыслить о ней так. И если вы исследуете личностную историю, то довольно часто обнаруживаете, что это было научение с одной попытки: человеку потребовался только один мгновенный опыт, дабы обучиться чему-то так как следует, дабы запомнить это на всю оставшуюся судьбу.

какое количество из вас просматривали про Павлова, и его псов, и колокольчик, и все такое? И у какое количество из вас прямо на данный момент выделяется слюна? Им требовалось повесить на собаку сбрую, и звенеть колокольчиком, и без финиша кормить ее — дабы научить данной реакции. Все, что вы сделали, — это прочли об этом и у вас та же реакция, что была у собаки. Это пустяк — но это показатель того, сколь скоро может обучаться ваш мозг. Вы можете обучаться стремительнее, чем любой компьютер. О чем нам необходимо знать больше — это о субъективном опыте научения, так дабы вы имели возможность руководить своим обучением и лучше осуществлять контроль личный опыт да и то, чему вы учитесь.

Вам знаком феномен «отечественной песни»? На протяжении, которое вы совершили с кем-то весьма значимым, у вас была любимая песня, которую вы слушали неизменно. Сейчас всегда, в то время, когда вы слышите эту песню, вы думаете об этом человеке и снова испытываете те приятные эмоции. Это трудится совершенно верно, как слюноотделение и Павлов. Большая часть людей понятия не имеют о том, сколь так переживания либо сколь скоро вы имеете возможность этого добиться, в случае если делать это систематически.

в один раз я видел, как терапевт за один сеанс сделал агорафобика. Он был дорогой, благонамеренный человек, любящий собственных больных. У нет были годы клинической подготовки — но не было ни мельчайшего представления о том, что он делает. Его клиент пришел с конкретной фобией высоты. Терапевт внес предложение этому юноше не обращать внимания и поразмыслить о высоте. А-а-п — юноша краснеет и начинает дрожать. «Сейчас поразмысли о чем-то, что тебя ободрит». Ф-ф-у-у. Сейчас поразмысли о высоте. А-а-п. «Сейчас поразмысли о том, как ты нормально ведешь машину». Ф-ф-у-у. «Сейчас поразмысли о высоте». А-а-п.

Данный юноша кончил фобическими ощущениями по поводу практически всего в жизни — что довольно часто именуют агорафобией. То, что сделал терапевт, было блестяще — в некоем смысле. Он поменял ощущения собственного клиента методом связывания переживаний. Вот лишь сделанный им выбор ощущения, подлежащего генерализации, в мои представления о наилучшем выборе не вписывается. Он привязал панические чувства этого человека ко всем тем контекстам его жизни, каковые создавали ободряющий эффект. Вы имеете возможность применять в точности данный же процесс, дабы забрать приятное чувство и генерализовать его таким же образом. Если бы данный терапевт осознавал процесс, что применял, то имел возможность бы обернуть его на сто восемьдесят градусов.

Я видел, как то же самое происходит в супружеской терапии. Супруга начинает жаловаться на какой-нибудь поступок мужа, и терапевт говорит:Смотрите на супруга, говоря это. Вам необходимо пребывать в глазном контакте». Это свяжет все те неприятные чувства с видом мужниного лица — так что всегда, глядя на него, она будет их испытывать.

Вирджиния Сатир использует в домашней терапии тот же процесс, но поворачивает его в обратную сторону. Она расспрашивает пару о наиболее значимых моментах первых дней их ухаживаний, и в то время, когда они зарумянятся — тогда она заставляет их наблюдать друг на друга. Она может сообщить что-нибудь наподобие:И я желаю, дабы вы поняли, что это тот же самый человек, в которого вы были так глубоко влюблены десять лет назад». Это связывает с лицом супруга совсем второе чувство, в большинстве случаев куда более нужное.

Одна пара, пришедшая на встречу со мной, какое-то время была на терапии у кого-то другого, но они все еще сражались. Раньше они всегда воевали дома но в то время, когда они пришли ко мне, это происходило лишь в офисе терапевта. Быть может, терапевт сообщил что-то наподобие: Сейчас я желаю, дабы вы приберегли все собственные схватки для отечественных совместных сеансов, дабы я имел возможность замечать, как вы это делаете».

Я желал осознать, с чем были сопряжены ссоры — с терапевтом либо с его офисом, исходя из этого совершил с ними опыт. Я узнал, что если они приходят в офис терапевта в его отсутствие, то не спорят; но если он проводит сеанс у них дома — спорят. Так что я им, дабы они больше не виделись с этим терапевтом. Это было простое ответ, которое уберегло их от множества неприятностей и больших расходов.

Один из моих клиентов не имел возможности разозлиться, по причине того, что он бы тут же жутко испугался. Возможно было заявить, что у него была фобия злобы. Оказалось, что в то время, когда он был ребенком, то всегда, в то время, когда он злился, его родители приходили в его — испуг и ярость продолжался до середины следующей семь дней; так что эти два ощущения связались между собой. Он вырос и пятнадцать лет жил раздельно от своих родителей — но реагировал так.

В мир личностного трансформации я пришел из мира математики и информатики. Компьютерщики в большинстве случаев не желают, дабы что-либо в их окружении имело какое-либо отношение к людям. Они относятся к этому, как к «пачканию рук». Им нравится трудиться с блестящими компьютерами и носить белые лабораторные куртки. Но я понял, что нет лучшей модели того, как трудится мой мозг — особенно в смысле ограничений, — чем компьютер. Попытки вынудить компьютер что-то сделать — не имеет значение, сколь это «что-то» легко — весьма похожи на попытки вынудить что-то сделать человека.

Большая часть из вас видели компьютерные игры. Кроме того несложные из них программировать достаточно тяжело, по причине того, что приходится пользоваться теми весьма ограниченными механизмами общения, которыми снабжена машина. В то время, когда вы поручаете ей сделать что-то, что она в состоянии сделать, — ваша инструкция должна быть организована в точности так, дабы данные возможно было обработать так, дабы компьютер имел возможность выполнить задачу. Мозги, как и компьютеры, не относятся к типу «чего изволите?». Они делают в точности то, что им сообщено делать, — в противном случае, чего вы от них желаете. Позже вы злитесь на них вследствие того что они не делают того, что вы имели в виду им приказать! Одна из задач программирования именуется моделированием — чем я и занимаюсь. Задача моделирования — вынудить компьютер делать что-то, что может делать человек. Как вынудить машину что-либо оценивать, решить математическую задачу, включить либо отключить свет в необходимое время? Людские существа смогут включать и выключать свет либо решать задачи по математике. Кое-какие делают это прекрасно, другие время от времени прекрасно, а кое-какие по большому счету не делают этого прекрасно. Моделирующий пробует забрать лучшую модель метода, каким человек делает задачу, и сделать ее дешёвой для автомобили. Меня не касается, вправду ли эта модель имеется то, как люди решают задачу. Моделирующие не обязаны иметь в своем распоряжении истину. Все, что нам необходимо иметь в своем распоряжении, — это что-то трудящееся. Мы — люди, создающие поваренные книги. Мы не желаем знать, из-за чего это имеется шоколадное пирожное; мы желаем знать, что в него положить, дабы оно верно оказалось. Знание одного рецепта не свидетельствует, что нет множества вторых способов его приготовить. Мы желаем знать, как ход за шагом прийти от ингредиентов к шоколадному пирожному. Еще мы желаем знать, как забрать шоколадное пирожное и дойти обратно до ингредиентов, в то время, когда кто-то не желает, дабы у нас был рецепт.

Для того чтобы рода разделение информации — задача эксперта по информатике. Самая увлекательная информация, какую вы имеете возможность взять, это знание о субъективности другого людской существа. В случае если некто может делать что-то, то мы желаем промоделировать это наши — модели и поведение будут моделями субъективного опыта. «Что она делает в собственной головы для того чтобы, чему я могу обучиться?» Я не могу мгновенно заполучить годы ее опыта и полученное в следствии мастерство, но я могу скоро взять некую полезнейшую данные о структуре того, что она делает.

В то время, когда я в первый раз начал моделировать, казалось логичным узнать, что уже известно психологии о том, как люди думают. Но, посмотрев в психологию, я открыл, что эта область состоит в основном из огромного количества описаний того, как дисгармоничны люди. Было пара смутных описаний того, что означает быть «цельной личностью», либо «актуализированной», либо «интегрированной» — но по большей части в том месте были описания разных типов людской дисгармоничности.

Сегодняшний «Диагностический и Статистический Справочник III», используемый психологами и психиатрами, содержит более 450 страниц описаний того, как люди смогут быть дисгармоничны, — но ни единой страницы, обрисовывающей здоровье. Шизофрения — весьма респектабельный метод быть дисгармоничным; кататония — весьма спокойный метод. Не смотря на то, что истерический паралич был весьма популярен на протяжении Первой Мировой, на данный момент он не в моде; его лишь случайно возможно найти у весьма малообразованных иммигрантов, каковые не идут в ногу со временем. Вы счастливчик, в случае если имеете возможность отыскать его на данный момент. За последние семь лет я видел только пять случаев — и два из них я сделал сам посредством обморока. На данный момент «пограничное состояние» — весьма популярный метод быть дисгармоничным. Это значит, что вы не хватает псих, вместе с тем и не хватает обычны — как словно бы не каждый таков! Раньше, в пятидесятых, по окончании «Трех лиц Евы», у множественных личностей их всегда было три. Но с того времени, как прошла «Сибилла», у которой было семнадцать личностей, мы видим больше множественных — и у всех больше трех.

Если вы думаете, что я придираюсь к психологам, — то ли еще будет. Видите ли, мы все в сфере компьютерного программирования такие перемещённые, что можем привязаться к кому угодно. Любой, кто посидит перед компьютером двадцать четыре часа в день, пробуя свести опыт к единицам и нулям, столь далек от мира обычных людских переживаний, что я могу сказать о ком-то «псих» — и это цветочки.

Давным-давно я сделал вывод, что, потому, что я не смог отыскать никого столь же перемещённого, сколь я сам, люди не должны быть в действительности дисгармоничны. Что я увидел с того времени — так это, что люди превосходно устроены. Мне может не нравиться то, что они делают, либо им это может не нравиться — но они способны проделывать это систематически, опять и опять. Они не дисгармоничны; они просто делают что-то хорошее от того, что нам — либо им — хочется, дабы происходило.

Если вы создаете вправду живые образы в собственном мозгу — особенно если вы имеете возможность создавать их вовне — вы имеете возможность обучиться быть гражданским инженером либо психотиком. Один получает больше, чем второй, но ему не очень интересно. В том, что делают люди, имеется структура; и если вы имеете возможность уяснить эту структуру, то имеете возможность осознать, как ее поменять. Возможно еще поразмыслить о контекстах, в которых превосходно было бы иметь эту структуру. Поразмыслите об оттягивании со дня на сутки. Что если бы вы применяли данный навык, дабы отложить на позже неприятное переживание, в то время, когда вас кто-то оскорбляет? «О, я знаю, что обязан на данный момент не хорошо себя ощутить; сделаю это позднее». Что если бы вы оттянули акт поедания мороженого и шоколадного пирожного навечно — у вас легко руки так и не дошли до них.

Но большая часть людей так не думают. Подлежащая база большей части психологии — это:В чем неприятность?» По окончании того как психолог отыскал проблеме наименование, он желает определить, в то время, когда вы сломались и что вас сломало. Тогда он считает, что знает, из-за чего вы сломаны.

Если вы предположите, что некто сломан, то следующая задача — узнать, возможно ли его починить. Психологов ни при каких обстоятельствах очень не интересовало, как вы сломались либо как вы поддерживаете состояние сломанности.

Вторая проблема с большей частью психологии пребывает в том, что она изучает сломанных людей, чтобы выяснить, как их починить. Это похоже на изучение всех автомобилей на свалке с целью осознать, как вынудить автомобили лучше ездить. Если вы изучите кучу шизофреников, вы имеете возможность выяснить, как получается вправду хорошая шизофрения, — но вы не определите о том, чего у них не получается.

Обучая персонал психиатрической поликлиники, я внес предложение, дабы они изучали собственных шизофреников только столько времени, сколько необходимо, чтобы выяснить, чего те не в состоянии делать. Затем они должны изучить обычных людей, чтобы выяснить, как последние делают эти вещи, — так дабы суметь научить этому шизофреников.

К примеру, у одной дамы была следующая неприятность: если она что-нибудь себе придумывала, то несколькими минутами позднее не имела возможности отличить этого от воспоминания о чем-то, случившемся в конечном итоге. В то время, когда она видела внутреннюю картину, у нее не было метода различить, было ли это что-то вправду ею виденное — либо же то, что она вообразила. Это сбивало ее с толку и пугало посильнее любого ужастика. Я внес предложение ей, придумывая картины, обводить их тёмной рамкой — дабы, в то время, когда она позже их отыщет в памяти, они отличались бы от вторых. Она попыталась, и это замечательно сработало — за исключением тех картин, что она придумала перед тем, как я дал ей совет. Но это было хорошее начало. Когда я сообщил ей, что именно сделать, — она смогла сделать это идеально. И однако история ее болезни была дюймов в шесть толщиной и содержала двенадцать лет описаний и психологического анализа того, как она дисгармонична. Они искали «глубочайший скрытый внутренний суть». Они через чур продолжительно изучали литературу и поэзию. Изменение вещь куда более несложная, если вы понимаете, что делать.

Большая часть психологов считаюм, что общаться с безумными тяжело. Это частично правильно, но частично это еще и итог того, что они с безумными делают. В случае если некто ведет себя мало необычно — его удаляют с воли, накачивают транквилизаторами и помещают в закрытые казармы вместе с еще тридцатью вторыми. За ним замечают 72 часа и говорят:Линия! Он необычно себя ведет». Ну, уж из нас-то никто, само собой разумеется, не повел бы себя необычно.

Управление мозгом человека (Познавательное ТВ, Сергей Савельев)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: