Упражнение на развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Занятие №1

Цель: постановка звука [щ]; закрепление верного произношения звучка [щ] в обратных слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование:зеркало, картины.

Движение занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

3. Постановка звука. Предварительная беседа. Объяснение верной артикуляции звука [щ].Звук [щ] звучит как мягкий и долгий [ш’]. При произнесении звука [щ] губы вытянуты вперёд, кончик языка поднят, как при звуке [ш], но не к передней части жёсткой нёба, а к альвеолам, образуя щель; язык имеет ту же форму, что и при звуке [ш], но пара более напряжён (продемонстрировать руками нёбо, язык).

Постановка по подражанию.

Игра «Дворник».

Веди пальчиком по дорожке, помоги дворнику её подмести. Открой рот, подними широкий язычок наверх так, дабы его боковые края прочно прижимались к зубам и произноси: Щ-Щ-Щ-Щ-Щ.

Упражнение «Слоговая дорожка».

Соверши пальчиком по дорожке слева направо.

Какие конкретно слоги оказались?

(АЩ, ОЩ, УЩ, ИЩ. ЕЩ, ЮЩ).

(Повторить любой слог три раза.)

Упражнение на развитие фонематического слуха.

Работа с картинами.

Логопед произносит слова по картинам, ребёнок отбирает картины со звуком [щ].

Апельсин, щука, шуба, щенок, сосиски, щепка, машина, овощи, такси, клещи.

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель:закрепление верного произношения звука [щ] сперва в обратных слогах, после этого в прямых слогах, словах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, предметные картины.

Движение занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Автоматизация звука [щ] в слогах.

а) Игра «Здравствуй, пальчик!»

Громадный палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, наряду с этим ребёнок любой раз произносит сперва однообразные. а позже разные приветствия. В то время, когда ребёнок произносит различные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У, И, Е).

Инструкция логопеда:

— Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог АЩ (УЩ, ИЩ, ЕЩ) и т.д.

б) Упражнение «Слоговая дорожка», задание, подобное занятию №1.

в) Игра «Закончи слово».

слогом -ща слогом -щи слогом -щу

пи- ве- хво- та-

ча- мо- плю- пи-

ро- оео- пла- уго-

гу- кле- сооб- поме-

лу- ле-

Упражнение на развитие фонематического слуха (работа с картинами).

Логопед произносит слова по картинам, ребенок отбирает картины со звуком [щ].

Апельсин, щука, шуба, щенок, сосиски, щепка, машина, овощи, такси, клещи.

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель:закрепление верного произношения звука [щ] в словах, предложениях и словосочетаниях; развитие фонематического слуха, внимания, памяти.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картины.

Движение занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Закрепление верного произношения звука [щ] в словах.

а) Отражённое повторение за логопедом. Игра «Повторюшка».

щека щепотка вещи овощ

щенок щегол овощи вещь

щепка щетка мощи лещ

щель щеголь клещи клещ

щетина кощей ящик помощь

щебетать угощение пильщик мощь

б) Игра «Добавь слог -щик — возьмёшь слово». Назови новое слово.

Обув-, пиль-, танцов-, комплект-, кладов-, у паков-, литвй-, камен-, гон-, бан-, мой-, смен-, ям-, ден-, фехтоваль-.

3. Автоматизация звука [щ] в предложениях.

а) Повторение за логопедом (с опорой на картины).

Хищная щука. Ящик для овощей.

Поющий щегол. Вощёная бумага.

Худой лещ. Щенок в коробке.

Мощёная площадь. Щенок тащит щепку.

б) Помоги заменить картины словами. Выбери необходимый предмет на картине, дабы закончить предложение.

Картины:

плащ, лещ, щётка, борщ, плющ клещ, щи.

На вешалке висит… (плащ).

пища

гуща

пуща

пощада

пищать

угощать

Илья наловил большое количество.., (лещей).

В лесу живёт… (клещ).

Ищем щавель мы на… (щи).

Проспрягать.

Тащить вещи.

(Я тащу вещи, ты…, он (а)…, мы…, вы.., они..).

Подведение итогов занятия.

Разделение звуков [ш] — [щ]

Цель:различение звуков [ш]-[щ] в слогах, словах, фразах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картины.

Движение занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [ш]-[щ].

а) Игра «Повтори — не соверши ошибку».

ша — ща ща — ща — ша ща — ша — що

шо — що що — що — шо ща — ша — щу

ше — ще ще — ще — ше ща — ша — ще

ши — щи щи — щи — ши ща — ша — щи

шу — щу щу — щу — шу ща — ша — ша

б) — Разгляди две буквы Щ и Ш. Поведай, чем они похожи и чем отличаются. Помоги Илюше отыскать начало каждого слова, разложив картины к нужной букве:

шапка, щука, щенок, щётка, шоколад, шкаф, ящик, подушка, шорты, плащ.

3. Закрепление верного произношения и различение звуков [ш] — [щ] в словосочетаниях, предложениях и потешках.

Шипящий уж. Пишущая машинка. Щи да каша — пища отечественная. На вешалке плащ. Наташа моет овощи. Маша печатает на пишущей машинке. У отечественного щенка на щеке клещ. Миша тащит щенка. Миша угощает щенка щами. Щенок тащит мешок, шапку и шляпу. Это не твои вещи. Эти вещи не для щенка. Щётки да клещи — вот отечественные вещи. Щеглята щебечут, а мышка пищит. Отечественный щенок уплетает щавелевые щи. Ищу я ушки у отечественной лягушки.

Упражнение на развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

Игра «Четвёртое слово лишнее».

Шапка, щенок, кошка, шуба;

овощи, щенок, мышка, щука;

лягушка, мышка, щегол, кукушка.

4 упражнения на развитие фонематического слуха для детей с нарушениями речи от 3 лет


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: