Условия функционирования рынка

1. Законодательная база.

2. Личная собственность.

3. Борьба.

4. Свобода потребителя и выбора производителя.

5. Свободное ценообразование.

6. Открытость экономики для внешнеэкономических связей.

7. Обеспечение равного для всех предпринимателей доступа к материальным, информации и финансовым ресурсам.

8. Сохранение нерыночного сектора в экономике.

9. Соцгарантии страны.

Рынок владеет как хорошими, так и отрицательными чертами. К преимуществам рынка относятся авторегулирование; использование ресурсов и эффективное распределение; адаптивность к трансформации условий; бездефицитность экономики и высокая производительность труда; действенная совокупность стимулов; высокие темпы НТП; независимость и свобода субъектов; большое удовлетворение потребностей.

Вместе с тем рынок не есть совершенным механизмом функционирования экономики в силу собственных закономерностей и внутренних качеств. Исходя из этого рынок имеет следующие недочёты: не создаёт публичные блага; не заинтересован в экономии природных экологической безопасности и ресурсов; не имеет совокупности соцзащиты; не финансирует развитие теоретической науки; усиливает неравенство в доходах; не может преодолеть экономическую нестабильность, циклические кризисы; пытается к монополизации.

2.6. Борьба, ее последствия и типы

Борьба — соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее реализации товаров и выгодные условия производства.
Идеальная борьба — модель рынка, на котором число покупателей и продавцов так громадно, что ни один из них не имеет возможности оказать влияние на рыночную обстановку.

Для идеальной конкуренции свойственны следующиепризнаки:много свободных компаний; однородная (стандартизированная) продукция; отсутствие контроля над ценой; небольшой размер компаний; ценовая политика компаний содержится в приспособлении к рыночной цене; ценовая борьба; отсутствие барьеров для входа в отрасль и др.

Идеальная борьба представляет собой научную абстракцию, совершенный тип рыночной структуры.

К преимуществам рынка идеальной конкуренцииотносятся оптимальное ценообразование; производственная эффективность; оптимальное распределение ресурсов; свойство к авторегулированию.

Недочёты идеальной борьбе:не производятся публичные блага; экономия на издержках по охране внешней среды; благодаря малого размера компаний нереально применить действенные разработки; узкий потребительский выбор; не финансируется развитие НТП.

Несовершенная конкуренцияпредставляет собой модель рынка, на котором не выполняется хотя бы одно их условий идеальной борьбе. К несовершенной конкуренции относятся три модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Модели рынков несовершенной борьбе имеют неспециализированные показатели:

1. Ограниченное число компаний.

2. Возможность влияния отдельных компаний на рыночную конъюнктуру.

3. Взаимозависимость компаний.

4. Преобладание неценовой борьбе.

5.В основном дифференцированная продукция.

6. Преграды для входа на рынок.

7. Неэластичный спрос на продукцию отдельной компании.

8. Применение идеальных разработок.

Чистая монополия- модель рынка, на котором господствует единственная компания-продавец. Рынок, на котором имеется единственный клиент, именуется монопсония. Модель рынка с единственным покупателем и единственным продавцом — двусторонняя монополия.

Рынок чистой монополиихарактеризуется следующими показателями:

1. Единственный продавец.

2. Производимый продукт не имеет заменителей.

3. Отсутствие покупательского выбора.

4. Диктат цены.

5. Наличие денежных, технологических и юридических барьеров для вступления

вторых компаний в отрасль.

К последствиям чистой монополии относятся: занижение количества продукции, сокращение настоящих доходов населения, неэффективное применение ресурсов, незаинтересованность в НТП, усиление неравенства в доходах.

В экономике существуют следующие типы монополий: естественная, закрытая,открытая.

Олигополия — модель рынка, на котором пара больших компаний реализовывают однородную (чистая олигополия) либо дифференцированную (дифференцированная олигополия) продукцию.

Сфера деятельностиданного рынка: энергетика, топливно-добывающая и обрабатывающая индустрия, транспорт и др.

Олигополия играется важнуюроль в экономике: формирует производственный потенциал страны, развивает НТП, снабжает более 50% налоговых поступлений в государственный бюджет.

Показателями олигополииявляются:

1. Маленькое число больших компаний.

2. Преобладание неценовой борьбе.

3. Взаимозависимость компаний.

4. Наличие барьеров для входа в отрасль.

5. Возможность тайного сговора соперников.

Монополистическая борьба- модель рынка, на котором множество компаний предлагает дифференцированную продукцию.

Сфера деятельностимонополистической конкуренции охватывает отрасли, создающие услуги и предметы потребления. Отсюда вытекает ее роль в экономике: монополистическая борьба определяет качество и уровень судьбы населения.

Рынок монополистической борьбе отличают следующие показатели:

1. Много свободных компаний.

2. Незначительный контроль над рыночной ценой.

3. Продукция дифференцирована.

4. Неценовая борьба.

5. Довольно легкое вступление в отрасль.

Недочётом данного рынкаявляется низкая эффективность производства, т.к. излишнее количество компаний ведет к перепроизводству товаров.

19 рыночный механизм и Рынок


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: