Условия конструктивного разрешения конфликта.

Большая часть факторов и условий успешного разрешения распрей носит психотерапевтический темперамент, поскольку отражает изюминке взаимодействия и поведения оппонентов. Кое-какие исследователи выделяют организационные, исторические, правовые и другие факторы. Разглядим их подробнее.

Прекращение конфликтного сотрудничества — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. , пока будут предприниматься какие-то меры с одной либо с двух сторон по усилению собственной позиции либо ослаблению позиции оппонента посредством насилия, обращение о разрешении конфликта идти не имеет возможности.

Поиск неспециализированных либо родных по содержанию точек соприкосновения в целях, заинтересованностях оппонентов есть двусторонним процессом и предполагает анализ как интересов и своих целей, так и интересов и целей второй стороны. В случае если стороны желают дать добро конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента [90].

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных чувствах по отношению к нему. Дабы приступить к разрешению конфликта, нужно смягчить это негативное отношение. Основное — снизить интенсивность негативных чувств, переживаемых по отношению к оппоненту.

В один момент целесообразно прекратить видеть в оппоненте неприятеля, соперника. Принципиально важно осознать, что проблему, в результате которой появился конфликт, лучше решать сообща, консолидировав силы. Этому содействует, во-первых, критический анализ собственной действий и позиции. признание и Выявление собственных неточностей снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, нужно попытаться осознать интересы другого. Осознать — не означает принять либо оправдать. Но это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении либо кроме того в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно нехороших либо полностью хороших людей либо социальных групп. В каждом имеется что-то хорошее, на него и необхо-t димо опереться при разрешении конфликта.

Принципиально важно уменьшить отрицательные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как хорошая оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение неприятности, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть основное содействуют удачному поиску ответа несоответствия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота лишь о собственных заинтересованностях снижают шансы конструктивного решения проблемы.

В то время, когда стороны объединяют упрочнения по завершению конфликта, нужен учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение либо имеющая статус младшего, обязана осознавать пределы уступок, каковые может себе позволить ее оппонент. Через чур радикальные требования смогут вызвать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно важное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам. Эти стратегии рассмотрены в следующем параграфе.

Успешность завершения распрей зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на данный процесс. К ним относятся следующие:

• время: наличие времени для дискуссии неприятности, интересов и выяснения позиций, выработки ответов. Сокращение времени в два раза от имеющегося в распоряжении с целью достижения согласия, ведет к увеличению возможности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

• третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (университетов), каковые оказывают помощь оппонентам решить проблему. Последовательность изучений (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А. Шипилов) подтверждают хорошее влияние третьих лиц на разрешение распрей;

• своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика несложна: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше претензий и обиды — больше шансов чтобы договориться.

• равновесие сил: в случае если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, оружие и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, в то время, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

• культура: большой уровень неспециализированной культуры оппонентов снижает возможность насильственного развития конфликта. Распознано, что конфликты в органах национального управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств [55];

• единство сокровищ: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно воображать собою приемлемое ответ. Иначе говоря «… конфликты более либо менее регулируемые, в то время, когда у их участников имеется неспециализированная система ценностей» (В. Ядов), неспециализированные цели, интересы;

• опыт (пример): наличие опыта ответа аналогичных неприятностей хотя бы у одного из оппонентов, и знание примеров разрешения подобных распрей;

• отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта содействуют более полному разрешению противоречия. К примеру, в крепких семьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Литература:

5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Неприятность конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный биографический указатель.- М.: ГАВС, 1992.

6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для институтов.- М.: ЮНИТИ, 1999.

Часть 1. « СПОСОБЫ и КОНФЛИКТЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ».


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: