Уточняющий вопрос необходим, когда на предыдущий дан неясный или двусмысленный ответ.

Источники тем

1) Личный социальный опыт журналиста

2) Информированность

3) Постоянное наблюдение за какой-либо областью социальной судьбе, за публичным процессом, за состоянием какой-либо отрасли, предприятия, организации, коллектива либо отдельного человека

4) Яркое общение с людьми

5) Публикации газет, передачи радио и телевидения

6) Официальные документы (указы, распоряжения)

7) Справочная литература, статистические отчеты, эти опроса

8) Звонки читателей в редакцию

9) Прямое общение журналистов между собой

Вопрос 5.ее разработка и Выбор темы.

При выборе темы нужно не забывать о нескольких факторах:

1. Соответствие интересам и потребностям аудитории

2. Новизна, актуальность, общезначимость

3. Соответствие профилю издания (направленности, формату)

4.Нужно учитывать особенности аудитории, на которую направлена тематика

5.Нужно учитывать уровень собственной компетентности, знания предмета изучения.

Вопрос 6.Специфика журналистского наблюдения. Разновидности способа наблюдения.

При произвольном наблюдении часто проявляются своеобразные личностные

качества наблюдателя. Пессимист, желчный по натуре человек чаще обращает внимание на то, что ближе его характеру.

Целенаправленное наблюдение — предпринятое по заблаговременно разработанному замыслу и имеющее заблаговременно намеченную цель. К нему прибегают в том случае, в то время, когда твердо знают, чему будет посвящена публикация и кому направлена. Исходя из этого при ЦН планирует не любой, а по преимуществу тот материал, что требуется по строго избранной теме. Подготавливаясь к ЦН, нужно четко выяснить в то время, когда оно будет проводиться, в каком месте, с какой целью и как продолжительно.

1) Локальное ЦН. Привязано к определенному месту, имеет узкую географию. Особенное внимание тут направляться уделять подготовительному этапу. Нужно убедиться в том, что информация, которую мы собираются собрать на конкретном участке, окажется обычной, достаточной для обобщений и убедительных выводов.

2) Одноразовое и многократное ЦН. При одноразовом наблюдении журналист имеет дело с процессами, протекающими в маленьком промежутке времени. Значительно чаще такие наблюдения употребляются в репортаже, корреспонденции, очерке. Многократное наблюдение. Журналист обращается к одному и тому же объекту пара раз. Многократное наблюдение используется в тех случаях, в то время, когда нужно понаблюдать какой-то объект в динамике, в то время, когда принципиально важно просмотреть как развиваются события либо в то время, когда журналисты не уверены, что за один раз возможно взять объективную данные.

3) Открытое и скрытое ЦН. При открытом наблюдении журналист не скрывает собственных целей, все около знают кто он и что ему нужно. При скрытом наблюдении журналист вероятно уверенный в том, что своим присутствием он окажет нежелательное действие на окружающих. Иначе говоря к приходу журналиста смогут готовиться и продемонстрировать обстановку, близкую к идеалу, в то время, когда в действительности все напротив.

Вопрос 7.Способ включенного наблюдения. Правовые и этические нюансы применения способа «перемены профессии».

Включенное наблюдение — качественный способ изучения, разрешающий изучать людей в их естественной среде, в повседневных жизненных обстановках. Это форма полевых изучений, каковые происходят в настоящих условиях, каковые, в отличие от опыта, никем не контролируются и не структурируются. Это хороший способ для обнаружения того, что люди вправду делают, а не говорят, что делают.

Как видно из заглавия способа, исследователи принимают яркое участие в деятельности той организации либо коллектива, каковые они изучают. Так, исследователь обязан всегда балансировать две наблюдателя: и роли участника. Особенно принципиально важно избежать полного «вливания» в коллектив, в то время, когда исследователь начинает идентифицировать себя с теми, кого изучает.

В западной журналистике способ включенного наблюдения запрещен, поскольку в том месте преследуется любое проникновение в личную судьбу, тем более посредством обмана.

Вопрос 8.Способ включенного наблюдения в творчестве Гюнтера Вальрафа.

В собственных репортажах Вальраф, применяя способ включенного эксперимента и наблюдения, предстает рабочим завода, гастарбайтером, больным, водителем, журналистом желтой прессы и т. п. тем самым обнажая неприятности общества.

В 70-80е годы Вальраф получил известность в СССР. Его репортажи публиковались в «Литературной газете», еженедельнике «За границей», издании «Зарубежная литература».

На базе собственных репортажей Вальраф написал пара книг, из которых на русский переведены «Нежелательные репортажи» (1982) и «Репортер обвиняет» (1988).

В 2003 году ему был запрещен въезд в РФ.

Вопрос 9.Способ «перемены профессии» в творчестве Михаила Кольцова.

Журналисту статьей 47 Закона «О средствах массовой информации» предоставлены права искать, запрашивать, приобретать и распространять данные, приобретать доступ к материалам и документам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющих национальную, коммерческую либо иную защищаемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать либо иным образом воспроизводить матери и документыалы (с соблюдением авторских прав); вести записи, а также с использованием средств аудио-видеотехники, кино-фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; контролировать достоверность информируемой ему информации; излагать собственные оценки и личные суждения в материалах и сообщениях, предназначенных для распространения за его подписью.

Но наровне с правами у журналиста имеется и обязанности, они перечислены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»: 1) установлены сведения, каковые направляться отнести к государственной тайне (ст. 5, 6, 7 Закона «О гостайне»); 2) по Закону «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 11) не допускается сбор, хранение, распространение и использование тайной информации, которая раскрывает личную судьбу, личную, домашнюю тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия; 3) множество статей УК самими заглавиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности личной судьбе; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных либо иных сообщений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тайны усыновления (удочерения) [статьи 137, 138, 147, 155].

«Смена профессии» вероятна только в случаях, в то время, когда репортер уверен, что собственными неумелыми либо неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального вреда. Сотрудникам СМИ противопоказано представляться докторами, юристами, судьями, работниками национальных работ и т.п. Для того чтобы рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.

Вопрос 10.Особенности опыта как способа сбора информации.

Под опытом знают способ изучения, базирующийся на управлении поведением объекта посредством последовательности влияющих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя.

Опыт в журналистской практике целесообразно проводить только в тех случаях, в то время, когда перед обозревателем стоит задача более глубокого проникновения в судьбу, в то время, когда ему посредством разных влияющих факторов нужно распознать подлинные поведенческие реакции людей, наконец, в то время, когда требуется проверить догадки по поводу того либо иного объекта социальной действительности.

Вопрос 11.Творчество Анатолия Рубинова и его «Операции без секретов»

Три года трудился в «Вечерней Москве», а после этого 33 года вел отдел социально-бытовых неприятностей в «Литературной газете». Был постоянным автором издания «Журналист».

Проводил лабораторные наблюдения – «Зеленые глаза». Рубинова, вместе с этим способом использовал для изучения опрос (устный, либо письменный), конечно изучение документов. На стоянках такси было роздано 500 анкет, более половины возвратилось в редакцию

Так же проводил телефон – «и эксперименты Девушки». Были поставлены задачи, созданы догадки, выяснен предмет опыта, программа проведения, состав участников, сделан анализ результатов.

Вопрос 12.Специфика документа как источника информации. Виды документов.

Документ — намерено созданный человеком предмет для передачи и хранения информации, метод доказательства, свидетельство о тех либо иных сторонах деятельности, зафиксированное на соответствующем материале.

Документы могут служить самостоятельным источником информации; средством проверки информации, собранной вторыми способами; источником подкрепляющим другие источники информации.

По методу фиксации

§ Письменные

§ Графические

§ Фото-фоно-кинодокументы

По типу авторства

§ Индивидуальные

§ публичные

По статусу документа

§ официальные

§ неофициальные

По методу получения

§ естественные

§ спровоцированные

§ целевые

По степени близости к фиксируемому эмпирическому материалу:

§ первичный

§ вторичный

Вопрос 13.Неприятности подлинности, надёжности и достоверности документов.

Подлинность – настоящее происхождение документа от того автора и при тех событиях, каковые указаны либо подразумеваются в тексте. В случае если появляется сомнение в подлинности документа, нужно прибегнуть к способам особого анализа. Они включают в себя «внутреннюю» и «внешнюю» критику документа. В противном случае говоря, предполагают внимание к его содержательным чертям и к его внешней стороне в целях подтверждения показателей подлинности либо обнаружения несоответствия им. В обстановках, в то время, когда и эти процедуры не снимают сомнений, приходится молить о помощи у экспертов — историков-источниковедов, текстологов, криминалистов.

Достоверность – соответствие информации действительности. Дабы не допустить неточности, журналисты смогут ориентироваться на правила, принятые при проверке документальных данных на достоверность в социологии. В соответствии с этим правилам при анализе документов нужно:

1) различать описание событий и их интерпретацию (мнения и факты);

2)определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, есть она первичной либо вторичной;

3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4) учитывать, как имела возможность оказать влияние на уровень качества документа ситуация, в которой он создавался.

Неизменно полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, взятыми из вторых источников информации вторыми способами. видеозапись и Аудиозапись проверить на достоверность может лишь эксперт-криминалист.

Для проверки данных документа на надежность, другими словами на то, в какой мере они основательны, представительны, дабы являться базой для обобщений и серьёзных выводов, журналистам необходимо консультироваться со экспертами, талантливыми выступить в качестве специалистов по той либо другой проблеме.

Вопрос 14.Способы анализа документов.

  • Классический:

1. неспециализированные (познание, интуиция)

2. особые (психотерапевтические, юридические)

  • Формализованный

1. контект-анализ (анализ однородных документов)

Пэнто и Гравитц именуют следующие способы анализа:

§ Исторический, для которого главным есть авторства подлинности документа и установление текста, интерпретации текста, достоверности.

§ Литературный способ содержится в определении авторства и подлинности текста по тону, словарю и стилю.

§ Психотерапевтический способ, используемый в судебной практике, разрешает сравнивать тексты, изучить мотивы, цели составителя.

§ Социологический способ трактует документ в социальном контексте.

§ Лингвистический способ выявляет в первую очередь не значение текста, а его структуру.

Логический способ – это определение структуры текста, изюминок его отдельных элементов, их роли к ткани повествования, связи с другими элементами, проверка внутренней логики сообщения, в частности противоречий в оценке и описании фактов.

Вопрос 15.Применение документа в журналистском материале.

Документы могут служить как независимым источником информации для журналиста, так и средством проверки информации, взятой по вторым каналам.

Изучение документов делается одним из главных способов сбора информации. Овладеть этим способом обязан любой журналист.

1) темперамент применения содержащихся в них сведений – от извлечения лишь фактов до сугубого интереса к мнениям и оценкам;

2) функция документа в журналистском материале: иллюстрация либо комментарий; главный довод либо побочное подтверждение; независимое произведение журналистики;

3) метод представления документа в журналистском произведении – от несложного упоминания до независимого существования на полосе.

Вопрос 16.Подготовка к интервью: определение характера и цели нужных сведений

Для чего вы желаете забрать интервью? каких результатов желаете достигнуть? из-за чего для ответа этих задач вы выбрали как раз этого собеседника? увлекателен ли он лично вам? имеется ли к нему интерес у широкой публики?

Вопрос 17.Подготовка к интервью: изучение предмета интервью и собеседника

В случае если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки нужно воспользоваться источниками с максимальной полнотой. Ресурсы для предварительного изучения возможно поделить на две многочисленные группы: документальные источники и устные человеческие свидетельства.

Чем больше будет журналист знать о предмете интервью, тем больше он возьмёт не только вследствие того что знания окажут помощь пробраться в сущность, но и по причине того, что он сам себя будет ощущать с уверенностью и собеседник отнесется с большей серьезностью.

Вопрос 18.Подготовка к интервью: составление хода вопросов и продумывание беседы

Уже на протяжении изучения материалов у журналиста складывается замысел беседы. Каким он будет с заблаговременно сформул вопросами либо в виде схемы зависит от цели интервью и от предпочтений журналиста

Время от времени перечень необходим: в то время, когда журналист идет разговаривать с офиц. лицом по четкой программе

Хью Щербут уверен в том, что формулировка вопросов имеет преимущества:

— дает уверенность, что журналист не забудет ничего

— оказывает помощь удерживать интервью в рамках темы

— в случае если человек видит, что журн готов, то он будет относиться по-второму

— если не понимаете, что задать вопрос, неизменно имеется опасность, что вы скоро истощите собственный запас вопросов

Весьма СЕРЬЁЗЕН ВНЕШНИЙ ВИД (Урма Скот – ведущий интервьюер, поддерж. внешн. вид)

Вопрос 19.Подготовка к интервью: выбор места и времени интервью

место и Время интервью. Договариваясь о встрече, назначая место и время, прислушайтесь к пожеланию собеседника. От этих событий зависит, комфортно ли будет себя ощущать храбрец интервью. Исходя из этого значительно чаще встреча назначается на его территории (дома либо на рабочем месте) и в эргономичное для него время. В случае если собеседник затрудняется с выбором места встречи, предложите ему приехать в редакцию. Бывают обстановке, в то время, когда по каким-либо обстоятельствам имеется суть повидаться на «нейтральной земле», тогда место и время для интервью определяются в совместном поиске. В случае если у интервью имеется событийный предлог, то это диктуют события: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.

Планируя время, журналист обязан учитывать специфику рабочего дня собственного храбреца. Имеется люди ранних, «утренних профессий», но имеется и те, чей рабочий сутки практически не имеет предела, либо кто трудится больше в вечерние часы. Ясно, что доктор либо преподаватель начинает рабочий сутки рано; министру либо участнику парламента «тяжело выкроить минуточку» в течение рабочего дня; а вот люди богемных профессий — актеры, живописцы, певцы — лишь к полудню «продирают глаза». Значит, интервью с последними может затянуться далеко за полночь. На такие встречи не задерживаются. Если вы нажать на звонок на полчаса позднее назначенного времени, вычисляйте, что разочаруете собственного храбреца сходу по нескольким «направлениям» — как неточный, ненадежный, невнимательный и забывчивый человек. А ваши оправдания: «Попал в пробку», «Автобуса продолжительно не было», «Не смог поймать такси» — раздадутся как лепет опоздавшего на урок школьника. А уж если вы еще попросите бумагу и ручку для записей, знайте, что первое чувство о вас точно благоприятным не будет.

Вопрос 20.Проведение интервью: главные правила интервьюирования (по Лукиной)

В выборе нужной формы обращения кроются собственные «подводные камни». В современной разговорной практике выделяются четыре стилистических уровня обращения:

§ официальный — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Михаил Иванович!);

§ полуофициальный — по полному имени и на «вы» (Здравствуйте, Михаил!);

§ неофициальный — по имени и на «ты» (Здравствуй, Михаил!);

§ фамильярный — по краткому имени и на «ты» (Здравствуй, Миша!).

Не менее важно выстроить перечень задаваемых вопросов по значению. Большая часть журналистов придерживаются нестрогих правил планирования интервью.

Преамбула интервью, либо «разминка», — это разговор для «наведения мостов», его тема может и не перекликаться с главной задачей интервью.

В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, к примеру фактические, вопросы. Но, если вы предполагаете, что ваш храбрец будет стремиться уйти от ответа, возможно пойти на мелкую хитрость, к примеру увеличить тематическое поле беседы.

Потом возможно приступать к главным вопросам. Заинтересовать собеседника, вынудить его «шевелить мозгами» — цель любого интервьюера, с кем бы и по какому бы предлогу он ни сказал.

Увлекательный вопрос — это и презент интервьюируемому: он, как палочка-выручалочка, выведет его на хороший ответ. Наряду с этим занимательный вопрос — весьма личное понятие. То, что покажется нестандартным одному храбрецу, на другого навеет скуку.

Самый главный вопрос, для которого интервью и затевалось, стоит припасти напоследок. Твёрдые либо неприятные для храбреца вопросы ни при каких обстоятельствах не задаются в начале беседы.

Весьма ответствен последний этап интервью, в котором, в большинстве случаев, заблаговременно возможно спланировать лишь время окончания. Выполнять договоренность о длительности интервью — хороший тон. Нужно кроме этого завершать разговор на хорошей ноте. Кроме того в случае если в конце задавались нелицеприятные вопросы, нужно попытаться «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, дабы ни у кого не осталось неприятного осадка.

Завершение:

Завершать нужно в строго отведенное время.

Завершая интервью, не поленится просмотреть собственные записи.

Напоследок возможно спросить, не желает ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сообщённому

Напомнить о документах, статьях, каковые упоминались в интервью

Прощаясь, не ставьте «точку», обсудите возможность позвонить

Интервью нужно закончить на хорошей ноте. Время от времени уместны вопросы о детях, домашних животных

Не ослабляйте внимание, в то время, когда стоите на пороге, как раз сейчас ваш собеседние может сообщить самое увлекательное

Вопрос 21.проведение и Подготовка интервью: опыт Барбары Уолтерс.

Вопрос 22.Преграды общения (по Горохову) Умение их ослабить.

1. Психотерапевтические (несовпадение социальных черт разговаривающих, несовпадение психотерапевтического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, привычкам и планам участников).

Нужно затушевать те психол. св-ва и те состояния психики, каковые смогут помешать общению. Создание таких условий вероятно только в том случае, если журналист не тольк не знает предмет, но и может верно осознать собеседника, разобраться в его проф и челов качествах.

Убежденность, четкость позиции, глубина интеллекта, развитость эмоц-чуств сферы сознания, наблюдательность, воображение, находчивость – эти качества содействуют преодолению барьеров.

2. Социально-психотерапевтические — неосведомленность журналиста о психотерапевтическом состоянии социальной группы, к у которых в собствености собеседник.

Преодолеваются способом убеждения (логич путь) и соц – психолог путь. Призывает вывод авторитетных для данной группы лиц, применяет хорошие стереотипы

  1. Предметно-логические (сложно сформулировать идея). Нужно осознать как он стоит собственные умозаключения. Нужно перейти от делового к неофиц общению. Частичная осведомленность журналиста в спец предмете может побудить человека к активности.

Преодоление их достигается в ходе постановки вопросов. В псих – сочувствия и поиск внимания, метод самовыражения. В соц-псих является выражением разделяемых журналистом коллективных эмоций

Вопрос 23.Классификация вопросов в интервью (по Лукиной)

В зависимости от функциональных задач второстепенные вопросы возможно поделить на следующие группы.

Уточняющие вопросы.Уточняющий вопрос нужно задавать по окончании неясного либо неясного ответа на основной. В случае если по окончании для того чтобы ответа не сделать попытки прояснить недопонятое, не расставить все точки над «i», возможно впасть в один из основных опытных грехов журналиста — делать до-пушения, выдвигать предположения в связи с недочётом либо искажением информации.

Уточняющие вопросы возможно задавать в различных формах.

1. Перефразировать сообщённое собеседником, в случае если его ответ непонятен:

2. Запросить пример для иллюстрации либо прояснения сообщённого

3. Запросить дополнительную данные либо эти

Уточняющий вопрос нужен, в то время, когда на прошлый дан неясный либо неясный ответ.

Развивающие вопросы.В большинстве случаев, люди не готовы дать исчерпывающие ответы на все интересующие журналиста вопросы. От смущения либо боязни показаться глупыми они жмутся, заикаются, теряют дар речи. И, конечно же, в таких случаях нуждаются в помощи, время от времени кроме того в ободрении, дабы продолжить и развить ответ.

Вот кое-какие варианты их применения.

§ В вопросе, как эхо, употребляется прошлое высказывание храбреца.

§ В вопросе выражается интерес к эмоциям храбреца, его чисто людским переживаниям:

§ Для развития беседы собеседнику предлагается увеличить тему либо включить ее в неожиданный, кроме того незнакомый контекст. В вопросе смогут быть кроме этого использованы ссылки на различные, нужно точные источники.

Развивающие вопросы призваны содействовать расширению поля беседы в сторону уточнения подробностей,эмоциональных переживаний храбреца, включая ее в более широкий контекст.

Контрольные вопросы.Журналист может задавать их в ситуации, в то время, когда у него нет объективных подтверждений того, что было сообщено собеседником. Наряду с этим у него нет и возможности перепроверить информируемую данные, прибегнув к объективным источникам.

Уличающие вопросы.Будучи разновидностью контрольного, вопрос уличающего характера используется при явных противоречий в ответах, и в случае если собеседник был непоследовательным в описании, робким в аргументации.

Уличающие вопросы довольно часто сталкивают интересы его героя и журналиста, в особенности в то время, когда налицо факт сокрытия информации. При таких условиях у обозревателя появится естественное желание быстро возразить, вывести собеседника на чистую воду.

Уличающий вопрос нужен, в то время, когда собеседник искажает либо скрывает данные, в то время, когда появляется несоответствие между его словами и ранее установленными вами фактами. Его нужно применять с осторожностью, лучше не в прямой форме и ближе к концу беседы, дабы не оборвать его движение.

Количественные вопросы.Вопросы с количественным местоимением сколькослужат для выяснения количественных черт интересующего объекта либо события:Количественные вопросы господствуют в спортивных репортажах, интервью, забранных для бизнес-экономических обозрений и новостей. Они постоянно присутствуют в беседах с специалистами, применяющими для работы статистические способы.Но нужно иметь в виду, что количественная информация имеет пределы восприятия. Во-первых, тексты, в особенности теле- и радиоэфиров, нельзя перегружать цифровыми данными, их переизбыток не конкретизирует сюжет, а только запутывает читателя (зрителя, слушателя). Во-вторых, статистику воспринимаются лишь в сравнительных либо процентных показателях. Исходя из этого, запрашивая статистику по интересующему вопросу, направляться подготовить еще один, дополнительный, вопрос — о динамике показателей («Сравните с данными прошлого года»; «На какое количество это больше (меньше), чем в прошлом квартале?» и т.п.).

Гипотетические вопросы.Это особенная вопросная форма, в то время, когда задающий вопросы желает узнать ответ на вопрос, что случится, в случае если совершится (совершается либо уже совершилось) подразумеваемое. Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о возможностях объекта беседы либо вероятных последствиях его действий.

Я приму ислам если вы ответите на эти вопросы?Д. Закир Найк


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: