V. аргументативная теория рассуждений (атр)

Аргументация КУРСА «и ПРОГРАММА ЛОГИКА: КОНЦЕПЦИИ и СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ»

20 академчасов: 18 часов лекций, 2 часа — практическое занятие.

Аннотация

Цель разрешённого курса – познакомить слушателей с некоторыми современными (сложившимися в последней четверти 20 – начале 21 вв.) подходами в области изучения построения и логики моделей аргументации. Главное внимание будет уделено проблеме соотношения формального и неформального, теоретического и практического подходов. Планируется рассмотрение: 1. методов и основных идей неформальной логики, ее историко-перспектив развития и философских предпосылок; 2. интерпретации неформальной логики как варианта теории аргументации; 3. системной модели аргументации (СМА); 4. аргументативной теории рассуждений.

Главные разделы курса

I. Неприятность СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

II. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА: МЕТОДЫ и ОСНОВНЫЕ Понятия

III. АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО Изучения

IV. СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ (СМА)

V. АРГУМЕНТАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАССУЖДЕНИЙ (АТР)

I. Неприятность СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Лекция 1. (2 часа)

Неприятность определения предмета логики. Понятия логической рассуждения и формы. Логика как наука о рассуждениях. Логика теоретическая и практическая, классическая и символическая, формальная и неформальная. правильность и Истинность. Понятия подтверждения и логического следования. Способ формализации как представления и способ выявления логической формы.

II. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА: МЕТОДЫ и ОСНОВНЫЕ Понятия

Лекции 2-4. (6 часов)

Происхождение неформальной логики как учебной дисциплины. Неформальная логика в качестве современного варианта практической логики. Концепция “людской понимания” С. Тулмина как философская база неформальной логики. микроструктуры рассуждения и Понятия макроструктуры. Понятие «рационального судьи» и роль вопросно-ответных процедур в структурировании рассуждения. Главные оценки посылок рассуждения: релевантность, приемлемость, достаточность (RAS). Использование способа диаграмм для обнаружения макроструктуры рассуждения.

Неформальная логика как прикладная эпистемология. Рассуждение как коммуникативная системная процедура. Виды рассуждений в неформальной логике.

Идеи неформальной логики Г.П. Щедровицкого. рассуждения соотношения и Проблема вывода.

Практическое занятие (2 часа)

построение диаграммы и Выявление макроструктуры аргументативного текста.

III. АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО Изучения

Лекция 5. (2 часа)

проблема феномена возможности и Многомерность аргументации построения единой теории аргументации. Аргументация как вид коммуникации, «убеждающего общения». «Ментальный» и «текстовый» подходы к трактовке аргументации. «Теория аргументации» как обобщающая совокупность вероятных подходов к анализу аргументации, модель аргументации как реализации конкретного подхода к анализу аргументации. Главные модели аргументации: стандартная логическая модель, риторическая модель Перельмана и Ольбрыхт-Тытеки, модель аргументации С. Тулмина, главные когнитивные модели аргументации. Неформальная логика как теория аргументации.

IV. СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ (СМА)

Лекции 6-8. (6 часов)

Задача моделирования аргументации. допущения и Основные абстракции системной модели аргументации. Логическая подмодель как база системной модели аргументации. Логическая структура аргументации: тезис, доводы (аргументы), демонстрация (обоснование). Методы выражения структурных элементов аргументации в языке, методы их формулирования и распознавания. Правила по отношению к тезису, демонстрации и аргументам, примеры их применения, вероятные нарушения правил, порождающие неточности. Логическое дерево аргументации.

Когнитивные модели аргументации и их роль в построении системной модели аргументации. Когнитивные средства моделирования аргументации. Опоры аргументации: сокровища, интересы, психотерапевтические установки. Модели мира. адресата аргументации и Понятия субъекта. «ее роль» и Диагностика адресата в порождении доводов субъектом аргументации. Соотношение логических и когнитивных средств в системной модели аргументации. Риторические средства моделирования аргументации. Прагматическая функция риторических средств. Приемлемость для адресата как следствие применения риторических средств.

V. АРГУМЕНТАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАССУЖДЕНИЙ (АТР)

Лекция 9. (2 часа)

Аргументативная теория рассужденияД. Спербера и Х. Мерсье как попытка синтеза разных подходов к анализу аргументации. рассуждения и Понятия вывода в АТР. Две функции рассуждения. Неприятность природы рассуждения. Социальный темперамент рассуждения.

Теория аргументации 02. Структура аргументации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: