В кривом глазу и прямое криво

Грубо говоря принятое в отечественное стране наименование массовых средств передачи сообщений, масс-медиа — «СМИ», сокращенно СМИ, — не соответствует действительности. Массовые средства передачи сообщений передают как данные, так и дезинформацию, как соответствующее действительности (истину), так и не соответствующее действительности (неправда, фантазии). Утверждать конкретно, что они информируют нас о действительности — это значит вводить в заблуждение общественность.

Заберём хотя бы новостные программы. Они передают в основном негатив судьбы (трагедии, аварии, стихийные бедствия, убийства, террор, другие правонарушения).

Представители масс-медиа, кстати, сами рассказать о этом. Вот одно такое признание: «журналисты обожают нехорошие новости». Эту фразу я услышал по Евроньюс 1 сентября 2003 г. в 9.16 утра[9]. Зеркальное отражение это формулы: «отсутствие новостей — неизменно хорошая новость». Данный вариант также часто звучит в устах политиков и журналистов. Вот пример: по радио «Эхо Москвы» в программе «Разворот» (19.02.07; 10.30) главред Алексей Венедиктов по поводу отсутствия срочных новостей увидел, как само собой разумеющееся: «— Знаешь, отсутствие новостей (…). Маша Майерс подхватила: — неизменно хорошая новость. Венедиктов завершил: — Да, для всех, не считая журналистов-новостников». У журналистов уже на уровне подкорки отложилось представление о том, что новости — это, в большинстве случаев, нехорошие новости, а отсутствие новостей для аудитории хорошая новость, а для них, журналистов, отсутствие (нехороших) новостей — нехорошая новость. Какое извращение!

Вдумайтесь лишь: журналисты сосредотачивают внимание на негативе судьбы («нехороших новостях»), сознают это и, однако, врут общественности, что их сообщения — зеркало судьбы. Я довольно часто слышу из их уст (в оправдание преимущественного показа негатива) известную поговорку «неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

В саморекламе НТВ (сентябрь 2003 г.) в ответ на высказывание тележурналиста Владимира Соловьева о том, что «мир несумасшедший» телеведущий информационной программы «Сейчас» Михаил Осокин сообщил практически следующее: «А я ежедневно говорю, что мир сумасшедший». Показательное саморазоблачение! Канал НТВ как унтер-офицерская вдова сам себя высек. Мир несумасшедший, т. е. обычный, а они, тележурналисты, изображают его как сумасшедший. Получается, не рожа крива, а зеркало криво.

Саморазоблачительная фраза «журналисты обожают нехорошие новости» и данный встроенный в рекламу диалог Владимира Соловьева с Михаилом Осокиным на НТВ подтверждают мой тезис о том, что масс-медиа искажают реальность, по существу, дезинформируют общественность о происходящем в мире. Да, в каждом отдельном случае сообщение о том либо другом негативном явлении-событии возможно достаточно правдиво. Но в целом, по совокупности сообщения со знаком минус преобладают в новостных программах и создается чувство, что всё в жизни не хорошо. Начальники масс-медиа должны коренным образом поменять политику новостных сообщений, т. е. если они желают показывать жизнь таковой, какой она имеется, они должны строить собственные новостные программы так, дабы пропорция сообщений о негативе и позитиве судьбы соответствовала настоящей пропорции негатива и позитива судьбы. Иными словами, они всё время должны не забывать об этом пристрастии журналистов (их «любви» к нехорошим новостям) и чистить себя, поправлять журналистов, потребовать от них увлекательных сообщений о хороших событиях. Кстати, громадная неправда — воображать дело так, что сообщения о негативных событиях занимательны, а сообщения о хороших событиях скучны. Я довольно часто встречал подобное вывод. Оно не просто ошибочно, а вредно и страшно. (Такое вывод навеяно довольно-таки распространенным ветхим понятием о том, что образ хорошего храбреца скучен, а образ отрицательного храбреца занимателен).

Кроме новостных программ многие масс-медиа демонстрируют и другие образцы дезинформации: дерзко лгут о жизни певцов[10], артистов, всяких знаменитостей, передают астрологические прогнозы (в науке в далеком прошлом установлено, что астрология — лженаука), рекламируют всяких знахарей, ясновидящих, так называемых «народных целителей», без всякой критики-анализа информируют о различных квази-, псевдонаучных теориях и т. д., и т. п. Могу кроме того сообщить: сейчас в отечественных масс-медиа увеличивается градус мракобесия. Т. е. во все возрастающих масштабах передается не просто ложь-дезинформация, а замалчиваются и/либо третируются правда-истина, научно обоснованные теории, концепции. Пример: общепризнанная в науке дарвиновская теория происхождения человека всё чаще упоминается со знаком минус.

Либо: всё чаще логика, логическое мышление, рассудок подаются в негативном свете и, напротив, в хорошем свете подается парадоксальное мышление. В частности, оценка идей, взоров как парадоксальных часто фигурирует как хорошая. Вот один характерный пример: по каналу «Культура» в рекламе образовательного проекта нового сезона «Плоды просвещения» (2003-2004 гг.) среди вторых рекламных фраз звучит и такая: «Любой раз это парадоксальный взор на историю, общество…». Слово «парадоксальный» звучит в контексте данной рекламы не просто как что-то хорошее, а как что-то завлекательное.

По большому счету, на данный момент в моде всякие парадоксальные высказывания. В рекламе НТВ телепрограммы «Персональный вклад» звучала парадоксальная фраза, которую после этого всегда повторяет (как рефрен) в самой телепрограмме ведущий Александр Герасимов: «Если вы всё осознаёте, это значит, что вам не всё говорят» (сентябрь-октябрь 2003 г.). Парадокс-несоответствие: в случае если я всё осознаю, то, конечно, владею достаточной информацией; а вдруг мне не всё говорят, значит, я не владею достаточной информацией и не могу всё осознавать. Как желаешь, так и осознавай эту фразу. Морочат голову телезрителю. Неужто телевизионщики считаюм, что они так привлекут внимание телезрителей к данной телепрограмме?!

Среди парадоксальных высказываний видится и негативная оценка любви как такой. Ее иногда изображают как что-то ужасное, страшное для жизни, как патологию. Так, на канале «Культура» в анонсе-рекламе ток-шоу «Тёмный квадрат» (сентябрь 2003 г. — март 2004 г.) среди других слов из уст одного «деятеля» раздалась такая фраза: «Любовь — это клиническая форма судьбы». Как нужно быть запутанным , дабы делать подобные заявления! Меня удивляет, что такое заявление делается в рекламе и притом на канале «Культура». Хорошо, сообщил кто-то глупость, но для чего же ее тиражировать и в буквальном смысле рекламировать?! И это на канале, что обязан нести свет-культуру людям, обязан показывать образцы хорошего-лучшего, того, что образовывает цвет-базу судьбы. Так как наблюдают эту рекламу миллионы парней и что они должны думать? Что любовь — заболевание? Значит, долой любовь?! Это невообразимо! Сбитые так с толку юные люди будут вести себя в делах любви настороженно-подозрительно либо кроме того цинично, издеваясь над собственными эмоциями и/либо эмоциями любящего их. А кое-какие из них будут избегать любви либо бороться с ней, если она произошла. какое количество трагедий и драм может породить это нелепое утверждение «деятеля», подкрепленное авторитетом телевидения и, в особенности, канала «Культура»!

И снова же на канале Культура (март 2004 г., первый раз услышал 11 марта, около 17-и часов) в рекламе-анонсе передачи о любви раздалась ужасная фраза «В наши дни не изменять жене легко неприлично». Начальники канала утратили совесть и стыд. И разум.Эту фразу слышат миллионы женщин и мужчин, супружеских пар. И не из уст отрицательного персонажа фильма, а в рекламе-анонсе телепередачи о любви! Что сейчас должны думать миллионы телезрителей? Так как в данной фразе содержится прямой призыв изменять женам. Более того, морально осуждается верность мужа жене. Вот вам антикультура в откровенном-бесстыжем виде. Морально то, что осуждается людской моралью, и безнравственно (неприлично) то, что поддерживается людской моралью. Канал «Культура» демонстрирует цинично-пренебрежительное отношение к нормам морали, а, следовательно, к культуре. Так как нормы морали — часть людской культуры.

Либо в рекламе порошка Knorr (2002-2003 г.г.) звучала фраза: «Правила существуют, дабы их нарушать» (об данной фразе подробнее см. ниже, стр. 29).

——————

Тут нелишне привести притчу о Сократе:

К Сократу прибежал человек и говорит:

— Послушай, я обязан тебе заявить, что твой приятель…

— Подожди, подожди — говорит Сократ — просеял ли ты то, что желаешь сообщить, через три сита?

Какие конкретно?

— Первое — это сито правды. Ты желаешь сообщить, это правда?

— Не знаю, я так слышал.

— Достаточно! А просеял, ли ты это через сито доброты? Вправду то, что ты мне желаешь сообщить — это что-то созидающее либо хорошее?

— Не знаю, возможно нет.

— Тогда просеем через ещё одно сито, так ли нужно, что бы ты мне об этом сообщил?

— Нет, необходимости в этом нет.

— А, значит, в случае если в этом нет ни необходимости, ни правды, ни доброты, не будь обузой ни меня ни себя.

10 Секунд Давите на Кончик Носа и Заметите, Что Случится


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: