V. работа над фрагментами поэмы

1. Черта храбрецов поэмы.

  • Каким предстает Пугачев в этом произведении?

(Есенин создает в поэме образ человека сильного, храброго, талантливого на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сходу: ему необходимо было заметить, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», необходимо было преисполниться зреющими в народе гневом и болью, перед тем как решиться кинуть призыв к мятежу, «дабы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж данный представляется ему войной честной, он идет в ней до конца, не хотя согласиться с мыслью о поражении. Но ему не разрешено обуздать стихию мятежа, не разрешено наделить собственной волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

  • Как разъясняется в поэме Есенина обстоятельство, по которой Пугачев выдал себя за царя?

(Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «Спервых дней, как оборвались вожжи, /Спервых дней, как погиб третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», показывает, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый кинул камень». И тогда Пугачева осеняет идея выдать себя за Петра III: «Как Петра? Что ты сообщил, старик?.. Какая идея!».)

Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».

  • Прочтите ясно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы имеете возможность сообщить о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву?

(Хлопуша, как и чернь, обожает Пугачева «за удаль и буйство…», «Пускай он кроме того не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же замечательным, как и Пугачев, зарядом неприязни к угнетателям, вместе с ним желает, «дабы гневные лица вместе с злобой умом налились».)

  • Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?

(Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой — «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «умный», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней дремлют ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: любой опасается наказания, все разобщены, живут по принципу «Лишь только до нас не добрались бы, / Лишь нам бы, / Лишь б отечественной / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое до тех пор пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ обожает как раз за храброе, открытое проявление собственных желаний, «за удаль и буйство». В словах Хлопуши — страстное рвение к этому народному идеалу, два раза повторенное: «Совершите, совершите меня к нему, / Я желаю видеть этого человека».)

2. Художественные изюминки поэмы.

Задание 1. Выяснить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в ужасное пространство»; (Олицетворение, эпитет.)

«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)

«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)

«Яик, Яик, ты меня кликал стоном придавленной черни»; (Олицетворение, эпитет.)

«Как будто бы яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Сравнение.)

«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)

«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)

«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)

«И березами заплаканный отечественный тракт»; (Олицетворение.)

«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)

«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, как будто бы зубы»; (Олицетворение, сравнение.)

«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)

  • Как вы вычисляете, чем растолковать столь насыщенное, обильное потребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?

(Перемещение, развитие образов, их противоборство формирует в поэме Есенина драматическое воздействие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)

Задание 2. Отыщите повторы в тексте, определите их роль.

В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…; Яик, Яик, ты меня кликал…; Русь, Русь!; О Азия, Азия!); повторяются отдельные слова (Наконец-то я тут, тут!; Но сообщи мне, сообщи; Лишь только до нас не добрались бы, Лишь нам бы, / Лишь б отечественной /Не скосили… головы,), повторяются целые фразы (Совершите, совершите меня к нему /Я желаю видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!).

Повторы усиливают действие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Появляющиеся в большинстве случаев в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического перемещения дает еще и некую напевную настройку.

Фрагмент урока \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: