В.с. соловьев. из статьи «русский национальный идеал»

Запрещено поклоняться христианской истине и наряду с этим мириться с антихристианскою действительностью как с чем-то навеки неизменным и неотвратимым. Подлинный христианский идеал русского народа имеется вместе с тем широкая практическая задача, обнимающая все публичные отношения, внутренние и внешние… Каждый вправе хотеть, дабы Российская Федерация была солью почвы и царством святых, только бы лишь отечественная нравственная косность не ставила данной патриотической грезы на место патриотической обязанности: трудиться над освобождением России от явных публичных неправд, от прямых противоречий христианскому началу. Дать христианское ответ всем этим вставшим национальным и вероисповедным вопросам — вот к чему обязывает Россию ее подлинный народный идеал, в этом его оправдание, без этого он лишь безлюдная и лживая претензия. Русский народ не отправится за теми людьми, каковые именуют его святым лишь чтобы помешать ему быть честным.

Публицистика Л.Н. Толстого отразила боль души писателя от зрелища страданий мира и от ощущения неосуществимости выносить его, чувство собственной вины за ужасающую нищету народа, и рвение осознать объективные обстоятельства для того чтобы положения и найти «рецепты» для исправления его. В нижеприведенных отрывках из статей Толстого все эти мотивы звучат весьма четко.

По окончании материалов писателя публикуются отрывки из статей В.И. Ленина о голоде, каковые перекликаются с размышлениями Толстого на эту тему. Как мы знаем, Ленин высоко ценил творчество Льва Николаевича, а также публицистическое, говоря о «силе эмоции, страстности, убедительности, свежести, искренности, бесстрашии» критики Толстого, о его «рвении “дойти до корня зла”, отыскать настоящую обстоятельство бедствий весов».

Л.Н. Толстой. «О переписи в Москве»Цель переписи научная. Перепись имеется социологическое изучение. Цель же науки социологии — счастие людей. Изюминки: производятся не учеными в кабинетах,а счетчиками, живые люди и цель — не знание,а благо людей. Для людей науки перепись имеет собственный интерес; для нас она имеет собственный, совсем второе значение. Для общества значение и интерес переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, желаешь не желаешь, посмотрится все общество и любой из нас. отечественные братья, сыновья будут ходить наблюдать это и нормально заносить по графам, сколько умирающих с холода и голода. Нужно к переписи присоединить дело амурного общения богатых, досужных и просвещенных — с нищими, задавленными и чёрными. Будем записывать, вычислять, но будем помнить, что в случае если нам встретится человек раздетый и голодный, то оказать помощь ему серьёзнее всех вероятных изучений, открытий всех вероятных наук;Но у меня спросят: что означает трудиться на людей? Отвечу: делать добро людям.

Л.Н. Толстой. Из трактата «Так что же нам делать?» Я ощущал тогда, что моя жизнь плоха и что так жить запрещено. Но из того, что моя жизнь плоха и без того нельзя жить, я не вывел тот самый несложный и ясный вывод, что нужно улучшить собственную жизнь и жить лучше, а сделал тот необычный вывод, что чтобы мне было жить прекрасно, нужно исправить жизнь вторых; и я начал исправлять жизнь вторых. Я жил в городе и желал исправить жизнь людей, живущих в городе, но не так долго осталось ждать убедился, что я этого никак не могу сделать. бедные, видя перед собой безумно швыряемые достатки, и тем настоятельнее рассуждают так, что деньги эти им необходимы не на фантазии, а на удовлетворение насущных потребностей, которых довольно часто они лишены.Да, перед тем как делать добро, мне нужно самому стать вне зла, в такие условия, в которых возможно прекратить делать зло. В противном случае вся жизнь моя — зло. Тяжело мне было дойти до этого сознания; но в то время, когда я дошел до него, я ужаснулся тому заблуждению, в котором я жил. Я стоял по уши в грязи и других желал извлекать из данной грязи. Было время, что церковь руководила духовной судьбой людей отечественного мира; церковь давала слово людям благо и за это выгородила себя из участия в борьбе человечества за судьбу. И та церковь, которая сделала это, отошла от собственного призвания, и люди отвернулись от нее.Государство взялось руководить судьбой человечества. Первое: не лгать перед самим собой, как бы ни далек был мой путь судьбы от того подлинного пути, что открывает мне разум.

Второе: отречься от сознания собственной правоты, собственных преимуществ, изюминок перед вторыми людьми и признать себя виноватым.

Третье: выполнять тот вечный, несомненный закон человека — трудом всего существа собственного, не стыдясь никакого труда, бороться с природою для поддержания судьбы собственной и других людей. […]

Вечер с Владимиром Соловьевым от 20.03.2019


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: