В системе обществознания в целом экономическая история выполняет ряд важных, социально значимых функций.

Первая функция — накапливающая, заключающаяся в сборе, обобщении и изучении хозяйственного опыта человечества. Без знания этого опыта не представляется вероятным распознать закономерности экономразвития людской общества, выработать научно обоснованную экономическую политику и избежать субъективных ответов. Признано, что экономическая история играет роль опытной памяти хозяйственных кадров.

Вторая функция — пропедевтическая (подготовительная), заключающаяся в том, что на примерах и конкретных фактах из истории глобальной экономики (народного хозяйства) осваивается содержание базисных экономических терминов (производительные силы, производственные отношения, методы производства, собственность, хозяйственный механизм, формы хозяйства, формы организации производства, обмена, распределения, потребления) и т. д.

Третья функция — мировоззренческая, заключающаяся в формировании экономической историей научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества, показывая постоянную смену форм собственности, хозяйственных механизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества и т. д., и их различия по государствам, регионам, эрам, история народного хозяйства прививает экономическому мышлению такие ответственные характеристики, как историзм, масштабность, познание многовариантности развития.

Четвертая функция — формирования реализма экономического мышления. Это вероятно вследствие того что история народного хозяйства изучает, разбирает не только хороший опыт народов и хозяйственного развития стран, но и неточности, несостоятельность и просчёты экономической политики стран, обусловившие ухудшение жизненного уровня народа, стагнацию и сокращение темпов роста поизводства и в конечном счете — отставание той либо другой страны на определенном историческом этапе.

Пятая функция — методологическая, делаемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключающаяся в:

• иллюстративной роли — примерами из экономической истории подтверждается воздействие выведенных экономической теорией законов;

• критической роли — экономической историей проверяются научность, правдивость политико-экономического анализа; материалы и факты из экономической истории определяют хронологические границы действия тех либо иных экономических законов;

• функции научного обоснования новых экономических теорий — выведение «глобальных законов экономического развитая» без исторического способа нереально (тут он есть фундаментальным).

Такое познание только ответственной роли историко-экономических знаний, не ограничивающейся лишь иллюстративной функцией, характерно для взоров самые крупных ученых. Так, А. Тойнби, создатель книги «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» писал, что историко-экономическая наука способна являться философией экономразвития. А Джон Невилл Кейнс в книге «метод и Предмет политической экономии» (1891) особую главу посвятил соотношению политической экономии с экономической историей. Как раз в этом труде он выделил три главные функции данной науки:

• историческая иллюстрация экономических теорий;

• историческая критика (т. е. проверка историей) экономических теорий;

• историческое обоснование новых экономических теорий*.

* Цит.: Истоки. Вып. 1. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. — М.: Экономика, 1989. — С.34.

Выводы Дж.Н. Кейнса о трех главных функциях экономической истории были приняты учеными Англии, США, английских доминионов, что, без сомнений, оказало влияние на степень и темпы развития науки в этих государствах в двадцатом веке.

Предмет экономической истории

Так что же изучает история глобальной экономики? Предметом ее изучения есть хозяйственная судьба разных государств в разные исторические эры, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытнообщинного строя до современности).

Хозяйственная судьба многообразна, исходя из этого экономическая история — многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:

• эволюция способов производства;

• история хозяйственных механизмов;

• история отраслей народного хозяйства;

• история отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция и др.);

история экономических университетов (налоги, цены, кредит и др.).

Методика курса и науки истории глобальной экономики

Способ свидетельствует метод изучения, он призван продемонстрировать, как происходит познание, на какой методической базе, на каких научных правилах. Способ — это путь изучения, обоснования знаний и способ построения. Сейчас существуют два главных подхода в исторической мысли, каковые появились более двух тысячелетий назад: это идеалистическое и материалистическое познание истории.

Идеалистическая концепция сводится к признанию сознания и первичности духа, каковые более ответственны, чем природа и материя. Из этого следует, что характер и темпы историко-развития экономики определяют разум и человеческая душа, а такие процессы, как экономическое развитие, вторичны, производны от духа. Представители идеалистического направления уверены в том, что в базе историко-экономических процессов находится духовное нравственное совершенствование людей, и развивает человеческое общество сам человек, тогда как способности человеку даны Всевышним.

Материалистическая концепция признает первичном по отношению к сознанию людей материальную судьбу, полагая, что все другие отношения и духовное развитие между людьми определяются как раз экономическими структурами.

Для западной исторической науки более характерна идеалистическая точка зрения, для отечественной науки — материалистическая. Современная историко-экономическая наука основана на диалектика-материалистическом способе, разглядывающем публично-развитие экономики как естественно-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями. Одновременно с этим данный способ не отрицает влияния субъективного фактора — деятельности весов, классов, политических партий, вождей, фаворитов, вероисповедания, национальных изюминок.

В историко-экономической науке используются специально-исторические способы изучения, в числе которых:

• хронологический — изложение историко-экономического материала в хронологической последовательности;

• синхронный — предусматривает одновременное изучение историко-экономических событий, происходящих в хозяйственной судьбе континентов и стран;

• дихронный — способ периодизации;

• историческое моделирование.

Способы историко-экономического анализа

Совокупность способов познания, используемых данной наукой, связана с применением методологического арсенала, категориального аппарата, главных теоретических построений исторического и экономического знания и отражает их сотрудничество.

Biblical Series VIII: The Phenomenology of the Divine


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: