Важнейшие художественные особенности лирики

Контрольная работа

Лирика Б.Л. Пастернака

Выполнила студентка 211 группы

Матвеева Елена

Главные мотивы лирики Б.Л. Пастернака

Многие стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наполнены досадой и тоской безвыходности на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, должен бороться за выживание в этом ожесточённом мире. Так, в известном стихотворении «Февраль» (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник «Начальная пора», появляется мотив разочарования, грусти, тоски:

Февраль.
Дотянуться чернил и плакать!

В стихотворении «Ветер» кроме этого присутствует этот мотив:

И это не из удальства
Либо из гнева бесцельной,
А чтобы в тоске отыскать слова
Тебе для песни колыбельной.

Мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак довольно часто применяет в собственной лирике, показывая на то, что настоящие стихи рождаются довольно часто мгновенно, нежданно, из этого их правдивость, меткость, неповторимая красота:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд. (Стих «Февраль…»)

Стих «Определение поэзии»:

Это — сильно налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Частенько в лирике Б. Пастернака появляется мотив пути (мотив железной дороги). К примеру, стих «На ранних поездах»:

Обыкновенно у задворок

Меня старался перегнать

Почтовый либо номер сорок,

А я шел на шесть двадцать пять.

Создатель постоянно старается совершенно верно указать время года, состояние природы, которая присутствует практически во всех произведениях и оказывает помощь раскрыть душевное состояние лирического храбреца. Посредством этого приёма самый полно раскрывается мотив одиночества:

Никого не будет в доме,

Не считая сумерек. Один

Зимний сутки в сквозном проеме… (стих-е «Никого не будет в доме»).

Стих «Гамлет»:

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

В стихотворениях Пастернака сквозными являются христианские мотивы — это вера в божественное, честное торжество, восстановление мира и хороша на земле, а особенно в Российской Федерации: «Магдалина», «Рождественская звезда». Показательно в этом случае стих «Зимняя ночь». Практически в каждой строке — образы, знаки. Так, к примеру, свеча — библейский образ, воплощение света, веры и надежды поэта в просветленное будущее, в торжество хороша и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Всевышний. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” — сообщение с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение взаимоотношений, эмоций:

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

В поздней лирике Бориса Пастернака усиливаются философские мотивы, обнаруживается желание поэта пробраться в тайны мироздания, познать смысл жизни:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в отыскивании пути,

В сердечной смуте (стих-е «Во всем мне хочется дойти до самой сути»)

И снова природа, её простота, одухотворённость оказывают помощь лирическому храбрецу ближе подойти к пониманию устройства мира:

Возможно, за годом год

Следуют, как снег идет,

Либо как слова в поэме? (стих-е «Снег идёт»).

Наиболее значимые художественные изюминки лирики

1. Центральное место в лирике Б. Пастернака в собственности природе. природные явления и Жизнь – вещи неотделимые в поэзии Пастернака, как раз исходя из этого природа в стихотворениях – это не просто объект изображения, а главный герой. Природные явления частенько отражают внутреннее состояние лирического храбреца, передают его переживания: «Февраль», «Зимняя ночь», «Осень», «Ландыши». К примеру, стих «Кавказ был целый как на ладони»:

Кавказ был целый как на ладони

И целый как смятая постель,

И лед голов синел глубже

Тепла нагретых пропастей.

Тесно переплетаются природы и темы любви, природы и творчества. Так, мы понимаем, что природа – это муза лирического храбреца.

2. Одна из наиболее значимых тем в творчестве Пастернака – поэзии и тема поэта: «Шекспир», «Поэзия», «Определение поэзии». Говоря в стихотворении «Быть известным некрасиво…» о правилах подлинного поэта, создатель осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, по причине того, что это мешает рвению «ввысь». Рассуждая о творчестве, создатель говорит о его основной, основной задаче: «Цель творчества – самоотдача…». Мастерство, по Пастернаку, призвано не отображать жизнь, а высказывать ее. Другими словами мастерство — это орган речи самой жизни («Поэзия»):

Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.

3. Метафорическая насыщенность стихотворений — одна из отличительных линия поэзии Бориса Пастернака. Его метафора необыкновенна сама по себе и делает необыкновенную роль — это не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами судьбы. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все около в цельную картину мироздания: «Тенистая полночь стоит у пути, На шлях навалилась звездами, И через дорогу за тын перейти Запрещено, не топча мирозданья».

4. Лирический храбрец в поэтическом мире Пастернака занимает особенное место. В первой собственной книге «Близнец в тучах» Пастернак направляться поэтической традиции — лирическое «я» есть главным мерилом сокровища бытия. Но весьма не так долго осталось ждать поэт отказывается от данной позиции. В последующих его произведениях окружающий мир предстает самоценным, независимо от его взаимоотношений с лирическим храбрецом, которых как будто бы растворяется в окружающей действительности. Другими словами образ как бы «входит» в образ (Стих «Любимая, что тебе ещё угодно?):

И в то время, когда к колодцу рвется

Смерч тоски, то вскользь

Буря хвалит домоводство.

Что тебе еще угодно.

5. Главные образы как база построения стихотворения.Разные впечатления, философские идеи соединяются в одной смысловой конструкции: стих «камни и Трава» — главные образы трава и земля, как знаки единения с природой, традициями; «Сирень» — сирень образы и ключевые соты, как старости и символы молодости»; «Февраль…» — главные образы чернила и февраль.

6. Музыкальность стихов Пастернака. О. Мандельштам писал: «Стихи Пастернака прочесть — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие…». Это подтверждают бессчётные переложения стихов Бориса Пастернака на музыку: «Зимняя ночь» (исполнитель: Николай Носков), «Никого не будет в доме» (М. Таривердиев, С. Никитин), «Снег идёт» (С. Никитин) и др.

7. Переплетение мира природы и бытового мира. К примеру,стих «Мельница»:

Стучат колеса на селе.

Струятся и хрустят колосья.

8. Необыкновенное построение стихотворных строчков (сложные синтаксические структуры). Нарушение привычных норм: создатель употребляет простые слова, но их расстановка в строфе необыкновенна, и исходя из этого стих требует внимательного чтения («Никого не будет в доме»):

Лишь белых мокрых комьев

Стремительный промельк моховой,

Лишь крыши, снег, и, не считая

снега и Крыш, никого

9. Характерная изюминка поэтической манеры Пастернака — широкое применение просторечных устойчивых словосочетаний и выражений, каковые довольно часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: Идет без проволочек и тает ночь…,Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела… (Стих-е «Ночь») и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, — эхо судьбы, она валяется в траве, под ногами, так что нужно лишь нагнуться, дабы ее заметить и подобрать с почвы. Исходя из этого в его стихах нет деления образов на поэтичсские и непоэтические, так же, как нет твёрдой грани между живой произведением и жизнью мастерства.

Лекция II. Особенности лирики Михаила Лермонтова


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: