Великая лунная мистификация 1835 года

Лекция 9. Способы действия на аудиторию

История СМИ полна примеров масштабного действия пугающих либо неприятных сообщений.

1. В газете New York Herald от 9 ноября 1874 года напечатали пугающую мистификацию, что стала причиной массовую истерию читателей. Репортёр Коннери, обеспокоенный не сильный мерами безопасности в зоологическом саде Сентрал Парк, сочинил историю о том, что его жители были на свободе. «Число искалеченных, растоптанных и травмированных людей достигает двухсот, около шестидесяти из которых, по предварительной оценке, будут в тяжёлом состоянии, а трое из них чуть ли доживут до утра», — писал журналист. «Двенадцать хищников всё ещё остаются на свободе. Место, где они прячутся, точно не установлено». В последнем абзаце разъяснялось, что это сообщение было «чистейшей выдумкой» и «не более чем мистификацией», но до этого места дошёл далеко не все читатель. Кое-какие вышли на улицы с оружием в руках для отстрела сбежавших хищников.

2. Самый узнаваемый в истории пример массовой паники, позванной сообщениями в массмедиа, связан с радиопостановкой романа «Война миров». Во второй половине 30-ых годов двадцатого века радиостанция CBS показывала постановку Орсона Уэллеса и театра Mercury по уникальной версии научно-фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров». По сюжету романа марсиане завоёвывают отечественную планету и умерщвляют миллионы людей отравляющим газом. Многие радиослушатели включили приёмники уже по окончании сообщения о том, что все события сюжета являются выдумкой. Трансляция прерывалась четыре раза, дабы передать это сообщение: 1) в начале радиопостановки (в то время, когда большинство людей ещё не начала слушать эту передачу) 2) перед первой рекламной паузой, около 8 ч. 35 мин. (к этому времени большая часть тех, кто поддался панике, уже не слушали, а спасались бегством) 3) сразу после окончания рекламной паузы; 4) в конце трансляции. Самый пугающая часть передачи раздалась до первой рекламной паузы. Те люди, каковые не слышали первого объявления перед программой , имели все основания для испуга.

По приблизительной оценке около одного миллиона из нескольких миллионов радиослушателей испытали ужас, а кое-какие из них поддались панике и удалились из своих домов, спасаясь бегством от ужасных инопланетян.

Великая лунная мистификация 1835 года

Первый американский таблоид New York Sun в 1835 году напечатал вымышленную историю, так потрясшую воображение читателей, что тираж подскочил до рекордной по тем временам цифры – 19 тыс. экземпляров. Журналист Ричард Адамс Локк писал, что некоторый английский астролог, рассматривая поверхность Луны посредством замечательного телескопа, нашёл в том месте разумную судьбу. Читатели настойчиво попросили повторного издания статей, и другие газеты в мире перепечатали их. Члены библейских женских обществ планировали лететь на Луну, дабы обратить её жителей в христианство.

СМИ стали главным инструментом для распространения сообщений, влияющих на публичное сознание.

Действие одного партнера по общению на другого имеет цель поменять либо организовать установки последнего методом предоставления ему определенной информации. Эффект действия на человека зависит не только от того, каково содержание данной информации, но и от того, какие конкретно механизмы действия употреблялись: принуждение, убеждение, внушение, заражение, подражание.

ЗАРАЖЕНИЕпредставляет собой передачу определенного эмоционально-психологического настроя от одного человека к второму, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, хохотом и т. п.). Оно содержится в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психологическим состояниям. Происхождение данного социально-психотерапевтического феномена зависит от интенсивности эмоционального состояния влияющего человека (оратора) и количества слушателей: чем выше эмоциональный настрой оратора, тем посильнее эффект. Число людей должно быть большим, дабы появлялось чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая употребляется для усиления монолитности группы (к примеру, в фашистской Германии участников гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и распевать нацистские песни), вторая связана со снятием психологической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние способа заражения возможно замечать и при успешной шутке говорящего (выступающего). В этом случае ухмылки, хохот, радостное настроение быстро передаются среди присутствующих людей, создавая у них мажорный настрой. Заражение имеет различную эффективность в зависимости хороших и деловых качеств объекта (таких, к примеру, как сдержанность, большой уровень самоконтроля и пр.). Заражение неизменно с успехом употреблялось начальниками разных религиозных конфессий и течений. Определенного рода эмоциональное состояние легко распространяется в массе пришедших на религиозное собрание людей. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

ПОДРАЖАНИЕзаключается в осознанном либо неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта действия. Подражание широко применяется, к примеру, в педагогической и управленческой деятельности. Следование примерам руководителей и достойного поведения преподавателей разрешает вырабатывать у обучающихся либо подчиненных высокие индивидуальные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и объекта и деловых качеств субъекта, взаимоотношений между ними и многих вторых черт.

На базе способов подражания, внушения и заражения в нейролингвистическом программировании созданы техники «зеркалирования» и «синхронии». Процедура «зеркалирования» (отзеркаливания) содержится в копировании и заимствовании (в ходе тренинговых упражнений) у партнера по общению (либо у ведущего тренера) телодвижений, поз, жестов, мимики, тона голоса, предложений и произношения слов (данное упражнение широко применяется во многих тренинговых программах). Эффект «синхронии» проявляется в тяжело замечаемой связи между телесными ритмами слушающего и говорящего. В межличностном сотрудничестве говорящий как бы «подтанцовывает» телом в такт собственной речи, а слушатель двигается в такт говорящему, снабжая тем самым обратную невидимую, но чувствуемую эмоциональную связь. «Синхрония велика, в то время, когда общающиеся будут в состоянии согласия либо диалога между собой. Она минимальна при конфликте и споре между ними». Применение вышеназванных игровых и других техник содействует формированию у личности свойства оказывать влияние и устанавливать связь с другими людьми.

ПРИНУЖДЕНИЕкак способ действия имеет две модификации: физическое и морально-психотерапевтическое принуждение.

Первая связана с применением физической либо военной силы и нами не будет рассматриваться.

Вторая модификация проявляется, к примеру, в управленческой либо воспитательной практике. Способ принуждения, с психотерапевтических позиций, по сути сходится с способом убеждения. И в том и другом случае задача коммуникатора содержится в том, дабы реципиент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает собственную точку зрения посредством доказательств. Основная изюминка способа принуждения, если сравнивать с убеждением, содержится в том, что базисные посылки, благодаря которым обосновывается этот тезис, возможно содержат о себе негативные санкции для объекта. Последний соотносит вероятные отрицательные последствия со своей совокупностью ценностных ориентации.

Сейчас с применением способа принуждения взяли распространение тренинги с негативным подкреплением либо наказанием, в базе которых лежат разные предупреждения, порицания и штрафы за нежелательное поведение (к примеру, в целях сдерживания непроизвольных поведенческих актов употребляются наказания рвотными лекарствами а также не сильный ударами электрошока).

УБЕЖДЕНИЕкак механизм действия, апеллирует к логике, разуму человека и предполагает высокий уровень развития логического мышления. форма и Содержание убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. В психотерапевтической и педагогической литературе понятие «убеждение» употребляется в трех замыслах, во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как главный способ психотерапевтического действия на сознание личности, в-третьих, как процесс действия.

Убеждение применительно к психотерапевтическому действию может делать пара функций: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта значимость их разна. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) действия. Критическая функция содержится в оценке взоров, точек зрения, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно ответственна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т. е. в ходе переубеждения реципиента. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взоров, установок и подходов. Переубеждение если сравнивать с убеждением есть более сложным, трудоемким и для реципиента психологически больным процессом, потому, что у него происходит ломка сложившихся представлений и взглядов, разрушение ветхих и формирование новых установок. Вследствие этого коммуникатору приходится затрачивать намного больше психотерапевтических и иных ресурсов на процесс действия.

Существует много приемов распространения информации, талантливых убедить в достоверности воображаемых сведений:

Фрагментарность подачи.

Данный прием формирует для слушателей последовательность трудностей. Разделение информации. Придавая видимость ее оперативности и разносторонности подачи, мешает непрофессионалам, т.е. подавляющему практически всем граждан, организовать целостную картину политических явлений либо событий. Оно дает работникам СМИ дополнительные возможности манипулировать аудиторией, заостряя ее внимание на одних сторонах собьггия и умалчивая либо затемняя какие-то другиеего нюансы. Для этих же целей употребляется односторонняя аргументация, в то время, когда показывается точка зрения лишь одногооппонента, которой присваивается суть единственно верной. К примеру, на протяжении каких-либо военных операций СМИ, действующие в интересах нападающей стороны предоставляют аудитории лишь данные, оправдывающую эти операции и говорящую о необходимости для того чтобы вмешательства. Наряду с этим вторая информация и глушится. Данный прием возможно проследить на примере информационного обеспечения операции США в Ираке, в то время, когда западные СМИ передавали данные о наличии в регионе оружия массового уничтожения. Такая подача оправдывала необходимость применения силы. Фрагментарность подачи информации, в конечном итоге, дезориентирует слушателей и или гасит их интерес к политике и приводит к политической апатии, или вынуждает их надеяться на оценки комментаторов.

2) Ритуализация — показ легкодоступных для телекамеры официальных процедур, встреч и т.д. Это формирует у телезрителей чувство значимости происходящего, есть демонстрацией, якобы, активных действии политиков, и в следствии вводит аудиторию в заблуждение.

3) Персонализация — акцентирование внимания не на смысле событий, а на их носителях — президентах, премьерах, известный политиках и т.д.

7 неопровержимых фактов смерти Помпеи в семнадцатом веке. Неправда историков на полтора тысячелетия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: