Вероучительные принципы буддизма и культовая деятельность

БУДДИЗМ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Минск НО ООО «БИП–С» 2002

ВВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ

Эта тема призвана раскрыть не только происхождение, основные концепции и источники буддизма, как одной из мировых религий, но и более глубоко ознакомить студентов с буддизмом, как духовным образованием, поскольку понятие Всевышнего в нем не есть ни столь очевидным, ни нужным. Это, пожалуй, скорее отношение к судьбе, высказывающее рвение к абсолюту, собственного рода область мышления, которая так же прекрасно приспосабливается к бессчётным обрядам ламаизма, к примеру, и к строгому, наполненному глубоким содержанием созерцанию японского дзэна.

Следующей обстоятельством изучения буддизма есть восстановление интереса к религии и философии Востока. Делает буддизм привлекательным среди творческой интеллигенции и молодёжи сфокусированность на духовном мире человека, его переживаниях, адаптация к традициям и другим культурам, уважения и атмосфера кротости к ближнему.

Принципиально важно подчернуть, что философия буддизма глубоко укоренилась не только на Востоке и религиозная активность этого направления остаётся очень оживленной.

миропонимание человека и Современное миросозерцание ххi века требует целостного взора на мир, учитывающего новации и традиции. Исходя из этого, лишь опыт Востока и Запада , Латинской Америки, Африки разрешает выработать новые модели активного деятельного отношения человека к миру. Всё это и определяет место данной темы в курсе религиоведения, как отрасли гуманитарного знания.

Буддизм – старейшая из мировых религий, названную от имени, а правильнее от почётного титула, её основателя Будды, что свидетельствует «Просветлённый». Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в v-iv вв. до н. э. Другие мировые религии – ислам и христианство – показались позднее, (христианство – пять, ислам – 12 столетий спустя). За два с половиной тысячелетия собственного существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, и мастерство, совокупность образования – иными словами, целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех государств, каковые попали в сферу его влияния, и выяснил образ судьбы и мысли миллионов людей этих государств. Большая часть приверженцев буддизма живут на данный момент в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Лаосе и Таиланде. В Российской Федерации буддизм традиционно исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей различные формы, в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской национальных представлений и культуры о самых ответственных сокровищах судьбы. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Такая свойство вписываться в окружающий культурный ландшафт очевидно выделяет буддизм среди вторых мировых религий. Вследствие этого последователей Будды довольно часто упрекали в избыточной гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но как раз свойство приспосабливаться разрешила буддизму вобрать в себя огромное количество местных вер, культов, народных обрядов, культур, идеалогий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, пребывавшем под его влиянием в течении столетий.

Многих верующих буддизм завлекал как раз тем, что не потребовал коренной ломки их привычек и образа жизни, среди них и отказа от обрядов, посвящённым местным всевышним. Будда не отвергал всевышних вторых религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание всевышних, какими бы могущественными их не считали, принесёт лишь временное облегчение, но неокончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него входили всевышние других религий и брахманизма. Буддист может в один момент исповедовать даосизм, синтоизм либо любую другую «местную» религию, исходя из этого достаточно сложно установить правильное количество буддистов в мире. По различным источникам количество приверженцев данной религии колеблется от 250 миллионов до 1 миллиарда человек. Совершенно верно возможно лишь заявить, что на данный момент число буддийских монахинь и монахов образовывает примерно один миллион. Число же мирян – последователей буддизма – выяснить легко нереально.

Замысел

1. Происхождение буддизма.

2. Вероучительные культовая деятельность и принципы буддизма.

3. Главные направления.

4. Современное состояние буддизма.

Происхождение буддизма

Появился буддизм в Северной Индии в середине I тысячелетия до н. э. как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с внешним ритуализмом и брахманской ортодоксией. Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно-варновой совокупности, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым – архатом либо буддой. В это же время, буддизм есть «лишь повторением философии упанишад (последней части Вед)» с новым ударением. Безразличие к авторитету Вед и обрядовая набожность, вера в закон кармы, возможность и перерождение успехи мокши либо нирваны, теория о непостоянстве мира и личном – всё это есть неспециализированным для упанишад и Будды. Так, буддизм явился очищением истоков религии. И как выяснилось, Будда не только очистил «источник», но и создал универсальное, живое учение, талантливое к «самоочищению», к постоянному обновлению.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, узнаваемый миру под именем Будды – Просветлённого.

Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – солдат), Сиддхартха Гуатама появился около 567 г. до н. э. в городе Капилавасту. В соответствии с общепринятой биографической схеме царь, дабы не исполнилось предсказание известного аскета Асита Девалы об аскетической карьере единственного наследника, окружает его роскошью совершает всё, дабы принц не знал никаких забот. Он желает оградить парня от горестей и печалей мира. Но Сиддхартхе всё-таки удаётся выбраться за пределы дворца, и в том месте происходят три встречи с действительностью: с больным, похоронной процессией и стариком. Так беззаботный царский отпрыск выясняет, что в мире имеется заболевание, смерть и старость. По некоторым предположениям, он встречает ещё и отшельника, что наводит его на идея о возможности отыскать выход из круговорота страданий этого мира. Потрясённый собственными открытиями, будущий Будда принимает ответ искать данный выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть лет.

По окончании шести лет аскетической практики и очередной попытки достигнуть высшего прозрения посредством голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, вернув силы, он отыскал уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени именуется деревом Бодхи, т. е. «деревом Просветления») и погрузился в созерцание. Перед внутренним взглядом Сиддхартхи прошли его личные прошлые судьбы, прошедшая, будущая и настоящая судьба всех живых существ, а позже открылась верховная истина – Дхарма. С этого момента он и стал Буддой – Просветлённым, либо Пробуждённым, — и решил учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, умственных способностей и темперамента.

В собственной первой проповеди Будда сказал о двух «крайностях» в поведении людей, каковые мешают им подняться на путь религиозного спасения.

«Имеется, о, братья, две крайности, которых обязан избегать удалившийся от мира.

Какие конкретно эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, загружённую в жажды, связанную с мирскими удовольствиями; это жизнь низкая, чёрная, обыкновенная, неблагая, ненужная. Вторая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, выполненная страдания, неблагая, ненужная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата (так ушедший – эпитет Будды) на протяжении Просветления постиг срединный путь — путь, содействующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

Собственный путь Будда именовал «срединным», потому, что он лежал между обычной аскетической практикой и чувственной жизнью, минуя крайности того и другого. 45 лет Будда совершил, распространяя собственное учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых различных слоёв общества; в число последователей буддизма входило множество влиятельных людей и богатых, включая царя страны Магадха Бимбисару и его сына Аджаташатру.

Незадолго до смерти Будда сказал собственному любимому ученику Ананде, что имел возможность бы продолжить собственную жизнь на целый век, и позже Ананда горько сожалел, что не додумался попросить его об этом. Обстоятельством смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, на протяжении которой Будда, зная, что бедняк планирует потчевать собственных гостей несвежим мясом, попросил дать всё мясо ему. Не хотя, дабы пострадали спутники, Будда съел его. Перед смертью Будда сообщил любимому ученику: «Ты, правильно, думаешь, Ананда: «Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя!». Нет, не так вам направляться думать. Пускай Дхарма и Виная (дисциплина), каковые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим преподавателем, по окончании того как не станет меня» («Сутра великой смерти»). Погиб Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах поделён между восемью последователями, шесть из которых воображали различные общины. Его прах захоронили в восьми различных местах, и потом над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. В соответствии с легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, что стал основной реликвией буддистов. Сейчас он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Смерть, либо, как вычисляют буддисты, освобождение – нирвана Будды стала началом отсчёта времени существования буддизма как религии. Но кто же однако Будда – Преподаватель либо Всевышний? Думается, что Преподаватель, потому что он не только открыл Путь, но ещё и учил, как нужно идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Всевышний ли Буддда, потому что буддисты отрицают само понятие божества. Но Будде свойственны такие качества, как всемогущество, свойство творить чудеса, принимать различный вид, влиять на ход событий и в местном мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены всевышние, по крайней мере так вычисляют люди, исповедующие различные религии.

Буддизм признаёт существование неисчислимого количества будд – в различных мирах и в различных промежутках времени. Имеется будды прошлого, настоящего и будущего. Имеется несколько в тысячу будд; имеется будды, олицетворяющие явления природы и различные виды деятельности; будда и будда врачевания неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но лишь для одного из них – того, кто стал Преподавателем человечества, — данный эпитет есть первым и главным именем.

Вероучительные культовая деятельность и принципы буддизма

Базой буддизма являются четыре добропорядочные истины: 1) существует страдание (духкха); 2) у него имеется обстоятельство; 3) оно возможно прекращено; 4) имеется путь, ведущий к этому.

Первая из четырёх «добропорядочных истин» формулируется так: «В чём состоит добропорядочная истина о страдании? Рождение – страдание; нарушение здоровья – страдание; смерть – страдание; скорбь, стенания, горе, отчаяние и несчастье – страдание; альянс с нелюбимым – страдание; разлука с любимым – страдание; неполучение страстно желаемого – страдание; другими словами, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) – страдание».

Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Разглядывать его, согласно точки зрения буддийских теологов, нет никакой необходимости, по причине того, что сознание не отражает данный мир (он не существует), а порождает его творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, лишь иллюзия, порождение «неведения», заблудшего сознания.

«Вторая добропорядочная истина» гласит, что источником страданий являются «жажда наслаждений, жажда бытия, жажда могущества». «Что же есть добропорядочной истиной о прекращении страдания? Из этого – «третья добропорядочная истина». Это прекращение и полное затухание всех страстей и желаний, их отказ и отбрасывание от них, отделение и освобождение от них.

В собственном главном и главном значении палийское слово «ниббана» либо санскритское «нирвана» свидетельствует «затухание», «угасание», «успокоение». Иначе говоря это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения-страдания» кончаются.

Целый дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия. Кое-какие исследователи с этим не согласны: «Что же угасло и потухло в нирване?» Угасла жажда судьбы, наслаждения и страстное желание существования; угасли заблуждения и их ощущения и обольщения и жажды; потух мерцающий свет низменного я, переходящей индивидуальности».

«Четвертая добропорядочная истина» – практический путь, что ведёт к подавлению жажд. Данный путь именуется в большинстве случаев «срединным путём» либо «добропорядочным восьмиричным путём» спасения. Это:

1. Верные взоры, т.е. основанные на «добропорядочных истинах».

2. Верная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Верная обращение, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Верное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Верный образ судьбы, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Верное упрочнение, т.е. самообладание и самовоспитание.

7. Верное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Верное сосредоточение, т.е. медитации и верные методы созерцания.

Итак, в соответствии с этим четырём истинам, существование человека неразрывно связано со страданием. Настоящий мир имеется сансара – круговорот рождений, новых и смертей рождений. Сущность этого круговорота есть страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из «колеса» сансары, методом успехи нирваны («угасание»), состояния отрешенности от судьбы, высшее состояние духа человека, высвобожденного от страданий и желаний. Постичь нирвану может лишь праведник, победивший жажды.

обрядность и Вероучение раннего Буддизма изложены в Трипитаке («тройной корзине») – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности обрисованы правила вселенной и устройства мира, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Возможно насчитать десятки небес, упоминаемых в разных канонических и неканонических произведениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные приятель над втором, снизу вверх по степени одухотворённости и своей возвышенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармолоку входят 11 ступеней либо уровней сознания. Это низшая область бытия. Тут всецело действует карма. Это телесная материальная сфера бытия, только на наибольших собственных уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Буддизм осуждает желание продолжить людскую судьбу – такую, какая она имеется в бесконечности. Лишь «добродетели, прославленные умными, не отуманенные жаждой будущих судеб и верой в силу обрядов, ведут к ярким и высоким думам («Книга великой смерти»). Нужно хотеть не продолжения судьбы, а её преображения. Но в буддизме, как и в индуизме, нет современного представления о неизбежной смерти всего человека совместно со смертью его тела. Чувство мировом связи со всеми и со всем заставляет наблюдать на личную судьбу, как на мелкое звено в какой-то громадной цепи. Нет ничего, что обрывается в вакуум, не исчезает, всё рождается снова, но любая новая форма, новая судьба обусловлена тем, как жила и действовала прошлая форма , прошлое звено. Это и имеется «карма» – закон воздояния.

Возможно по-различному оценивать данный закон. По крайней мере, общая вера в карму была психотерапевтической действительностью в Индии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания – рупалоке. Тут уже вправду не прямое неотёсанное созерцание , а воображение, но оно ещё связано с телесным миром, с формами вещей.

И, наконец, последний уровень – арупалока – отрешение от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме одно из наиболее значимых мест занимает так именуемое отрицание единства личности. Любая личность представлена, как скопление «изменчивых»форм. В соответствии с высказываниям Будды личность складывается из пяти элементов: телесности, ощущения, жажды, познания и представления. Так же громадно значение учения о спасении души, обретение ею спокойствия, в начальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но дабы в новом рождении была воплотившейся та же личность, нужно, дабы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прошлом воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой – это серьёзный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, — личное сознание, которое несет в себе целый духовный мир человека, трансформируется в ходе личных перерождений и стремящаяся к успокоению в нирване. Наряду с этим достижение нирваны нереально без подавления жажд, что достигается при помощи контроля над взорами, речью, поведением, над образом судьбы, над упрочнением, вниманием, и полной сосредоточенность и решимостью.

Буддизм обогатил религиозную практику приёмом, относящимся к области личного культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения. Как бхавана – углубление в самого себя, в собственный внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что взяло распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзэн». Многие исследователи уверены в том, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в основном этическим, философским учением, а не религией. Большая часть понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный темперамент, что делает его более эластичным и прекрасно адаптируемым к верованиям и местным культам, способным к изменению.

Буддизм, зная людскую природу, ни при каких обстоятельствах не допускал мысли о том, что все верующие имели возможность в один момент захотеть стать монахами. В противном случае говоря, практика буддизма остается ограниченной и опосредованной и реализуется в полноте только в монашестве. Для подавляющего большинства буддийского населения, которое не вступает в монастырь, культ содержится в наилучшем соблюдении морали, участии в содействии и праздниках монахам методом приношений. Регулируемая так жизнь разрешает этим людям сохранять надежду в будущей судьбе стать монахами и взять освобождение.

Обрисовать культ буддизма – значит обрисовать жизнь монахов. (Попытайтесь ознакомиться с судьбой в буддийских монастырях и с главными правилами, которых придерживаются монахи самостоятельно, применяя дополнительную литературу).

Итак, буддизм ассимилировал элементы брахманизма, других религий и индуизма. В Индии растворился в индуизме, очень сильно повлияв на него. Фундаментальный принцип буддизма – отсутствия авторитетов и принцип свободы. В центре буддизма – учение о четырех добропорядочных истинах, а путь – это восьмиричный путь спасения от страданий. На протяжении развития сложился культ Буды и бодхисати, ритуал сложились сангхи (монашеские общины) и т.д.

Главные направления

В буддизме существует пара направлений, именуемых хинаяной – «узкой колесницей» (либо тхеравадой – «подлинным учением»), махаяной – «широкой колесницей» и ваджраяной – «алмазной колесницей».

По собственному географическому происхождению, и по тому, что в нем существует теория перевоплощения, буддизм примыкает к брахманской культуре Индии. Но, индийцы очень религиозны и привыкшие жить среди божеств, выдержали буддийскую теорию не более нескольких столетий – теорию, которая обходится без всевышних и через чур довольно часто находит наслаждение в отказе от существования, что не хорошо сочетается с жизненным оптимизмом индийцев.

Начальная форма буддизма достаточно жёсткая и элементарная, ещё существует в Шри-Ланке, Таиланде, Бирме и Камбодже. Она именуется «хинаяна» либо «тхеравада».

Сперва христианской эры показалась более широкая и более гуманистическая трактовка буддизма – «махаяна», она дополняет писаную традицию устными наставлениями Будды своим самым верным ученикам. После этого, к VII в. из махаяны выделился так называемый тантризм, что объединяет волшебные и мистические обряды буддизма. Это направление стало называться – «ваджраяна», цель которого сократить тяжёлый путь к нирване. Одним из направлений данной ветви есть тибетский ламаизм.

Все эти направления буддизма дали большое число сект. Особенно актуальным направлением среди молодежи последовательности государств во второй половине ХХв. стал дзэн – буддизм. (Более детально о дзэн – буддизме возможно определить из книги: Судзуки Д. Кацуки, С. Дзэн – Буддизм / Пер. с англ.- Бишкек: МП «Одиссей», 1993г.).

Буддизм. Коротко и доступно о религии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: