Виды человеческих знаний

Ученые-обществоведы разделяют множество видов людских знаний, любой из которых додаёт собственный вклад в постижение истины. Обыденное (житейское) знание формируется у людей на протяжении деятельности и повседневной жизни. К примеру, мы определим о том, что нужно растирать щеки снегом в морозный сутки, дабы не отморозить лицо, держать в тепле ноги, не выпивать на ночь крепкий чай либо кофе. Это и имеется примеры обыденного знания.

Особенным видом знания есть народная мудрость – накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит собственный отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях. Примерами народной мудрости могут служить высказывания «Видит око на большом растоянии, а думка еще дальше», «Ум обожает простор. Ум городьбой не обгородишь», «Одно дело делай, а другого не порть» и т.д.

Серьёзны для человека научные знания, отыскавшие собственный отображение в сформулированных учеными законах общества и развития природы. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность. Любой из предметов школьной программы знакомит вас с началами научных знаний по собственной области. К примеру, историки опираются на полученные ими на базе изучений информацию о жизни народов в прошлом. Продолжительное время историки полагали, что в старой Руси был низкий уровень образованности. Но благодаря находкам берестяных грамот при раскопках Изборска, Пскова, Новгорода, Ветхой Ладоги стало известно, что фактически все население древнерусских городов умело просматривать и писать. Многие годы, доверяя письменным источникам (летописям) ученые писали о более чем 220 городах домонгольской Руси. Но на протяжении археологических раскопок было обнаружено не более 74 городских центров.

Выделяют ученые и без того именуемые паранаучные знания. Это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрономов.

Мифологические (религиозные) знания – кроме этого один из видов людских знаний. Мы уже говорили в прошлом параграфе о мифах, повествующих о создании людей. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, сверхестественном, человеке.

Таков далеко не полный список форм и видов людской знания, формирующих у людей картину мира, в котором они живут.

Научное познание

Наука есть главной формой людской познания. Научное познание отличается от обыденного:

а) рвением к большой объективности в описании изучаемых явлений и предметов;

б) особенным (научным) языком, применяемым для их описания;

в) своеобразными методами обоснования истинности взятых знаний;

г) жаждой приобретать знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и ответственные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Основной задачей эмпирического уровня научного познания есть описание явлений и предметов, а главной формой приобретаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, приобретаемое знание фиксируется в форме законов, научных теорий и принципов, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Главными способами, применяемыми в ходе эмпирического познания, являются способы наблюдения, эксперимента и эмпирического описания.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных явлений и предметов, на протяжении которого происходит получение знания о признаках и внешних свойствах изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как чувство, восприятие, представление. Итогом наблюдения есть эмпирическое описание, в ходе которого полученные сведения фиксируются посредством средств языка или в других знаковых формах.

Особенное место среди перечисленных выше способов занимает опыт. Опытом именуется таковой способ изучения явлений, что осуществляется в строго определенных условиях, причем последние смогут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особенным видом опыта есть мыслительный опыт, при котором заданные условия являются мнимыми, но в обязательном порядке соответствующими правилам и законам науки логики. При проведении мыслительного опыта ученый оперирует не настоящими объектами познания, а их образами либо теоретическими моделями. На этом основании этот вид опыта относят не к эмпирическим, а к теоретическим способам научного познания. Возможно заявить, что он есть как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

Из вторых способов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, возможно выделить способ догадки, и формулирования научной теории.

Сущностью способа догадки есть обоснование и выдвижение некоторых догадок, благодаря которым рассчитывают растолковать те эмпирические факты, каковые не укладываются в рамки прошлых учений. Целью проверки догадки есть формулирование законов, правил либо теорий, растолковывающих явления окружающего мира. Такие догадки именуют объяснительными. Наровне с ними существуют так именуемые экзистенциальные догадки, воображающие собой предположения о существовании явлений, каковые еще не известны науке, но, быть может, скоро будут открыты (примером таковой догадки может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На базе проверки догадок происходит построение научных теорий. Научной теорией именуется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особенной совокупностью понятий. Каждая научная теория кроме описательной функции делает еще и функцию прогностическую: она оказывает помощь выяснить направление предстоящего развития общества, происходящих в нем процессов и явлений. В этом состоит ее главное значение.

?? Антропогенный фактор 1 серия — Мелодрама | сериалы и Фильмы — Русские мелодрамы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: