Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

Существует и используется два главных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными замыслами. К этому виду НИРС возможно отнести курсовые работы, делаемые в течение всего срока обучения в Институте, конечно дипломную работу, делаемую на пятом курсе.

На протяжении исполнения курсовых работ студент делает первые шаги к независимому научному творчеству. Он обучается трудиться с научной литературой (в случае если это нужно, то и с зарубежной), получает навыки анализа и критического отбора нужной информацим. В случае если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не воображает громадного труда для студента, то уже через год требования заметно увеличиваются, и написание работы преобразовывается в вправду творческий процесс. Так, повышая из года в год требования к курсовой работе, ВУЗ содействует формированию студента, как исследователя, делая это фактически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Исполнение дипломной работы имеет собственной целью предстоящее развитие творческой и познавательной свойстве студента, и как последний этап обучения студента в Институте направлено на расширение и закрепление теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших направлениях многие студенты уже трудятся по профессии, и, выбирая тему для курсовой работы это значительно чаще учитывается. В этом случае, не считая анализа литературы, в дипломную работу возможно включён личный практический опыт по этому вопросу, что лишь увеличивает научную сокровище работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным замыслом, возможно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. Наряду с этим направляться сообщить о том, что значительно чаще реферат есть либо переписанной статьёй, либо, что ещё хуже, конспектом главы какого-либо книжки. Назвать это научной работой возможно с громадным сомнением. Но кое-какие рефераты, написанные на базе нескольких источников и десятков статей, можно назвать научными трудами и включение их в перечень видов НИРС в полной мере оправданно.

2. Исследовательская работа сверх тех требований, каковые предъявляются учебными замыслами.

Как уже говорилось выше, такая форма НИРС есть самая эффективной для развития исследовательских и научных свойств у студентов. Это легко растолковать: в случае если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается важная проблема учителя, в частности — мотивация студента к занятиям. Студент уже так развит, что трудиться с ним возможно не как с учеником, а как с младшим сотрудником. Другими словами студент из сосуда, что направляться наполнить информацией, преобразовывается в источник последней. Он смотрит за новинками литературы, старается быть в курсе трансформаций, происходящих в выбранной им науке, а основное — процесс осмысления науки не заканчивается за пределами подготовки и Вуза к экзаменам и практическим занятиям. Кроме того на протяжении отдыха в глубине сознания не заканчивается процесс самосовершенствования. Реализуется узнаваемая ленинская цитата: «во-первых — обучаться, во-вторых — обучаться и в — третьих — обучаться и после этого контролировать то, дабы наука у нас не оставалась мертвой буквой либо актуальной фразой…, дабы наука вправду входила в кровь и плоть, преобразовывалась в составной элемент быта в полной мере и настоящим образом»[1].

Главными формами НИРС, делаемой во внеучебное являются:

* Предметные кружки;

* Проблемные кружки;

* Проблемные студенческие лаборатории;

* Участие в научных и научно-практических конференциях;

* участие во внутривузовских и республиканских конкурсах.

Остановимся более детально на каждой из перечисленных выше форм.

Предметные кружки.

Эта форма НИРС значительно чаще употребляется при работе со студентами младших направлений. Начальниками выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок есть самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Значительно чаще, это подготовка рефератов и докладов, каковые позже заслушиваются на совещаниях кружка либо на научной конференции. Кружок может объединять как участников группы, курса, факультета, а время от времени — и всего университета. Последний вариант значительно чаще видится в кружках, изучающих неприятности публичных и гуманитарных наук, поскольку в технических и естественных кружках научные изучения студента пятого курса вероятнее будут малопонятны студентам первого, и у них может пропасть интерес к кружку, как таковому.

Работа кружков, в большинстве случаев, выглядит следующим образом:

На организационном собрании, проходящем примерно в октябре, происходит распределение тем рефератов и докладов избирательным путём, по окончании чего учитель говорит о наличии для каждой темы главной и дополнительной литературы и рекомендует в скором будущем продумать замысел работы. Кое-какие учители уверены в том, что выборное распределение докладов не есть нужным, поскольку студент концентрируется на одной теме, не уделяя громадного внимания вторым. С одной стороны, принудительное распределение тем может ликвидировать такую «зацикленность», но, иначе, таковой подход может не отыскать помощи у самих студентов. Представим себе первокурсника, что в первый раз пришёл на совещание кружка, где, как он как он вычисляет, к нему должны относиться практически, как к равному, и внезапно он приобретает для работы тему, которая его интересует мало, а тема, которую ему хотелось развить в собственной работе, досталась второму. Само собой разумеется, студент обидится, и его присутствие на остальных совещаниях кружка ставится под сомнение.

Так, распределение тем должно быть только избирательным, тем более что к началу обучения в Институте человек уже достаточно развит, дабы иметь пристрастия и собственные интересы.

По окончании распределения тем начинается основная и главная работа кружка. На первых порах главная роль в собственности его начальнику. Как раз от его опыта, терпения и таланта зависит, поменяет ли начальный пыл юных исследователей вдумчивая работа, либо всё так и останется в зачаточной стадии. Нужно следить за каждым студентом, стараться угадать неприятности, каковые смогут появиться у него в ходе работы. Может произойти так, что юный человек постесняется задать вопрос, считая себя достаточно взрослым для его независимого ответа, а после этого, так и не придя к ответу, откажется от изучения по большому счету, решив о собственной научной несостоятельности. Такие психотерапевтические неприятности довольно часто поднимаются перед студентами младших направлений. Обстоятельством есть сложившийся стереотип, что студент-это уже полностью сложившийся человек, и сам обязан решать собственные неприятности. В действительности же, мышление студентов младших направлений ещё несёт в себе громадный отпечаток школьного и, говоря открыто, легко детского. Исходя из этого конфликт между «взрослой» юношеским мышлением и моделью поведения может перечеркнуть упрочнения самого гениального, но не хватает чуткого педагога. Исходя из этого будет не лишним прочесть студентам две-три лекции о способах и методах научного изучения, о сборе материала, о работе над литературой, о пользовании научным аппаратом, конечно ознакомит студентов с научными направлениями учителей кафедры, дабы студенты знали, к кому возможно обратиться для более детальной консультации по некоторым вопросам.

В случае если начальный период работы кружка прошёл удачно, и большинство тем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. В большинстве случаев, на одном совещании кружка заслушивается не более двух выступлений, так когда в этом случае возможно детально обсудить любой доклад, задать вопросы и взять развёрнутые ответы на них. Также, много докладов тяжело для восприятия, и может снизиться заинтересованность и активность участников кружка.

Формами подведения итогов работы кружка смогут стать конкурс докладов, участие в предметных олимпиадах и научных конференциях, проведение круглых столов, встречи с учёными, конечно публикация тезисов лучших работ в научных сборниках Институтов.

Проблемные кружки.

Всё сообщённое о научных кружках возможно отнести и к проблемным, но направляться учесть кое-какие отличия.

Проблемный кружок может объединять собой студентов различных курсов и факультетов, конечно, в случае если при Институте имеется таковые, лицеев и колледжей. Во главу угла возможно поставлена неприятность, которой занимается научный руководитель кружка, либо каждая вторая по его выбору. Громадным преимуществом данной формы НИРС есть возможность рассмотрения выбранной темы самый глубоко и с различных ракурсов. Так, к примеру тему «Безработица в Российской Федерации» возможно рассмотрена с экономической (влияние безработицы на ВНП, госполитика в отношении безработицы и т. д.), социальной (социальный состав безработных, социальные последствия безработицы и т. д.), культурной (культура и безработица, народный фольклор о безработице и т. д.), а также литературной (безработица в произведениях русских писателей) точек зрения. Это придаёт совещаниям кружка громадную разносторонность и завлекает в него новых участников. Помимо этого, что важно, это содействует упрочнению связей между студентами различных специальностей и возрастов, поддерживает чувство единого коллектива.

Проблемные кружки воображаю собой «облегчённую» форму НИРС, и исходя из этого на их базе вероятно организация встреч с людьми, каковые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение разных викторин и КВН.

Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д.

виды научно исследовательской работы студентов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: