Виды и техники воздействия

Кое-какие психологи уверены в том, что возможно добиться успеха, применяя лишь техники слушания. Но это делает процесс продолжительным и изнурительным. В то время, когда психолог участвует в беседе, он может продуктивно оказывать влияние на скорость осознания клиентом характера собственных способов и проблем их разрешения.

Действие — это вовлечение психолога в процесс разрешения актуальных жизненных неприятностей клиента.Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как роста личности и агент изменения. Своим присутствием он уже влияет на клиента. В том случае, в то время, когда психолог деятельно действует на протяжении консультации, трансформации смогут произойти значительно стремительнее.

Техники действия тесно связаны с техниками слушания. При оказании действия на клиента (как и при его выслушивании) психолог поддерживает визуальный контакт, применяет невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное размещение и др.). Техники действия (влияния) в большинстве случаев подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как интерпретация, директива, конфронтация и самораскрытие (А. Айви).

Овладеть техниками действия значительно сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого нужно управление умелого супервизора. Техники действия более действенны при достаточно редком применении в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация — основной способ среди техник действия. Отправной точкой для нее есть психотерапевтическая теория, на которой базирует собственную работу консультант. Интерпретация используется нечасто, 2—3 раза за одну консультацию. Она пред-

ставляет собой необычный вызов мнению клиента, поэтому «передозировка» ведет к сопротивлению клиента.

Говоря об интерпретации, хочется обратиться к известной фразе Д. Винникотта: «…я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, дабы продемонстрировать больному, что я бодрствую. Во-вторых, дабы продемонстрировать больному, что я могу ошибаться».

Директива — самая сильная из техник действия. При ее применении психолог говорит клиенту, какое воздействие ему следует предпринять. В рамках различных теорий употребляются различнообразные виды директив, к примеру:

S свободные ассоциации: «Вспомните и поведайте, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство…»;

S гештальт-способ работы с полярностями: «Представьте, что Ваша подруга сидит в этом кресле. Сообщите ей все, что думаете и ощущаете. Сейчас пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»;

S фантазирование: «Представьте, что Вы возвратились в прошлое, в собственный детство… Перед вами — девочка 5—6 лет. Эта девочка — Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Вы имеете возможность задать вопрос ее о чем-то ответственном…»;

S парадоксальная инструкция: «В следующий раз, в то время, когда испытаете ужас, не пробуйте подавить его. Напротив, усильте собственный ужас, поведайте о нем окружающим… Нужно, дабы Вы испытывали в сутки не меньше трех приступов страха..:»;

s релаксация: «Закройте глаза… Почувствуйте собственный тело… Расслабьте мускулы лица…»;

S пожелание: «Я желал бы, дабы Вы сделали следующее…»;

S домашнее задание: «На протяжении семи дней Вы должны любой вечер письменно отвечать на следующие вопросы…»; «К следующей отечественной встрече заполните данный опросник» и др.

Психолог может давать указания клиенту, предлагая определенные трансформации в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («обязан» на «желаю» и «не желаю»), вовлекая его в групповую работу (изменение пространственного положения участников семьи). Нужно не забывать, что применение директив вероятно лишь по окончании установления контакта психолога с клиентом.

Конфронтация. Термин «конфронтация» имеет два смысла: 1) находиться наоборот, наблюдать в лицо; 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога главным есть первое значение данного термина, поскольку конфронтация не есть агрес-^

сивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации взаимоотношений с ним.

При конфронтации психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, каковые являются противоречивыми, неадекватными. Серьёзным для понимания конфронтации есть понятие «рассогласование», либо «инконгруэнтность». Клиент дает двойные сообщения на протяжении интервью («да… но»); демонстрирует противоположные или противоречащие друг другу эмоции и мысли. Психолог показывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит его перед лицом фактов. Цель консультирования содержится в конфронтации и идентификации основных противоречий клиента.

Увидев несоответствия в рассказе клиента, психолог может применять следующий шаблон: «С одной стороны, Вы думаете (ощущаете, поступаете…), но иначе Вы думаете (ощущаете, поступаете…)». Психолог кроме этого поднимает вопрос о вероятном значении данного поведения клиента для его жизни на данный момент. Тем самым возможно применять свойство клиента наблюдать на вещи с другой точки зрения, установить характер связи между различными темами в его рассказе. Принципиально важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу; в чем отражается его познание данной противоречивой ситуации. Конфронтация — способ, требующий терпения и такта.

Конфронтация поддерживает баланс между способами наблювоздействия и дения. Она делается более действенной, в то время, когда преподносится в виде сложного пересказа либо рефлексии эмоций. Конфронтации возможно достигнуть кроме этого посредством способов наблювоздействия и дения, но в то время, когда она происходит в рамках пересказа либо обобщения, остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым числом теплого, хорошего отношения и уважения.

Самораскрытие — это техника действия, основанная на том, что психолог делится переживаниями и личным опытом или разделяет эмоции клиента. Оно связано с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» психолога.

консультирования ис и Различные системы психотерапиипользуют разные микротехники в разных «пропорциях». Квалификация психолога складывается из понимания неспециализированной компетентности и структурной модели консультирования в микротехниках, и из умения использовать все это с учетом инди-

видуальных и культурных изюминок клиента. До клиента должно «доходить» то, что передает ему психолог.

Напоследок напомним, что успешность консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного сотрудничества.

Лекция Александра Потеряхина \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: