Виды интервью и формы вопросов

Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (синонимы), а иначе — несвободные, стандартизованные, формализованные.

По цели интервью смогут быть ситуативными (о ситуации), проблемными (анализ неприятности), биографическими. Последние смогут быть представлены несколькими типами:

— лейтмотивными (респонденту оказывают помощь сходу подойти к определенной теме и ее не кинуть);

— нарративными (собеседника просят детально поведать историю собственной жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности);

— открытыми (в форме беседы без жестко заданной структуры).

По композиции принято выделять интервью:

— линейные (вопросы задаются последовательно);

— кольцевые (в финале интервью возвращаются к вопросам, обсуждавшимся в начале, и подводят итоги);

— спиральные (любой вопрос повторяется пара раз с новыми формулировками, упрощающими либо углубляющими его содержание в зависимости от задач интервьюера. Данный вид интервью эргономичен при попытке собеседника уйти от ответа);

— мозаичные (хаотичный комплект вопросов, не связанных между собой. Оказывает помощь взять утаиваемую данные, которая возможно сформулирована коротко).

По форме работы интервьюера интервью возможно активным и пассивным. По форме работы респондента – управляемым и свободным.

От формы интервью зависит выбор вопросов. С психотерапевтической точки зрения имеет значение разделение вопросов на явные и неявные. Первые выражаются в языке всецело совместно со требованиями и своими предпосылками установить малоизвестное. Вторые выражаются только собственными предпосылками, а требование установить малоизвестное восстанавливается по окончании осмысления предпосылок вопроса. В некоторых обстановках (к примеру, в общении с детьми, со сложными респондентами, с людьми, находящимися в состоянии стресса) предпочтительны явные вопросы. Но в беседе, в то время, когда респондент и журналист общаются на равных, неявные вопросы разрешают выстроить максимально комфортный диалог, потому что в ситуации простого общения мы часто обращаемся как раз к таким конструкциям.

Особенное внимание уделяется наводящим вопросам, каковые противопоставляются узловым. Первые каким-либо образом готовят ответ, вторые — нет. Наводящие вопросы бывают двух типов:

— которые содержат явные либо неявные логические презумпции;

— которые содержат оценочные или эмоциональные выражения.

Первый тип начинается с определенной констатации, верной либо фальшивой: «Социалисты всегда поддерживают свободную торговлю. Вычисляете ли вы, что им направляться отменить кое-какие из торговых барьеров?»

Второй тип: «Как вы относитесь к тому, что кавказцы вторгаются в отечественные места?»

Наводящие вопросы уместны тогда, в то время, когда они оказывают помощь взять больше валидной информации (респондент знает что-то, но склонен утаивать) либо в то время, когда валидная информация возможно взята вопреки наводящим вопросам (лишь при условии отсутствия угрозы «Я», отсутствия барьера этикета между интервьюером и респондентом и в случае если респондент устойчив к давлению). Но довольно часто наводящий вопрос искажает ответ.

По качеству ведения интервью оно возможно выдержано в мягком и твёрдом стиле. Твёрдый стиль употребляется или для пробивания у респондента эмоционально закрытых сфер, которые связаны с угрозой его «я», или с человеком, подозреваемым в потенциальном искажении информации, или с человеком, трудящимся в бюрократической сфере.

Иногда журналисту нужно «раскрыть» собеседника, а для этого лучше применять неспециализированные вопросы если сравнивать с частными. Дабы усилить их эффект, возможно кроме этого сделать вопросы неясными, неоднозначными, провокационными, полемическими.

Особенное место в психологии интервьюирования занимают следующие формы вопросов:

1. Конкретизирующие (заставляющие респондента подробнее осветить один из качеств темы);

2. Уточняющие (заставляющие респонеднта прояснить то, что неясно журналисту);

3. Проверочные (заставляющие респондента повторить данные);

4. Связующие (вспомогательные, содействующие переходу от одного тематического блока к второму);

5. Неточные (которые содержат искаженные факты. Употребляются, в то время, когда нужно узнать скрываемую данные);

6. Вопрос-эхо (повторяет последнюю фразу респондента с вопросительной интонацией);

7. Вопросы, которые содержат сомнение (Имели возможность бы вы себе представить, что…?);

8. Вопросы-внушения (Ваш персональный опыт не обосновывает ли, что…?);

9. Изолирующие (в случае если мы разглядим эту обстановку, вы согласитесь с тем, что…?);

10. Возвратные (Это принципиально важно. Не возражаете, в случае если мы возвратимся к теме чуть позднее?);

11. Молчание (мимическая форма вопроса).

Для того чтобы получить ответ, содержащий анализ, рекомендуется применять следующие формы вопросов:

1. Масштабирующие вопросы (Что означает данный случай для жизни города? Страны?);

2. Программирующие вопросы (Что будет в следствии?);

3. О модели поведения (Как бы вы советовали поступить?);

4. Причинные (В чем обстоятельство? Кто виноват?);

5. Прогностические (В случае если ситуация будет развиваться так, каков будет финал?);

6. Характеризующие (Что он за человек? );

7. Аргументирующие (Что обосновывает вашу позицию?).

Интервьюирование, как и другие способы, является технологией и включает такие этапы как подготовку интервью, начало, главную часть, завершение. Остановимся на них подробнее.

Тренинг по подбору персонала Виды интервью. Скачать кейсы по ссылке ниже.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: