Виды конкуренции (типы рыночных структур)

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, создающих аналогичные продукты.

Разновидности структур рынка:

Идеальная борьба -теоретически вероятная структура рынка с ничем не ограниченной борьбой (либо полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество покупателей и производителей в сочетании с совсем эластичной кривой спроса.

Любая отрасль хозяйства может выступать в конкретной рыночной структуре. Она характеризует условия, в которых протекает борьба. Эти условия смогут быть свободными, в то время, когда никто из участников рынка не имеет возможности оказать влияние на его конъюнктуру, и несвободными.

В последнем случае кое-какие фирмы осуществляют контроль продажи долю (и) рынка большую часть производства определенного товара и исходя из этого смогут диктовать ему собственные условия. В соответствии с этим различают два типа рынков: идеальной и несовершенной борьбе.

Идеальная борьба складывается на рынке, где ни один из участников не имеет возможности влиять на объём спроса и рыночную цену и предложения.

Борьба среди производителей на данном рынке (со стороны предложения) стала называться полиполия, что свидетельствует «большое количество продавцов», а борьба между покупателями (со стороны спроса) —полипсония, другими словами «большое количество клиентов».

Рынок идеальной борьбе характеризуется следующими главными показателями:

— неограниченное число свободных продавцов и покупателейтовара конкурентной отрасли (пара сотен либо тысяч), причем любой продавец имеет ограниченную долю рынка;

— полная однородность продукции свидетельствует, что товары, предлагаемые к продаже, имеют однообразные стандартные свойства в отношении качества, внешнего вида и упаковки;

— полностью вольный доступ на рынок новых предприятий и вольный выход из него существующих компаний;

— безотносительная мобильность, другими словами свобода перемещения всех факторов производства, возможность освободиться от лишних ресурсов либо привлечь дополнительные факторы;

— полный обзор (прозрачность) рынка свидетельствует, что покупатели и продавцы информированы о стоимостях, качестве товаров, количествах их предложения и спроса, другими словами они принимают решения в условиях определенности;

— условия конкурентной борьбы одинаковыдля всех участников рынка, нельзя допускать, дабы в конкуренции создавались для кого-то преимущества, вытекающие из дружбы либо различий в сроках поставки товаров.

На совершенном рынке покупатели и продавцы встречаются не только в одном и том же месте, но и в одно да и то же время, так дабы любой из них имел возможность без промедления реагировать на все трансформации на рынке. хорошим примером для того чтобы рынка есть товарная, валютная и фондовая биржи. Цена конкретного товара на рынке идеальной структуры устанавливается в зависимости от предложения и спроса. Любой покупатель и отдельный продавец не имеет возможности оказывать на нее прямого влияния.

К примеру, в случае если продавец запрашивает большую цену, все клиенты переходят к его соперникам, в случае если же продавец запрашивает более низкую цену, то на него будет ориентирован главный спрос, что он не в силах удовлетворить из-за малого доли рынка. Исходя из этого продавец приспосабливается к рынку методом регулирования количества продаж. Он определяет количество, которое он собирается реализовать по заданной цене. Поменять цену все же возможно, в случае если все продавцы будут функционировать сообща.

Спрос на данном рынке достаточно стабильный, другими словами не бывает резких колебаний спроса. Клиентам безразлично у какого именно производителя брать товар, поскольку он обычный. Получается, что и у продавцов и у клиентов нет выбора, по какой цене реализовывать либо брать товар. Они смогут сделать это лишь по сложившейся рыночной цене.

Рынок идеальной (чистой, свободной, совершенной) конкуренцииявляется любимым рынком экономистов, на котором они изучают поведение производителей и потребителей. Не смотря на то, что этот рынок есть теоретической моделью, он имеет громадное практическое значение, потому, что может растолковать настоящую обстановку на рынках, родных к идеальной борьбе. К ним экономисты относят рынки ценных бумаг, валюты, марочного бензина, пшеницы, кукурузы, мяса и молока, шерсти и хлопка, овощей и фруктов. Многие экономические теории, в частности предложения и спроса, строятся применительно к рынку идеальной борьбе. Помимо этого, он есть эталоном, примером для сравнения с другими рынками.

Монополистическая борьба, либо конкурентный рынок, где существует много компаний, любая из которых имеет маленькую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

Монополистическая борьба есть не только самый распространённой, но и самый тяжело изучаемой формой отраслевых структур. Для аналогичной отрасли не может быть выстроено правильной абстрактной модели, как это возможно сделать в случаях чистой конкуренции и чистой монополии. Очень многое тут зависит от конкретных подробностей, характеризующих стратегию и продукцию развития производителя, угадать каковые фактически нереально, и от природы стратегического выбора, имеющейся у компаний данной категории.

Монополистическая борьба характеризуется тем, что любая компания в условиях разделения продукции владеет некоей монопольной властью над собственным товаром: она может повышать либо же уменьшать цену на него независимо от действий соперников.Но эта власть ограничивается как наличием большого количества производителей подобных товаров, так и большой свободой входа в отрасль вторых компаний. К примеру, «фанаты» кроссовок компании «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию громадную, чем за товары вторых компаний цену, но в случае если отличие в стоимостях окажется через чур большой, клиент всегда обнаружит рынке аналоги менее известных компаний по более низкой цене. То же относится к продукции косметической индустрии, производству одежды, обуви и т. д.

Рынок с монополистической борьбой характеризуется следующими особенностями:

Наличие покупателей и множества продавцов (рынок складывается из солидного числа свободных покупателей и фирм), но не большего, чем при идеальной конкуренции.

Низкие преграды для вступления в отрасль. Это не свидетельствует, что открыть монополистическую конкурентную компанию легко. Такие сложности, как неприятности с оформлением регистраций, лицензий и патентов имеют место.

Дабы выжить на рынке в долговременном периоде, монополистической конкурентной компании нужно создавать разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают компании-соперники. Разделение возможно горизонтальной или вертикальной. Причем продукты смогут различаться один от другого по одному либо последовательности особенностей (к примеру, по составу);

Идеальная информированность покупателей и продавцов об условиях рынка;

В основном неценовая борьба, очень незначительно может оказывать влияние на неспециализированный уровень стоимостей. Рекламирование продукции принципиально важно для развития.

Олигополия— рынок, на котором господствует маленькое количество компаний, каковые совместно осуществляют контроль подавляющую долю рынка.

Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

Олигопсония — рынок, на котором присутствует большое количество продавцов, но мало клиентов.

Монополия—это большое капиталистическое предприятие, осуществляющее контроль сбыт и производство одного либо нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует борьба и функционирует одна компания. Она создаёт неповторимый, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых компаний. Первые в истории монополии создавались сверху санкциями страны, в то время, когда одной компании давалось привилегированное право торговли тем либо иным товаром.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Происхождения МОНОПОЛИЙ:

Желание приобретать монополистическую прибыль —

Высокая часть постоянных издержек, каковые требуют одномоментных больших вложений создания бизнеса и при появления борьбы не окупаются Законодательные преграды для осуществления деятельности; (лицензирование, сертификация)

Внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от зарубежной борьбы с целью поддержать отечественные субъекты. Включает: (обложение пошлинами зарубежных товаров, ограничение ввоза либо запрет).

слияние и Поглощение компаний (в то время, когда более большая берёт более небольшую компанию, ликвидируя борьбу на рынке).

Запугивание соперников.[источник не указан 370 дней] Угрожая, к примеру, физической расправой либо физически влияя на персонал (управление) компании, возможно добиться ухода фирмы и закрытия конкурента её с рынка.

Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания есть естественной монополией, если она может сама обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, либо более узко профильных фирм.

Монопсония — рынок, на котором присутствует лишь один клиент.

Главные рыночные структуры
Структура рынка Преграды входа для продавца Число продавцов Преграды входа для клиента Число клиентов Доступ к информации Разделение продукта
Идеальная борьба Нет Большое количество Нет Большое количество свободен +
Монополистическая борьба Нет Большое количество Нет Большое количество свободен +
Олигополия Да Мало Нет Большое количество ограничен + —
Олигопсония Нет Большое количество Да Мало ограничен
Монополия Да Один Нет Большое количество ограничен
Монопсония Нет Большое количество Да Один =

5.6 Рыночные структуры


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: