Виды рыночных структур. общая характеристика рынка совершенной (чистой)

Кемеровский университет (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Кафедра экономической теории

ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ

ИДЕАЛЬНОЙ (ЧИСТОЙ) КОНКУРЕНЦИИ

Учебно-методическое пособие

для независимого изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика»

для студентов всех профессий

и форм обучения

Кемерово 2007

Утверждено на совещании Рекомендовано к печати

кафедры 27 апреля 2007 г. учебно-методической рабочей группой

протокол № 10 экономического факультета

15 мая 2007 г., протокол № 8

Предприятие в условиях идеальной (чистой) конкуренции[Текст]: учебно-методическое пособие для независимого изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика» для студентов всех форм и специальностей обучения/ Сост. И.И. Лямкин, О.И. Мартынчук. – Кемерово: Кемеровский университет (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. – 40 с.

Учебно-методическое пособие по теме «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» содержит теоретический материал, вопросы для самопроверки и задачи задания (и контрольные тесты). Практические задачи представлены в двух блоках. Для лучшего усвоения материала, в первом блоке задачи даны с ответами и решениями. Во втором блоке подобные задачи даны для независимого ответа студентами с последующим дискуссией их решения на практических занятиях.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех форм и специальностей обучения, изучающих дисциплины «Экономика и» Экономическая «теория».

Составители:

к.э.н., доцент

Лямкин И.И.

ст. преп.

Мартынчук О.И.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………….…………………..4

1 Виды рыночных структур. Неспециализированная черта рынка идеальной (чистой) борьбе………………………………………………..5

2 доход и Спрос в условиях идеальной (чистой) борьбе……..7

3 Поведение предприятия в условиях идеальной (чистой) борьбе в кратковременном периоде………………………………………..9

4 Поведение предприятия в условиях идеальной (чистой) борьбе в долговременном периоде…………………………………………14

5 Экономическая эффективность в условиях идеальной (чистой) борьбе………………………………………………………………16

Вопросы для самопроверки……………………………………………..22

Контрольные задания………………………………………….…………23

Ответы на контрольные задания………………………………………..29

Задачи для независимой работы………………………………… 32

Перечень литературы………..………………………………………… …35

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие по теме «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» создано в соответствии с рабочими программами дисциплин «Экономика и» Экономическая «теория». Оно ориентировано на студентов дневной и заочной форм обучения всех профессий.

Главная цель настоящего пособия – оказание помощи студентам в освоении разглядываемой темы.

Изучение студентами темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» оказывает помощь осознать механизм функционирования рыночной экономики на микроуровне и приобрести базы знаний для их последующего применения в ходе изучения поведения фирм в условиях несовершенной борьбе. Исходя из этого освоение темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» есть серьёзным этапом в изучении экономической теории.

На протяжении изучения темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» нужно решить следующие задачи:

— освоить базисные экономические категории темы;

— ознакомиться с разработкой ответа задач по теме;

— увеличить навыки независимой работы.

Изучение темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» окажет помощь студентам взять нужные знания в области теоретической экономики и разрешит возможность использовать полученные знания при предстоящем изучении тем дисциплин «Экономика и» Экономическая «теория».

В следствии изучения темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе» студент обязан:

знать:

  • понятийный аппарат темы, определяемый рабочей программой дисциплин «Экономика и» Экономическая «теория»;
  • содержание базисных экономических категорий темы;
  • главные закономерности поведения фирм в условиях идеальной (чистой) борьбе;

мочь:

  • применять знания по теме при ответе экономических задач;
  • самостоятельно решать задачи в рамках темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе»;
  • применять обработки и современные технологии сбора экономической информации с целью ее последующего применения в ходе подготовки к лекционным и семинарским занятиям, рефератов, курсовых, контрольных работ и пр.;
  • мочь сопоставлять теоретические модели с настоящими явлениями практики функционирования социально-экономических совокупностей;

купить навыки:

  • применения базисных экономических категорий темы;
  • обоснованного изложения материала по изучаемой теме;
  • независимой работы;
  • анализа и моделирования проблемных обстановок;

обладать, иметь опыт:

В настоящем пособии последовательно раскрываются главные положения темы «Предприятие в условиях идеальной (чистой) борьбе», акцентируется внимание на самые важных вопросах, приводятся вопросы для самопроверки; задачи задания (и контрольные тесты), каковые нужно выполнить для закрепления изученного материала; приводится перечень литературы для углубления и расширения знаний.

ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. Неспециализированная Черта РЫНКА ИДЕАЛЬНОЙ (ЧИСТОЙ)

КОНКУРЕНЦИИ

В самом неспециализированном виде рынок возможно выяснить как стихийный порядок покупателей товаров и взаимодействия продавцов. Функционирование рынков определяется состоянием борьбы экономических субъектов. Борьба – соперничество между экономическими субъектами за наилучшие условия хозяйствования, за долю рынка. Она существует как между производителями, так и между потребителями. Наряду с этим целевые установки у них различные. Продавцы пробуют реализовать товар как возможно дороже и взять большую прибыль. Клиенты стремятся приобрести товар как возможно дешевле и максимизировать удовлетворение потребностей. Значение борьбы пребывает в том, что при помощи ее рыночный механизм реализует собственные главные функции: учетную, распределительную, стимулирующую. Через механизм стоимостей борьба содействует распределению ресурсов по отраслям экономики.

Условия, в которых протекает рыночная борьба, принято обозначать термином «рыночная структура». Структура рынка определяется размерами и количеством компаний, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, контролем над ценой продукции, доступностью информации. Выделяются следующие главные рыночные структуры: идеальная (чистая) и несовершенная конкуренция , которая включает чистую монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Идеальная (чистая) борьба есть совершенной моделью, которая не существует в настоящей действительности. Она характеризуется следующими главными чертами:

1. Все фирмы создают аналогичную продукцию, которая владеет нескончаемой делимостью.

2. Все фирмы применяют одну и ту же разработку, берут нужные ресурсы по однообразным стоимостям, другими словами кривые долговременных и кратковременных издержек у них аналогичны.

3. Хороший эффект от повышения масштабов производства исчерпывается при малых количествах производства. Исходя из этого на рынке функционирует множество небольших фирм, имеющих малого долю рынка.

4. Субъекты смогут вольно входить на рынок и выходить с него, всецело отсутствуют физические препятствия для составления, изменения и выполнения замыслов по собственному усмотрению.

5. Любой экономический субъект действует обособленно, всецело независимо от всех других лиц.

6. На рынке отсутствует тенденция к монополизации экономики, другими словами механизм рыночной борьбе, что предполагает развитие действенных фирм и банкротство (либо утрату самостоятельности) не сильный, в условиях идеальной борьбе не действует.

7. Цена на продукцию отдельного предприятия есть заданной величиной. Предприятие не имеет возможности ее осуществлять контроль.

8. Все сделки на рынке идеальной борьбе являются мгновенными и беззатратными, другими словами трансакционные издержки равны нулю.

9. Все экономические субъекты владеют идеальной информацией. Идеальная информация предполагает наличие у субъектов полного знания о существующих рынках, продуктах, ценах и факторах производства на них, и отсутствие у них неопределенности довольно будущих событий.

10. На рынках идеальной борьбе деятельность предпринимателя сводится к комбинированию факторов производства по известным всем правилам. У него отсутствует творческая функция.

Так, рынок идеальной борьбе базируется на стационарной модели, предполагающей неизменными условия производства, распределения, потребления и обмена публичного продукта. Эти условия являются идеализацией либо очищением настоящих экономических процессов и явлений. Исходя из этого модель идеальной борьбе – совершенная модель, не существующая в настоящей действительности. Но она имеет громадное значение при изучении рыночных структур, поскольку с ее помощью возможно четко обозначить совокупность ограничений, с которым сталкиваются предприятия на рынке. Исходя из этих ограничений, возможно выстроить правильные модели поведения экономического субъекта, выяснить хороший вариант его выбора. Помимо этого, совершенные модели позволяют осознать функционирование настоящих рынков.

Чистая монополия – это рыночная структура, показателями которой являются:

1. Отрасль складывается из одной компании. Так, понятия «отрасль» и «фирма» и совпадают.

2. Создаваемый чистой монополией продукт неповторим, другими словами отсутствуют родные заменители.

3. Предприятие имеет полный контроль над ценой собственной продукции.

4. Наличие непреодолимых барьеров для входа вторых компаний в отрасль: экономия на масштабах производства, высокая капиталоемкость, лицензии и патенты.

Представленные черты чистой монополи характеризуют ее как совершенную структуру, не имеющую место в настоящей действительности.

Монополистическая борьба – это рыночная структура, главными показателями которой являются:

1. На рынке функционирует множество маленьких фирм. Их количество таково, что при формировании собственной стратегии, другими словами при установлении либо трансформации собственных размеров и цен выпуска, предприятие может не учитывать поведение отдельного собственного соперника.

2. Фирмы имеют малого долю отраслевого рынка какого-либо продукта. Исходя из этого изменение поведения отдельного предприятия фактически не влияет на рынок в целом.

3. Фирмы имеют ограниченный контроль над ценой собственной продукции.

4. Преграды для вступления в отрасль незначительные. Они связаны с необходимостью разработки собственного продукта, его рекламой.

5. Главная форма борьбы – неценовая, осуществляемая при помощи дифференциации продукции.

Олигополия– это настоящая рыночная структура, характеризующаяся следующими чертами:

1. На олигополистическом рынке функционирует маленькое количество фирм, от 2-х фирм (дуополия) до для того чтобы количества, что при формировании собственной стратегии фирмам приходится учитывать вероятную реакцию соперников.

2. Продукция олигополии возможно однородной либо дифференцированной.

3. Олигополисты имеют большой контроль над ценой собственной продукции.

4. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль.

5. Общая взаимозависимость компаний при формировании собственной экономической политики.

олигополия и Монополистическая конкуренция являются настоящими рыночными структурами. Монополистическая борьба начинается в том месте, где в основном требуется учитывать предпочтения и вкусы потребителей, к примеру, это отрасли легкой и пищевой индустрии, сфера одолжений. Олигополии смогут появляться в отраслях, создающих как стандартизированные товары (медь, алюминий), так и дифференцированные (машины, электробытовые устройства и др.).

5.8 Идеальная борьба в долговременном периоде и рыночная саморегуляция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: